Файл: Социальное обслуживание населения (Понятие, сущность, принципы и цель социального обслуживания в РФ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Социальное обслуживание в России: история и современность
§ 1. Становление и развитие социального обслуживания в России.
§ 2. Понятие, сущность, принципы и цель социального обслуживания в РФ
§ 3. Система социального обслуживания в РФ, его виды и формы.
Глава 2. Условия и порядок предоставление социального обслуживания.
§ 1. Условия предоставления социального обслуживания
§ 2. Порядок предоставления социального обслуживания
Глава 3. Социальное обслуживание населения в зарубежных странах
В иных случаях, социальные услуги могут предоставляться за плату или частичную плату. Плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором об их предоставление.
Размер оплаты за предоставление социальных услуг на дому в полустационарной и стационарной формах рассчитывается на основании статьи 32 закона.
Размер оплаты за обслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом.
Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг [20]
Таким образом, в законодательстве о социальном обслуживании четко регламентированы условия и особенности предоставления социальных услуг.
§ 2. Порядок предоставления социального обслуживания
При подаче гражданином заявления, о признании его нуждающимся в социальном обслуживании, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, обязан в течение пяти рабочих дней с момента подачи заявления признать данного гражданина нуждающимся либо отказать в социальном обслуживании.
Гражданин, согласно положениям закона, может подать заявление, как на бумажном носителе, так и в электронной форме.
В случае отказа уполномоченного органа, гражданин имеет право в судебном порядке обжаловать данное решение.
В зависимости от нуждаемости и потребности конкретного гражданина в социальных услугах, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания в соответствии со ст. 16 Федерального закона должна быть разработана индивидуальная программа, отражающая форму социального обслуживания, виды, объём, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. [21]
Программа составляется в срок не более чем 10 рабочих дней, с момента подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, и пересматривается не реже чем раз в три года. Срочные социальные услуги оказываются без составления индивидуальной программы.
Внедрение в практику социального обслуживания указанных программ позволяет, не только индивидуально рассмотреть проблемы каждого человека, но и определить персональный набор социальных услуг, дать рекомендации по их получению у поставщиков социальных услуг.[22]
Однако необходимо отметить, что возложение на уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания функций по разработке и утверждению индивидуальных программ потребует существенного увеличения численности служащих данных государственных органов власти.[23]
Право выбора поставщика социальных услуг на основе рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе, а также информации о деятельности поставщиков социальных услуг, размещаемой в общедоступных информационных ресурсах, включая сеть Интернет, на информационных стендах и в средствах массовой информации, позволит получателю услуг самостоятельно принять решение о заключении договора на оказание ему комплекса или конкретных социальных услуг с выбранным им поставщиком.
Далее отношения между получателем и поставщиком социальных услуг, согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона регулируются на основании договора о предоставлении социальных услуг. [24]
Данный договор заключается в течение суток с момента представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
Основой качества оказываемых социальных услуг всеми поставщиками социальных услуг и гарантией исполнения последними своих обязательств в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ. "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" является Порядок предоставления социальных услуг, утверждаемый нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и определяющий единые требования к предоставлению социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг.
Согласно ст. 33 Федерального закона необходимо осуществлять государственный, региональный, общественный контроль в сфере социального обслуживания. Одной из форм такого контроля является создание информационных систем о поставщиках социальных услуг - реестр поставщиков социальных услуг и о получателях социальных услуг - регистр получателей социальных услуг, где происходит сбор, хранение и обработка всей предоставляемой на добровольной основе информации. Операторами информационных систем являются уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и организации, с которыми указанный орган заключил договоры об эксплуатации информационных систем. [25]
Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По предыдущему закону, социальные услуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации, и в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. [26]
С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан, доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников, а не региональных. Предполагается, что это нововведение поможет уравнять объем предоставляемых социальных услуг в разных регионах.
Рассмотрев во второй главе практический аспект социального обслуживания можно сделать вывод о том, что Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ. "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" вводит в российскую действительность принципиально новые положения относительно условий и порядка предоставления социальных услуг.
Для всестороннего изучения социального обслуживания необходимо изучить опыт зарубежных стран в этом вопросе.
Глава 3. Социальное обслуживание населения в зарубежных странах
В современной мировой практике существуют две противопоставленные между собой модели социального обслуживания – европейская и американская.
На формирование европейской модели повлияли распад связей внутри и между общинами, ослабление поддержки нуждающихся со стороны ближайшего окружения. Для нее характерно преобладание государственного типа социальной поддержки.
В американской модели, значимой чертой является стремление минимизировать влияние государственных структур, увеличив при этом, опору на собственные силы, личную инициативу.[27]
В США преобладают два понятия социального обеспечения: резидуальное (остаточное) и институциональное.
Резидуальное социальное обеспечение это не постоянная, экстренная мера, в ситуациях, когда нарушилась семья или, например, оказался несостоятельным рынок труда. Такое обеспечение имеет вид милосердия (благотворительности, милостыни). Подобные меры могут вызвать у реципиента ощущение позора, унижения. Услуги обычно кратковременны, предоставляются на время критического положения человека.
В институциональном понятие, службы социального обеспечения выполняют обычные, первостепенные функции современного общества, они должны осуществляться рутинно, как часть естественных общественных отношений, предназначение которых, помощь людям, с целью предотвратить их дальнейшие проблемы. Этот подход рассчитан на то, что в неоднородном обществе каждый человек иногда испытывает потребность в поддержке.
Система социального обеспечения в США сегодня отражает и резидуальный, и институциональный подходы. Она является очень гибкой, при этом весьма сложна и запутана. Её главная отличительная особенность, от большинства европейских моделей, это децентрация.
В эту систему входят социальные программы, которые регламентируются либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо совместно федеральными государственными органами и органами управления штата.
В США, социальная помощь оказывается как в стационарах, так и на дому. Формам обслуживания в домашних условиях являются дневное пребывание в больнице, периодические курсы оздоровительного лечения, сочетание стационарного обслуживания с диспансерным и т.д.
В Великобритании помощь нуждающимся людям оказывает широкий круг организаций:
1)частные владельцы домов, зарабатывающие тем, что обеспечивают уход своим постояльцам
2)общественный сектор, состоящий из благотворительных организаций, которые оплачивают содержание штата и другие расходы за счет государственных фондов, пожертвований отдельных граждан и гонораров за предоставляемые услуги;
3)местные власти, которые обеспечивают большую часть социальных услуг. Они ищут квалифицированных специалистов для работы по месту жительства в дневных центрах, пансионатах и общежитиях, больницах, интернатах или дневных школах.
4)социальные службы используют все возможности, чтобы люди жили дома. Те, кому необходима дополнительная поддержка, могут посещать дневной центр недалеко от дома.[28]
Дневные центры находятся в подчинении, как местных органов, так и независимых или общественных агентств. Там трудятся социальные работники, психологи, терапевты, медсестры, инструкторы и учителя. Они обслуживают людей с физическими недостатками или трудностями в обучении. Помощь молодым людям, имеющим отклонения в интеллектуальном развитии, заключается в обучении их навыкам самообслуживания, приобретении социальных умений, пользования общественными местами. Приобретаемые навыки и умения помогают им жить в обществе, рассчитывая на собственные силы. В центрах клиенты могут заниматься физической культурой, спортом, художественным и техническим творчеством.
В Швеции, главной особенностью является то, что рыночная экономика не допускается в социальное обеспечение, здравоохранение и образование. Так как считается, что в этих областях интересы прибыли не должны быть основополагающими. Социальное обеспечение гарантируется всем на одинаковом уровне.
Во Франции приоритетным является домашнее пребывание. Помощь престарелым строится на принципах сохранения достоинства личности, свободе выбора, координации услуг в сторону самых нуждающихся, ликвидации разрыва между санитарным и социальным секторами.
В Финляндии приоритет отдается нестационарным услугам, число домов для престарелых и количество клиентов в них неуклонно уменьшаются. Одновременно увеличивается число пансионатов и домов с полным обслуживанием для престарелых, а также предоставление услуг на дому, помощи по личным вопросам.
Среди стран европейского сообщества на первом месте по объему финансирования социальных услуг расположена Германия. Расходы на социальные услуги составляют около десятой части бюджета на социальные нужды.
К социальным услугам в Германии относят те услуги, которые оказываются слабозащищённым слоям населения в некоммерческих учреждениях, направленные на выравнивание жизненного уровня граждан. Объем социальных услуг за последние 15 лет увеличился примерно в два раза. Социальной работой в Германии занимаются более 6 тыс. служб и организаций, в которых работают более 800 тыс. штатных сотрудников, и более 1,5 млн. человек привлекались к работе в качестве добровольцев. Кроме того, в стране насчитывается более 410 тыс. учреждений самопомощи. Значительная роль в обеспечении социальными услугами отводится местным органам самоуправления. Этими услугами охвачен большой процент населения.[29]
Изучив социальное обслуживание в зарубежных странах можно сделать вывод, что на современном этапе оно развивается по таким направлениям как:
♦ децентрализация системы социальных услуг, расширение компетенции местных органах власти и муниципальных служб;
♦ интенсивное развитие негосударственного сектора и постепенное сокращение государственных служб на рынке социальных услуг;
♦ развитие инновационных форм и видов социального обслуживания;
♦ расширение платных услуг.
Заключение
Социальное обслуживание, согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 442-ФЗ. "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.