Файл: История создания типометрических систем. Их роль в современной издательской практике (История создания типометрии и необходимость типометрических систем в полиграфии).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Типометрия – это система измерений, приспособленная для шрифтов и основанная на дюймовой системе. Термин типометрия происходит от греческих слов τύπος (týpos) — отпечаток, форма и μητρών, μετρέω (metron, metreo) – мера, измеряю. Впервые слово «типометрия» появилось в XVIII веке. Изначально типометром называли линейку, с помощью которой можно было измерять размер шрифта, и лишь позднее сложилась сложная система измерений, и появилось понятие типографского пункта. Невозможно издавать книги, не имея представления об этой системе.
Хороший шрифт удобного для чтения размера – главный признак качественно сделанной книги. Ян Чихольд, известнейший дизайнер XX века говорил так: «Определяющий элемент типографики, в особенности с начала XVI века, – литера. Остальные детали книги кажутся случайными – это украшения, дополнения, а не важные повторяющиеся элементы»[1].
Как слишком мелкий, так и слишком крупный шрифт неудобно читать, и книга, набранная неподходящим шрифтом, оставляет неприятные впечатления. Любой издатель должен точно знать, какой размер шрифта можно использовать в той или иной книге. В противном случае, из-за плохого шрифта все труды дизайнера пропадут, книгу не станут покупать.
Формат книги – одна из важнейших характеристик издания. От формата книги напрямую зависит размер шрифта, которым она будет набрана. Чем крупнее формат, тем крупнее можно сделать шрифт. От правильно выбранного формата зависит, будет ли удобно читать книгу, можно ли будет взять её с собой, положив в сумку, будет ли прилично принести её в подарок. Шрифт, которым набрана книга, должен быть адекватным формату издания. Маленькая книжечка с крупным шрифтом выглядит также нелепо, как и крупная книга, напечатанная мелким шрифтом. Типографика – это искусство, и каждая книга должна быть в своём роде произведением искусства. Некрасивое издание никому не захочется иметь у себя дома, даже если в нём напечатан интереснейший роман или глубокое научное исследование.
Согласование формата и шрифта издания требует специальных знаний. Несмотря на то, что сегодня существуют особые стандарты, призванные помочь дизайнерам, многое по-прежнему зависит от умения конкретного человека увидеть подходящий размер шрифта к определённому формату. Такое умение основывается на долгом опыте, художественном вкусе и глубоких знаний в области типографики. Без навыков работы с разными размерами шрифтов, дизайнер никогда не сможет согласовать формат книги и размер шрифта, а значит, никогда не добьётся хорошего результата.
Таким образом, очевидно, что умение работать с типометрической системой необходимо для всех людей, вовлечённых в процесс создания книги. Знания в области измерения шрифтов нужны как издателям, так и авторам, поскольку шрифт и формат – фундамент любого издания, его твёрдое основание, на котором строятся все остальные элементы дизайна той или иной книги.
Цель работы: Рассмотреть историю двух основных типометрических систем, европейской и американской.
Задачи исследования: Изучить историю создания типометрических систем, описать их состояние на сегодняшний день, узнать, где они применяются, насколько широко распространены, обозначить плюсы и минусы каждой системы.
Объект исследования: Европейская и американская типометрические системы.
Предмет исследования: Пункт Фурнье, пункт Дидо, история создания типометрии.
Методы исследования: Ознакомление с источниками по истории типографского пункта, анализ источников.
Структура работы: Работа состоит из трёх глав. В первой главе описана история создания типометрии, исследованы предпосылки появления типографского пункта. Во второй главе приведена характеристика пункта Дидо, рассказано о его применении в современности. Третья глава посвящена пункту Пика, его истории и применении в типографике.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТИПОМЕТРИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ТИПОМЕТРИЧЕСКИХ СИСТЕМ В ПОЛИГРАФИИ
В те времена, когда книги были огромной редкостью, когда их писали от руки, и когда их могли позволить себе только самые богатые и знатные люди, почти никто не задумывался о размерах шрифта, которым книга будет написана. Людей гораздо больше интересовала красота шрифта и мастерство каллиграфа. Книги воспринимались не столько как источник мудрости, сколько как предмет роскоши, признак статуса и богатства. Некоторые владельцы целых библиотек были неграмотны.
Однако именно тогда, когда были написаны первые книги, появились и первые предпосылки для возникновения стандартов шрифта. Например, любого каллиграфа учили писать буквы среднего размера. Считалось, что слишком мелкие буквы будет трудно разобрать, а слишком крупные выглядят некрасиво. Уже в древнем Египте писцов заставляли выводить иероглифы одинакового размера, и за красоту своей работы они отвечали головой.
Статуя древнеегипетского писца Каи
В Средние века существовала целая система письма, в которой размер букв имел важнейшее значение. Это монгольское квадратное письмо, созданное Пагба-ламой для Хубилай-хана, внука Чингисхана. Человек, который не следит за размером букв, не сможет написать ни слова с помощью этой письменности, поскольку каждая буква в ней должна иметь правильную квадратную форму, а каждое слово должно представлять собой красивый прямоугольник. Если буквы окажутся разного размера, слово станет нечитаемо.
Кроме того, ещё во времена рукописных книг, когда в грамматике многих языков ещё не было представления о заглавных буквах, каллиграфы изобрели буквицу. Это буква, значительно отличающаяся по размеру от остальных. С неё начинается первый абзац каждой новой главы. Сначала каллиграфы выделяли буквицу исключительно в эстетических целях, стремясь как можно интереснее украсить книгу, чтобы сделать её дороже. Уже гораздо позже буквица перестала быть просто украшением, именно она натолкнула людей на идею о заглавных буквах, которыми можно выделять начало нового предложения.
Изобретение Иоганна Гуттенберга – печатный станок, означало огромный прорыв в издательском деле. Теперь можно было сразу напечатать много книг, которые будут стоить гораздо дешевле рукописных. Казалось бы, именно в это время и должна была возникнуть типометрия. Однако этого не произошло.
Первый печатный станок
В те времена типографы использовали большие деревянные литеры. Вот как описывает их Владимир Кричевский в книге «Типографика в терминах и образах»: «Наборная литера представляет собой брусочек с рельефным изображением буквы на его торце. Таким образом, каждая буква жёстко привязана к прямоугольнику так называемой литерной площадки. Высота площадки такова, что на ней помещаются прописные и строчные знаки с верхними и нижними выносными элементами, что все знаки данного типоразмера держат линию шрифта, что над и под, как говаривали старые наборщики, «мясом» буквы остаются небольшие заплечики»[2]. Их размер зависел от того, какими их сделает мастер. В свою очередь мастера изготавливали литеры, ориентируясь на глаз, взяв за основу привычные бытовые меры. Это никак не влияло на удобство чтения, поскольку первые печатные книги, как и рукописные, были просто огромными. Если провести аналогию с современными стандартами, они имели формат «кварто» и «фолио».
Ученик и подмастерье Гуттенберга, бывший переписчик рукописей, Петер Шёффер сумел усовершенствовать изобретение своего учителя. Всю жизнь проработав с книгами, он знал, что необходимо добавить типографам, чтобы их издания превзошли рукописные книги. Он изобрёл цветную печать, книжную марку, первым стал датировать книги. Все это заметно улучшило внешний вид печатных изданий. Большинство отпечатанных им книг сегодня оцифрованно и считается образцами высокого художественного вкуса. Среди этих книг можно упомянуть знаменитый «Гербарий», прекрасную книгу, с раскрашенными вручную иллюстрациями, «Сад здравия», «Майценскую Псалтирь» и «Саксонскую хронику». Но важнейшим изданием Шёффера стала книга Цицерона «Об обязанностях», впервые напечатанная уменьшенным шрифтом. Впоследствии подобный размер шрифта в память о первом издании стали называть «цицеро». Это название используется и сегодня.
Несмотря на то, что до появления типометрии было ещё далеко, типографы уже начали различать шрифты разной величины, давая им названия. Основной, самый большой шрифт, назывался просто «текст». Считается, что это название было ему дано в честь первой книги Гуттенберга. Другие шрифты назывались «петит», то есть «маленький», в переводе с французского, «боргес», что значит «городской», «корпус» и другие. Эти названия очень точно характеризовали шрифты. Например, шрифт «боргес» использовался в основном для печати газет, которые были одной из отличительных черт города. Вся жизнь горожанина была связана с газетами, это был и досуг, и ценная информация, и повод для долгих споров, и долгожданные новости.
Изобретение форм для отлива литер стало важным событием, предваряющим систематизацию размера шрифтов. С помощью новых литейных форм можно было достаточно быстро изготовить несколько наборов литер разных размеров. Использование металла вместо дерева помогло также увеличить точность изготавливаемых литер, отрегулировать их размеры, контуры и линии. Нововведение привело к ряду важных для истории книгопечатания изобретений.
В конце XV – начале XVI века итальянский типограф Альд Мануций решил усовершенствовать дизайн книг, выпускаемых его типографией. Он стал делать книги уменьшенного формата «ин-октаво», для того, чтобы их можно было носить в кармане или в сумке. Эти узкие и длинные книги потребовали шрифт особого вида и размера. Формы для отливки литер по заказу типографа изготовил знаменитый мастер Франческо Гриффо, также известный как создатель первого латинского шрифта. Стремясь уместить на небольшой странице максимум текста, Мануций попросил Гриффо изготовить узкие наклонные литеры, вытянутые таким образом, что они имели форму эллипса. Так был создан первый в мире курсив.
Типография Мануция славилась тем, что, несмотря на маленький размер изданий и шрифта, буквы в его книгах были очень чёткие, читать текст было приятно и легко. Стоимость книг была также ниже обыкновенной, поскольку новый шрифт позволял уместить больше слов в строке, чем раньше. Итальянцы эпохи Возрождения особенно оценили ещё одно преимущество изданных Мануцием книг – они были очень красивы. Форма букв идеально соответствовала форме самой книги, и в этой гармонии была воплощена идея возрожденческого идеала – соответствия макрокосма и микрокосма. Буквы напоминали маленьких человечков, во всём подобных огромному космосу, в котором они живут. Это была философия, заключённая в книжный переплёт. Неудивительно, что другие типографии старались подделать книги Мануция, в результате чего он вынужден был использовать издательскую марку как гарантию подлинности своих книг.
Страница первой в мире книги, набранной курсивом
Будучи искренне увлечённым типографским делом, Альд Мануций не удовлетворился достигнутой красотой своих изданий и старался усовершенствовать внешний вид книги, обращая внимание на самые мелкие детали. Он стал первым книгопечатником, который применил при наборе текста точку с запятой. Позднее его внук Альд Манций Младший издал книгу о принципах пунктуации, которая оказалась первой в истории типографики работой, посвящённой этой теме.
Изобретения Мануция оказали настолько заметное влияние на типографику, что Ян Чихольд писал о нём: «Альд Мануций пераым понял, что печатная книга имеет свои особенности и отличается от рукописной. Поэтому можно считать, что с изданий Мануция начинается собственно типографическая эпоха в книжном деле. По сравнению с ним Гуттенберг кажется всего лишь копировальщиком средневековых манускриптов»[3].
Уже в XVII веке типографы понимали необходимость создания общей для всех системы, которая регулировала бы размеры шрифтов. Неоднократно в разных странах совершались попытки изготовить несколько наборов разных по размеру шрифтов, которые могли бы служить образцом для всех типографов. Первая такая попытка была предпринята в Англии в 1683 году, однако, идею систематизации размера шрифтов тогда не поддержали. Большинство типографов считали, что при создании книги очень важно показать свой фирменный стиль, чтобы любой покупатель сразу понимал, где отпечатали то или иное издание. В каждой типографии имелись собственные наборы шрифтов, заказанные хозяевами на свой вкус.