Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая система в каждой стране является одной из стержневых основ экономической системы. Она обеспечивает финансовую базу государства, и выступает главным орудием реализации ее экономической доктрины. Налоги – это объективное общественное явление, поэтому при построении налоговой системы необходимо выходить из реальностей социально-экономического состояния страны; это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане.

Налоги являются одной из важнейших финансовых категорий. Исторически это наиболее древняя форма финансовых отношений между государством и членами общества. Именно возникновение государства способствовало появлению платежей и взносов в государственную казну для финансового обеспечения выполнения государственных функций. Сначала эти взносы проводились в натуральной форме, затем, с развитием товарно-денежных отношений, был осуществлен переход к денежной форме взносов.

Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.

В системе налогообложения выделяют две группы налогов: прямые налоги и косвенные налоги. Прямые налоги направлены непосредственно на плательщика, и их размер прямо зависит от объекта налогообложения. Косвенные налоги выражаются в ценах произведенных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, и, хотя их выплачивают в бюджет хозяйствующие субъекты, основное бремя косвенных налогов несет на себе потребитель этих товаров, работ и услуг.

В условиях нестабильной экономики, повышения цен, инфляции косвенные налоги представляют особый интерес. В наше время расширилась сфера функционирования косвенных налогов, возросло их значение в перераспределении национального дохода, они стали важным способом влияния на процесс потребления, а отсюда и на процесс производства.

В данной курсовой работе объектом исследования являются косвенные налоги и налоговая система Российской Федерации.

Цель работы – изучение роли косвенных налогов в доходах бюджета Российской Федерации.


Задачей данной курсовой работы является рассмотрение общих сведений о системе косвенного налогообложения в Российской Федерации, проведение анализа доходов бюджета Российской Федерации в 2000-х гг., рассмотрение значения отдельных видов косвенных налогов в доходах бюджета, а также рассмотрение нынешней налоговой политики государства и путей ее совершенствования.

1. Косвенное налогообложение. Сущность и значение

1.1. Понятие и экономическая сущность косвенных налогов

В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации, "... под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований" [10].

Существуют следующие основные функции налогов: фискальная, регулятивная и социальная.

Фискальная функция характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. Через ее реализацию на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основной задачей реализации фискальной функции является обеспечение стабильной доходной базы бюджетов всех уровней. Значение фискальной функции налогов при спаде деловой активности снижается, так как величина налоговых поступлений в бюджет напрямую зависит от величины доходов налогоплательщиков.

Регуляторная функция позволяет регулировать доходы различных групп населения. Она направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг, а через платежеспособность физических лиц - на рынке спроса и предложения. Таким образом, регулирующее воздействие налогов проявляется не только в сфере производства, но и в сфере обмена и потребления. В этой функции проявляется весь механизм государственного экономического управления: планирование, координация, организация, стимулирование и контроль.


Социальная функция налогов тесно связана с фискально-регулятивной функцией через условия сбора подоходного и имущественного налогов. Налоги взимаются в большем объеме с состоятельных слоев населения, в то время как значительная их часть должна идти бедным в виде социальной помощи. Значение социальной функции налогов резко возрастает во время экономических кризисов, когда значительная часть населения нуждается в социальной защите. На практике в российской налоговой системе налоги недостаточно выполняют свою социальную функцию. Это в первую очередь зависит от несовершенства налогового законодательства [14, С. 170-171].

Основное место в российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины. В составе доходов бюджета они занимают решающее место.

Косвенные налоги (англ. косвенные налоги) - налоги, связанные с процессом использования прибыли (дохода) налогоплательщика. Их связь с экономическим потенциалом (способностью приносить доход) налогоплательщика носит лишь косвенный характер, через его расходы.

С управленческой точки зрения существует три вида косвенных налогов: налоги, возникающие из имущественных и товарно-денежных отношений, налоги на потребление и таможенные пошлины. К первому типу относится, например, налог на добавленную стоимость. Ко второму-акцизы, налог на продажу топлива и другие имущественные и потребительские налоги, а также налоги, возникающие из имущественных и товарно-денежных отношений, утилизируются налоговыми органами. Взимание таможенных платежей регулируется таможенными органами.

В отличие от прямых налогов, косвенные налоги, падающие в основном на потребительские товары, использование которых не находится в прямом соответствии с имущественной независимостью потребителей, особенно сильно падают на бедные слои населения и зачастую их объем обратно пропорционален объему средств плательщиков.

Одним из важнейших преимуществ косвенных налогов является их фискальная продуктивность, что во многом объясняется быстрым ростом потребления: при увеличении богатства, увеличении численности населения можно обеспечить постоянный рост доходов без изменения налоговых ставок. Косвенные налоги также позволяют регулировать потребление: изменяя сумму налога на тот или иной продукт и тем самым изменяя его цену, органы власти могут влиять на изменение размера его потребления (например, в отношении алкогольных напитков). Косвенные налоги характеризуются простотой сбора и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные налоги включены в цену товаров и услуг, они невидимы и психологически легче воспринимаются плательщиками.


Недостатками косвенных налогов являются увеличение оборотных средств вследствие роста цен под их влиянием и, как следствие, отвлечение капитала от других отраслей и потребностей. Главный недостаток косвенных налогов состоит в том, что они неравномерны и обременительны для бедных слоев населения. Тяжесть косвенных налогов обратно пропорциональна величине дохода: чем меньше доход, тем большую его часть они забирают. Она увеличивается с увеличением числа членов семьи, в которой работник является плательщиком за иждивенцев. В структуре налогов в экономически развитых странах наблюдается сильная тенденция к увеличению доли косвенных налогов, прежде всего за счет введения НДС и повышения его ставок.

Косвенные федеральные налоги включают:

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы (налоги, которые непосредственно включены в цену товара или услуги);

3. таможенная пошлина.

Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги [17].

1.2. Теория соотношения косвенного и прямого налогообложения

В целом под налоговыми теориями следует понимать систему научных знаний о сущности и сущности налогов, их месте, роли и значении в экономической и общественно-политической жизни общества. Иными словами, налоговые теории представляют собой различные модели построения государственных налоговых систем в зависимости от признания налогов для определенной цели.

Среди частных налоговых теорий одной из самых ранних является теория соотношения прямого и косвенного налогообложения. В ранние периоды европейской цивилизации установление прямого или косвенного налогообложения зависело от политического развития общества. В городах раннего Средневековья, где демократические принципы все еще сохранялись в результате более равномерного распределения собственности, налоговые системы основывались главным образом на прямом налогообложении. Косвенные налоги считались более обременительными и негативно влияющими на состояние людей, так как они увеличивали стоимость товаров. Когда аристократия набиралась сил, чтобы сломить сопротивление масс, устанавливался приоритет косвенного налогообложения, причем, как правило, на предметы первой необходимости (например, налог на соль). Так, согласно первой позиции, косвенные налоги вредны тем, что ухудшают положение людей.


Вторая позиция, появившаяся в конце Средних веков, наоборот, обосновывала необходимость установления косвенного налогообложения. Через косвенные налоги предлагалось установить единое налогообложение. Дворянство не было обременено прямыми налогами через различные льготы и откупы. Поэтому сторонники косвенного налогообложения стремились заставить привилегированные классы платить налог на свои расходы. Таким образом, косвенные налоги рассматривались как средство установления равенства в налогообложении.

Сторонниками косвенного налогообложения были также А. Смит и Д. Рикардо, которые обосновывали его через идею добровольности. Эта идея основана на утверждении, что косвенные налоги менее обременительны, чем прямые, поскольку их можно легко избежать, не покупая облагаемый налогом продукт [2].

Однако в конце XIX века все споры по этому вопросу пришли к выводу, что необходимо поддерживать баланс между прямым и косвенным налогообложением, предполагая, что прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное налогообложение предназначено для эффективного получения доходов. Некоторые эксперты даже считают идею "разумного сочетания прямых и косвенных налогов" одним из принципов налоговой системы.

Еще в 1861 году лорд Гладстон, выступая в Палате общин английского парламента, заявил: "Я никогда не думаю о прямом и косвенном налогообложении, кроме как представляя их как двух привлекательных сестер ... различаются только так, как могут различаться сестры. Я не вижу никаких причин для гневного соперничества между их поклонниками. Я всегда считал, что не только возможно, но и необходимо отдать дань уважения им обоим» [11].

1.3. Косвенное и прямое налогообложения в РФ

С точки зрения проблем макроэкономического регулирования роль прямых и косвенных налогов весьма существенно различается. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов, они достаточно чувствительны к изменяющимся фазам экономической среды и, таким образом, представляют собой циклически нестабильный источник налоговых поступлений. Напротив, косвенные налоги, которые обычно также следуют за фазами экономического цикла, тем не менее более устойчивы к колебаниям рыночных условий. Во время экономических спадов величина прибыли очень существенно уменьшается (вплоть до нуля), в то время как оборот, который также может уменьшаться, никогда не достигает нуля.