Файл: Социальное обслуживание населения (Понятие, сущность, принципы и цель социального обслуживания в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, социальная услуга отличается от любой другой услуги. Она оказывается чётко определенной категории граждан (пожилым, инвалидам, детям сиротам и т.д.). Социальная услуга призвана удовлетворять особые потребности этой категории граждан. Также социальная услуга предоставляется в виде конкретной натуральной услуги.

Исходя из определения социальной услуги, можно выделить цель социального обслуживания, которая заключается в: улучшения условий жизнедеятельности и (или) расширения возможностей гражданина самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Согласно статье 4 Федерального закона, социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека. [12]

Социальное обслуживание, согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 442ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» осуществляется на следующих принципах:

1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

2) адресность предоставления социальных услуг;

3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

5) добровольность;

6) конфиденциальность

Таким образом, в законе достаточно полно раскрыты понятие, сущность, цель и основные принципы социального обслуживания в России.

§ 3. Система социального обслуживания в РФ, его виды и формы.

Согласно статье 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» система социального обслуживания включает в себя:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания (далее уполномоченный федеральный орган исполнительной власти);


2) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания (далее уполномоченный орган субъекта Российской Федерации);

3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

4) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации (далее организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации);

5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;

6) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.

Формам социального обслуживания населения, посвящена 19 статья закона. Согласно этой статье, социальные услуги могут предоставляться их получателям, как в полустационарной форме или в стационарной форме, а так же форме социального обслуживания на дому. [13]

Пункт 4 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ раскрывает то, что при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:

1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;

2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;

3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак проводников;

4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;

5) оказание иных видов посторонней помощи.


Так же, данная статья в пункте 5 и 6, регулирует вопросы предоставления социальных услуг, граждан из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, и лиц, страдающих психическими расстройствами. [14]

В законе расширен перечень социальных услуг и его содержание по сравнению с ранее действовавшим законом.[15]

В 20 статье Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» говорится, что «получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:

1)социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4)социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5)социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7)услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей инвалидов;

8) срочные социальные услуги»

Согласно статье 21 закона срочные социальные услуги представляют сбой:

1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) содействие в получении временного жилого помещения;

4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;


5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;

6) иные срочные социальные услуги. [16]

В пункте 2 данной статьи говориться о том, что предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи, осуществляются в сроки, обусловленные нуждаемостью, без составления индивидуальных программ и заключения договора о предоставление социальных услуг.

Ознакомившись с действующим законодательством, можно прийти к выводу о логичности построения социального обслуживания в нашей стране, вариативности форм и разнообразии видов социальных услуг.

Рассмотрев в первой главе основные положения Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», можно перейти к практической стороне данного вопроса, а именно к порядку и условиям предоставления социального обслуживания.

Глава 2. Условия и порядок предоставление социального обслуживания.

§ 1. Условия предоставления социального обслуживания

На сегодняшний день отношения связанные с социальным обслуживанием граждан, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

Данный закон так же определяет условия и порядок предоставления социального обслуживания в РФ.

Федеральный закон устанавливает, что лица, которым предоставляются социальные услуги, теперь не являются «клиентами социальной службы»[17], как это было ранее, а становятся получателями социальных услуг.

В соответствие с этим, лица, осуществляющие социальное обслуживание, называются поставщиками социальных услуг.

Права и обязанности, данных лиц регулируются главами 3 и 4 Федерального закона № 442-ФЗ.

Особенностью Федерального закона № 442-ФЗ является также то, что, в отличие от Федерального закона, существовавшего ранее, он чётко ориентирован на регулирование правоотношений, имеющих претензионно-обеспечительный характер и свойственных преимущественно отношениям, складывающимся в сфере социальной защиты. В связи с этим предоставление социального обслуживания зависит не только от нуждаемости в них получателя данных услуг, но и от волеизъявления последнего.[18]


Для получения социальных услуг, гражданин, претендующий на их предоставление, должен быть сначала признан нуждающимся в них на основе наличия обстоятельств, закрепленных в п. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ. "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) отсутствие работы и средств к существованию;

8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Однако, несмотря на признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, на основании условий п. 1 ст. 15 закона, не всем лицам социальные услуги предоставляются бесплатно.

Так, согласно ст. 31, социальные услуги доступны бесплатно:

  • несовершеннолетним детям;
  • лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
  • на дому и в полустационарной форме социальные услуги оказываются бесплатно, если среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, которая не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума.
  • так же нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно. [19]