Файл: История создания типометрических систем. Их роль в современной издательской практике (История создания типометрии и необходимость типометрических систем в полиграфии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с этим все попытки каким-либо образом унифицировать размер литер, используемых в типографиях хотя бы одной страны, оказывались бесплодными. Книги по прежнему продолжали печататься совершенно разными, зачастую неподходящими по размеру, шрифтами. Для того чтобы появилась хорошая рабочая система размеров шрифта, должно было произойти нечто особенное. Это должно было быть изобретение, которое подняло бы типографию на качественно новый уровень.

Такое изобретение было сделано в XVIII веке, и слава отца типометрии досталась Пьеру-Симону Фурнье, парижскому типографу-словолитчику. Он был сыном типографа, и с детства научился разбираться в тонкостях ремесла своего отца. Повзрослев, Фурнье открыл свою собственную словолитную мастерскую, которая стала известна всей Франции. Будучи также прекрасным гравёром, Пьер-Симон обладал тонким художественным вкусом, и, поэтому, не мог не обращать внимания на красоту шрифта, который печатался с помощью его литер. Он прекрасно осознавал проблемы современной ему типографики и размышлял над возможными способами их решения.

Фурнье, для удобства работы в типографиях, создал специальную линейку, которую назвал «прототип». Позднее изобретение Фурнье стали называть «типометром». Проблема заключалась в том, что линейка была напечатана на бумаге, которая со временем усыхала. Стало быть, ни о каких точных измерениях при помощи такого ненадёжного инструмента не могло быть и речи. Поэтому другие типографы не поддержали идею Фурнье.

Пьер-Симон Фурнье

Однако Фурнье сделал гораздо более важное изобретение, которое навсегда изменило представление специалистов о типографии. Для измерения размера шрифта в 1737 году Фурнье предложил использовать типографский пункт. Он изобрёл его, основываясь на привычных французских мерах длины. В те времена для измерения длины использовали туаз, который равнялся шести футам. Один парижский фут в свою очередь был равен двенадцати дюймам. Один дюйм равнялся двенадцати линиям, а одна линия двенадцати пунктам. За типографский пункт Фурнье взял два парижских пункта. Впоследствии, вероятно из-за того, что бумажный типометр был крайне ненадёжным инструментом, типографский пункт, который использовали в книгопечатании на самом деле, оказался меньше того, который предложил Фурнье. Таким образом, он стал произвольной величиной.

Свои идеи относительно того, какой должна быть типографика, как необходимо изготавливать литеры, какой величины они должны быть, как правильно измерить размер шрифта и т.д. Фурнье изложил в многочисленных работах, издававшихся с 1737 года по 1766 год. Среди них можно упомянуть трактат «Traité historique et critique sur l'origine de l'imprimerie», в котором описывалась история книгопечатания и «Traité historique et critique sur l'origine et les progrès des caractères de fonte pour l'impression de la musique», трактат, в котором рассматривалась история применения специальных литер для записи музыки. Одной из главных работ Фурнье можно считать два тома руководства «Manuel typographique utile aux gens de lettres», которые были снабжены прекрасным приложением с образцами разнообразных шрифтов.


Разворот руководства «Manuel typographique utile aux gens de lettres»

ПУНКТ ДИДО И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На сегодняшний день есть мера, которую называют нормальной и активно используют в типографике. Эту меру ввёл другой парижский типограф, современник Фурнье, Франсуа-Амбруаз Дидо. Он родился в 1730 году в семье типографа Франсуа Дидо. Отец помог ему получить блестящее разностороннее образование и обучил всем хитростям своего мастерства. От отца Дидо унаследовал и небольшую типографию, в которой работал в начале своей карьеры.

Франсуа-Амбруаз был твёрдо убеждён, что типографика не ремесло, а искусство, и что хороший типограф непременно должен быть художником. На протяжении всей жизни Дидо был искренне предан своему искусству и стремился максимально его усовершенствовать. Обратив внимание на качество бумаги, использовавшейся книгопечатниками, он счёл его недостаточным и решил изготовить для своей типографии другую, более тонкую, более ровную и более чистую бумагу.

Ему было известно об изобретении Джона Баскервиля, который в 1757 году представил в Лондоне веленевую бумагу. Она была так хороша, что напоминала тонко выделанную кожу (vélin). Точно такую же бумагу стал производить и Дидо на небольшой фабрике, приобретённой им для этой цели. По его заказу была изготовлена целая партия веленевой бумаги, что было с интересом воспринято в Париже, поскольку до этого такую бумагу не производили ни в одной стране, кроме Англии, тем более в больших количествах,

Веленевая бумага

Но оказалось, что печатный станок не приспособлен для работы с такой бумагой. Не оставляя надежды издавать книги, со страницами из веленевой бумаги, Франсуа-Амбруаз доработал конструкцию печатного станка, сделав его работу более аккуратной. Теперь станок не рвал тонкие страницы, и на них не оставались чернильные кляксы. Новая конструкция станка помогла Дидо ввести ещё одно усовершенствование в типографическое искусство – он разработал новый шрифт с тончайшими горизонтальными и несколько утолщёнными вертикальными линиями. Впоследствии этот шрифт довёл до совершенства его сын Фирмен Дидо.

В 1777 году Дидо купил типографию, в которой у него появилась возможность реализовать все свои замыслы. Прекрасные издания, набранные изящным шрифтом на тонкой бумаге, быстро прославили типографа. К нему проявил внимание сам король, заказав печать сборника «Коллекция французской классики» в трёх разных форматах. Среди книг, вошедших в этот сборник, были труды Руссо, Расина, Мольера, Лафонтена, аббата Прево… С успехом выполнив этот заказ, Дидо удостоился звания личного типографа Месье (младшего брата короля).


В 1770 году Франсуа-Амбруаз Дидо предложил принять в качестве типографского пункта величину, которая в переводе на привычную нам систему, равняется примерно 0,3759 миллиметрам. За эталон длины, фут, учёный взял размер королевской стопы, а именно 32,48 сантиметров. В дюймовой измерительной системе 1 пункт равняется шестой части линии, линия двенадцатой части дюйма, а дюйм двенадцатой части фута. Соответственно дюйм равнялся приблизительно 2,706 сантиметрам, а пункт, то есть, 1/72 дюйма, равнялся 0,3759 миллиметрам. Новый типографский пункт оказался прост и удобен в использовании. Его с охотой приняли типографы сначала во Франции, а потом и по всей Европе.

Людовик XVI, король, длина стопы которого стала основой для создания типографского эталона

Сам Дидо, разумеется, исчислял размер шрифтов без учёта миллиметровой метрической системы, которая была признана международной только 20 мая 1875 года. С введением новой системы потребовался миллиметровый эквивалент типографского пункта. Этот перевод осуществил немецкий типограф Герман Бертольд. Именно он рассчитал, что пункт Дидо равен приблизительно 0,3759 миллиметрам. Перевод с футовой на миллиметровую систему не может быть идеально точным, поэтому тот типографский пункт, который сегодня принято называть пунктом Дидо, было бы правильнее называть франко-немецким пунктом. О введении в Германии пункта, рассчитанного Бертольдом, Фридрих Бауэр рассказывает так: «В мае 1879 года все германские словолитни получили типометры длиною в 30 сантиметров; эта длина соответствует с точностью 133 нонпарелям или 798 пунктам»[4].

Типографские литеры

Бывший изначально реальной метрической единицей, с помощью которой рассчитывали длину, с введением миллиметровой системы пункт превратился в исключительно типографский термин. В пунктах измеряют кегль шрифта. Для того чтобы дать определение кеглю, необходимо вернуться к истокам типографии и вспомнить, как был устроен печатный станок.

Металлическая литера крепилась к площадке определённого размера. Величина этой площадки была одинакова для каждой литеры одного набора, независимо от формы и размера литер. Это было необходимо для того, чтобы печатный текст выглядел ровным и опрятным, поскольку при изготовлении литеры и площадки учитывались все элементы, которые может включать буква: точки, аксаны, умляуты, прочие подстрочные и надстрочные знаки. Кегль – это та самая площадка, к которой крепились литеры, и которая помогала сделать шрифт ровным.


На сегодняшний день термин «кегль» имеет несколько иное определение. В современной типографике кегль – это размер буквы или знака по вертикали, включающий её нижние и верхние выносные элементы. По горизонтали размер шрифта определяется либо с помощью буквы «m», либо с помощью буквы «n». Дизайнер шрифта, разработав написание одной из этих букв, смотрит, сколько в ней пунктов по ширине, и рассчитывает размер остальных букв исходя из этого значения. Выглядит это так. Если высота букв в некоем шрифте равна одиннадцати пунктам, то ширина буквы «n» будет равняться пяти пунктам. Следовательно, шрифт надо делать таким, чтобы на одном дюйме умещалось от десяти до двенадцати символов.

Художественную литературу принято набирать десятым – двенадцатым шрифтом

Существует пять основных кеглей шрифта, которые измеряются в типографских пунктах. Самый маленький кегль, нонпарель, равен шести типографским пунктам, петит – восьми, корпус – десяти, цицеро – двенадцати, а миттель – четырнадцати типографским пунктам. О том, какую роль типографский пункт играет в современном мире, можно заключить из того, что часто шрифт называют именно по размеру кегля, не упоминая его официального названия. Например, говорят, «эта книга набрана десятым шрифтом», имея в виду корпус, и т. д. Каждый из этих кеглей регламентирован определённым государственным стандартом, входит в основную систему набора и имеет своё особенное назначение.

Изначально пробел между строками являлся эталонной величиной, определяющей весь размер шрифта. Пробельный материал назывался шпон и был равен точно двум пунктам. На сегодняшний день у дизайнеров есть возможность задать любое числовое значение для любого элемента шрифта, однако большинство всё же старается ориентироваться на пропорцию, сохранившуюся со времён металлического набора.

Эта пропорция была выработана поколениями типографов, является привычной для читателей и помогает создать на странице красивый текст. Более того, подобные значения применяются и для оформления пробела между словами и знаками в строке. Например, в руководстве Л. И. Гессена «Оформление книги» есть такой совет: «В числах, состоящих из пяти и более цифр, классы отделяются друг от друга пробелами двухпунктовой шпацией, а при нонпарели – однопунктовой»[5].

Не менее важной типографской единицей измерения является квадрат. Он равен четырём цицеро или сорока восьми пунктам. В квадратах измеряется формат печатного издания. Например, большинство газет формата А2 имеют восемь колонок, каждая размером в два с половиной квадрата, газета формата А3 – пять колонок размером в два квадрата и двадцать четыре пункта или шесть колонок размером в два квадрата и двенадцать пунктов.


Подобным же образом измеряется размер текста и для книг. Например, в одном квадрате помещается шесть строк, набранных петитом без шпон. Исходя из этого «по числу букв в строке петита и по общему количеству строк петита определяется отдельно количество петитных знаков. При подсчете же корпуса, вычитается площадь, занимаемая петитом»[6].

Газета формата А2

Кроме того квадратом называется и пробельный материал, который различается по кеглю (он может быть равен от одного до шестнадцати пунктам) и длине (она может быть равна одному квадрату, половине квадрата или трём четвертям квадрата). Стандарты величины пробельного материала, как и величин, характеризующих размер шрифта, формат книги и т.д. установлены ГОСТом.

На сегодняшний день пункт Дидо используется для измерения размера шрифта в Континентальной Европе, в том числе и в России. В нашей стране пункт Дидо был принят за эталонную типографическую величину в конце XVIII века. Несмотря на то, что эта единица измерения принималась как реальный пункт, принадлежавший дюймовой системе, об этом довольно скоро забыли.

Московская типография XVIII века

Изначально в нашей стране пользовались аршинной системой измерений. Дюймовая система была введена в России в 1835 году, и к моменту появления пункта Дидо в русских типографиях люди ещё к ней не привыкли. Притом, эта система не была скопирована с английской, в ней остались такие величины как локоть, пядь, аршин. К этим величинам добавили дюймы, линии и футы, создав таким образом уникальную систему измерения.

Кроме того, для формирования русской системы величин в качестве эталона длины выбрали английский фут, а не французский. Поэтому, можно сказать, что в России пункт всегда был специфической типографской мерой, почти не соотнесённой с дюймовой системой измерения. С течением времени типографы, наши соотечественники, совсем забыли о происхождении пункта Дидо.

В этом смысле очень показательным выглядит издание «Справочника полиграфиста» 1971 года, в котором типографский пункт определён как 1/2660 м, а не 1/72 дюйма. Такой отход от исторических фактов был, однако верным, поскольку пункт, пользовавшийся в России XX века был тем самым, который измерил Герман Бартольд, то есть, несколько отличным от оригинального пункта Дидо.

На сегодняшний день в нашей стране действует ГОСТ, согласно которому шрифт литературно-художественных изданий не должен быть меньше девяти пунктов в высоту, шрифт научных и научно-популярных изданий не может быть меньше восьми пунктов, высота шрифта справочников и энциклопедий должна превышать 7 пунктов. В отдельных случаях допускается набирать текст энциклопедической статьи шрифтом высотой в 6 пунктов. Это возможно, если объём статьи равен 1500 знаков или меньше. Если текст набирается на газетной бумаге, то шрифт надо увеличить на один пункт по сравнению со стандартным. Так, например, если некоторый роман печатается на газетной бумаге, то его текст должен быть набран шрифтом, как минимум десять пунктов высотой.