Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Факторы, влияющие на организационную культуру).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретико-методологическая характеристика организационной культуры
1.1Понятие и сущность организационной культуры
1.2 Факторы, влияющие на организационную культуру
1.3 Методы диагностики организационной культуры
2.1 Современное состояние организационной культуры в ООО «Прогресс»
2.2 Тенденции развития организационной культуры в ООО «Прогресс»
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию организационной культуры в ООО «Прогресс»
3.1 Разработка документации, регламентирующей организационную культуру
3.1 Разработка рекомендаций по повышению уровня социально-психологического климата в ООО «Прогресс»
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
Организационная культура обеспечивает значимость производственной деятельности в глазах сотрудников, поскольку достижение целей организации содействует достижению их собственных целей, удовлетворению их потребностей, отвечает внутренней структуре личности каждого сотрудника. Элементы организационной культуры, усвоенные сотрудников ценности и нормы, являются внутренними побудительными силами, мотивирующими персонал к эффективной деятельности, к более продуктивной и качественной работе.
Методы исследования такого сложного явления, как культура организации, условно могут быть объединены в три группы [8; 11]:
- Холистические – исследователь глубоко погружается в культуру организации и действует как сопричастный наблюдатель;
- Метафорические – исследователь использует образцы документов, отчетности, проводит опросы и беседы с сотрудниками;
- Количественные – исследователь оценивает множество точек зрения, каждой из которых должно быть уделено внимание при оценке атрибутов культуры организации.
Специфика феномена организационной культуры состоит именно в том, что ее изучение возможно с помощью использования разных методов и подходов. Рассматривая факторы формирования и влияния на организационную культуру с разных сторон, получая разного вида данные, можно только глубже проникнуть в ее суть. Именно поэтому для изучения организационной культуры предприятий целесообразно применять стратегию комбинирования количественных и качественных методов.
Ценности организационной культуры являются ценностями большинства сотрудников. Ориентация на одни и те же ценности способствует сплочению коллектива. Соблюдение норм, обычаев, ритуалов, традиций принятых в организации, знание специфического языка, истории организации, ее особенностей дает возможность сотруднику ощутить принадлежность к данной организации, формирует благосклонность, интегрирует сотрудника в данное сообщество [15; 407].
Через средства трансляции, которые существуют в данной культуре, новый сотрудник получает представление о целях, ценностях, средствах их реализации, приемлемых в данной организации, а также правилах, нормах поведения, традициях, возможностях развития, тем самым организационная культура содействует адаптации персонала к новым условиям трудовой деятельности.
Организационная культура может играть большую роль в мобилизации всех ресурсов организации на достижение ее целей. Поэтому менеджмент должен уделять большое внимание решению вопросов формирования, поддержки и развития организационной культуры как инструмента управления.
2. Аналитическая часть
2.1 Современное состояние организационной культуры в ООО «Прогресс»
ООО «Прогресс» является одной из крупнейших организаций г. Курска по предоставлению консалтинговых услуг в области права и юриспруденции, налогообложения, бухгалтерского учета и т.д. [21]
Основные направления деятельности:
- юридические услуги;
- услуги в сфере регистрации и ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- услуги в сфере бухгалтерского учета и налогообложения.
Специалисты «юридического направления» ежедневно решают юридические задачи. За время своей деятельности они приобрели прочную репутацию профессионалов. За 20 лет работы клиентами юридического направления стало более 1000 компаний Ивановской области и ряда других регионов России. Работа сотрудников отдела и компании в целом отмечена многочисленными дипломами и наградами.
Также, необходимо провести анализ финансового состояния организации (таблица 2).
Таблица 2 – Финансовые показатели деятельности ООО «Прогресс» [21]
Наименование показателей |
Единица измерения |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Темп роста (снижения),% |
|
2016 к 2015 |
2017 к 2016 |
|||||
Выручка |
руб. |
1688417 |
1 799 413 |
2 760 329 |
6,57 |
53,40 |
Себестоимость |
руб. |
(1264010) |
(1 203 430) |
(1 983 210) |
-4,79 |
64,80 |
Коммерческие расходы |
руб. |
(31047) |
(28 083) |
(38 894) |
-10 |
38,50 |
Управленческие расходы |
руб. |
(77364) |
(86 239) |
(104 933) |
11,47 |
21,68 |
Прибыль |
руб. |
315996 |
481 661 |
633 292 |
52,42 |
31,48 |
Проценты к получению |
руб. |
275 |
441 |
17 922 |
60,94 |
3963,95 |
Проценты к уплате |
руб. |
(146600) |
(30 260) |
(27 006) |
-79,35 |
-10,75 |
Прочие доходы |
руб. |
105312 |
102 413 |
30 202 |
-2,76 |
-70,51 |
Прочие расходы |
руб. |
(199033) |
(151 052) |
(58 471) |
-24,11 |
-61,29 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
руб. |
75950 |
403 203 |
595 939 |
+430,88 |
47,80 |
Платежи в бюджет |
руб. |
(23456) |
(98 519) |
(120 941) |
+320,01 |
22,76 |
Чистая прибыль |
руб. |
41902 |
304 156 |
477 982 |
625,87 |
57,15 |
Рентабельность продаж |
% |
18,71 |
26,77 |
22,94 |
+43,07 |
-14,31 |
На основе данных, представленных в таблице 3, можно сделать вывод о том, что выручка от основной деятельности предприятия увеличилась на 53,4 %. Прибыль от основной деятельности предприятия увеличилась на 31,48%. Однако, темп роста себестоимости, выше, чем темп роста чистой прибыли, что свидетельствует о средней эффективности деятельности ООО «Прогресс».
Организационная культура является неотъемлемой частью любой организации и ООО «Прогресс» не является исключением. Определим основные цели совершенствования организационной культуры в ООО «Прогресс»:
- Стратегические цели:
- Достижение высокого уровня социально-психологического климата в коллективе;
- Создание единой системы организационной культуры, поддерживающейся всеми уровнями управления;
- Достижение высокого уровня лояльности персонала и клиентов компании.
- Оперативные цели:
- Снижение текучести кадров;
- Увеличение производительности труда.
Анализ организационной культуры будет проводится по организации в целом. Рассмотрим численность персонала ООО «Прогресс» в период с 2016 по 2017 гг. (табл. 3).
Таблица 3 – Среднесписочная численность персонала в ООО «Прогресс» в 2016-2017 гг., чел.
Год |
Количество сотрудников |
01.01.2016 |
39 |
01.01.2017 |
41 |
Так, можно сделать вывод, что общее количество сотрудников в 2017 году увеличилось на 2 человека по сравнению с 2016 годом, однако стоит также рассмотреть количество прибывших в организацию и уволившихся из нее (табл. 4).
Таблица 4 – Абсолютное движение персонала в ООО «Прогресс» за 2016-2017 гг., чел.
Показатель |
2015 |
2016 |
Уволилось |
2 |
3 |
Поступило |
1 |
5 |
Далее на основе полученных данных необходимо рассчитать коэффициент текучести кадров, согласно принятой форме расчета (табл. 5).
Таблица 5 – Расчет коэффициента текучести кадров в ООО «Прогресс»
Показатель |
Методика расчета |
01.01.2016, % |
01.01.2017, % |
Коэффициент текучести кадров |
5,13 |
7,2 |
Таким образом, можно увидеть увеличение текучести персонала в ООО «Прогресс» по состоянию на 01.01.2017 г. Нормальным значением коэффициента текучести кадров в здравоохранении считается значение, лежащее в пределах от 8 до 17%.
Рассмотрим основные причины увольнения персонала в ООО «Прогресс»:
- низкая заработная плата;
- плохие условия труда;
- взаимоотношения с руководителем;
- другое.
На основе проведенного анализа, был определен процентный состав причин увольнения в 2016 году (рисунок 1).
Рисунок 1 - Причины увольнения сотрудников в ООО «Прогресс» в 2016 году, %
Исходя из этого, можно сделать вывод, что основной причиной увольнения сотрудников в ООО «Прогресс» стали неудовлетворительные отношения в коллективе, в частности с руководством и коллегами.
Далее необходимо провести анализ организационной культуры ООО «Прогресс» по основным составляющим ее блокам.
- Центральное место в организационной культуре занимает ее философия и миссия. Миссия ООО «Прогресс» звучит так: «Повышение стандартов качества предоставления консалтинговых услуг». Философия ООО «Прогресс» заключается в том, что основной целью организации является не получение прибыли, поскольку прибыль – это лишь средство, с помощью которого можно достичь конечной цели – предоставление качественных услуг в сфере права и юриспруденции, бухгалтерского учета и налогообложения.
- Ценностно-нормативная культура включает в себя существующие локальные акты, регламентирующие организационную культуру, установленную систему ценностей [20]. Рассмотрим системы корпоративных ценностей ООО «Прогресс» (таблица 6).
Таблица 6 – Структура корпоративных ценностей ключевых сотрудников ООО «Прогресс»
Условие |
Ди-ректор |
Админи-стратор |
Бухгалтер |
Менеджер |
Маркетолог |
Адвокат |
Ср. балл |
Ранг |
Работать, а не подрабатывать |
92 |
86,4 |
87,5 |
92 |
100 |
88 |
92,3 |
1 |
Клиент всегда прав |
77 |
77,3 |
62,5 |
61,5 |
45 |
63 |
62,3 |
4 |
Минимум риска, максимум успеха |
8 |
40,9 |
0 |
31 |
3 |
44 |
21,7 |
7 |
Коллектив - единая семья |
77 |
95,5 |
87,5 |
100 |
87,5 |
82,5 |
82,9 |
3 |
Каждый должен быть информирован о состоянии дел в компании |
92 |
95,5 |
100 |
92 |
92,5 |
91 |
91,14 |
2 |
Главное - личный успех |
31 |
77,3 |
12,5 |
31 |
37,5 |
60 |
35,6 |
6 |
Главное для руководителя - забота о подчиненных |
38,5 |
77,3 |
50 |
69 |
70 |
68 |
56,8 |
5 |
Исходя из данных таблицы 5, можно сделать вывод, что ключевой корпоративной ценностей для большинства сотрудников является «Работать, а не подрабатывать». Это говорит о том, что персонал готов трудится с еще большей отдачей с целью достижения не только личного успеха, но и успеха компании в целом.
Однако, несмотря на установленную систему ценностей, у компании отсутствует документация, регламентирующая организационную культуру. К таким локальным актом относится, прежде всего, корпоративный кодекс.
- Социально-психологическая культура раскрывает климат в коллективе, уровень конфликтогенности и взаимодействия сотрудников. Исходя из этого, было проведено исследование, в рамках которого сотрудники отвечали на вопрос «Довольны ли они сложившимся социально-психологическим климатом?». Это является неотъемлемой части корпоративной культуры ООО «Прогресс» (таблица 7).
Таблица 7 - Ответы на вопрос «Довольны ли Вы социально-психологическим климатом в коллективе?»
Характеристика ответов |
Руководители |
Персонал |
Да |
4 |
13 |
Нет |
1 |
7 |
Когда как |
1 |
15 |
Затрудняюсь ответить |
0 |
0 |
Соответственно, около 40% всех работников довольны социально-психологическим климатом в коллективе. Однако, 39% опрошенных отвечает, что климат в коллективе неустойчив и устраивает их не всегда. В то же время, 8 человек или 21% опрошенных вовсе не довольны социально-психологическим климатом.
Это говорит о том, что социально-психологический климат в ООО «Прогресс» находится на невысоком уровне, что говорит о необходимости разработки мер по его повышению.
- Событийная культура харатеризуется традициями компании, корпоративными встречами и мероприятиями. В ООО «Прогресс» особенных традиций нет, однако корпоративные мероприятия проходят регулярно. Так, руководство компании организует корпоративы, посвященные таким праздникам, как «Новый год», «День рождения компании» и др.
- Еще одним элементом организационной культуры является культура внешней идентификации. Сюда относят логотип компании, товарный знак, принятую символику. Зарегестрированных товарных знаков ООО «Прогресс» не имеет, однако у организации есть принятый логотип, делающий ее узнаваемой (рисунок 2).