Файл: Основные функции в системе менеджмента (Понятие функций менеджмента).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика функций менеджмента 1.1. Понятие функций менеджмента
1.2. Основные функции менеджмента
Глава 2. Функции менеджмента на примере ОАО «КРАСЦВЕТМЕТ» 2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Реализация основных функций менеджмента в ОАО «КРАСЦВЕТМЕТ»
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию функций планирования в ОАО «КРАСЦВЕТМЕТ»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Роль управления, или как еще называют эту науку на современный лад, менеджмента, в настоящее время прибрело общепризнанный характер – руководители в своей деятельности опираются на теоретические основы функций менеджмента, в учебных заведениях, а также на специальных курсах можно приобрести соответствующие знания для использования на практике.
Термин «менеджмент» по сути, является аналогом термина «управление», его синонимом. Но в то же время, есть важное отличие, которое ясно дифференцирует область применения данных терминов. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством, т.е. управление, как понятие, является более широким. Термин «менеджмент» же применяется только в управлении социально-экономическими системами — совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях АСУ, а также правового обеспечения деятельности.
Целью данной работы является исследование основных функций менеджмента на предприятии.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. Рассмотреть теоретические основы функций менеджмента
2. Рассмотреть практические аспекты функций менеджмента на примере ОАО «КРАСЦВЕТМЕТ».
3. Дать рекомендации для ОАО «КРАСЦВЕТМЕТ».
В качестве предмета исследования в работе выступают функции менеджмента.
Предмет исследования - функции менеджмента.
Объект исследования в работе выступает организация ОАО «КРАСЦВЕТМЕТ».
В работе использованы труды следующих авторов: Виханского О.С., Дафт Ричард Л., Корговой М.А., Хартановича К. В. и других.
Анализ проводился на основании данных отчетности предприятия.
Глава 1. Общая характеристика функций менеджмента
1.1. Понятие функций менеджмента
Исследование и анализ функций управления действительно является актуальной проблемой. Менеджмент сочетает в себе черты науки и искусства. В первую очередь управление означает направление людей, поэтому его невозможно формализовать. Можно выделить некоторые функции управления. Таким образом, точное соблюдение функций управления позволяет организации получать максимальную прибыль и эффективность. В этой работе я описываю каждую функцию управлению [1, с. 15].
Функции менеджмента - это часть управленческой деятельности. Они определяют формирование структуры управленческой системы. Невозможно найти один, универсальный принцип классификации функций управления. [3, с. 56]
Чтобы решить первую задачу, сколько функций имеет управление, я сравнил некоторые точки зрения ученых. У менеджмента есть только четыре функции: планирование, организация, руководство и контроль. В то же время, по мнению Бернарда л. Эрвена и Анри Файоля, менеджмент имеет пять функций: четыре предыдущих плюс штатное расписание. [2, с. 9]
"Любая организация, будь то новая или старая, маленькая или большая, должна работать слаженно и достигать поставленных целей и задач. Для этого они разработали и внедрили свои собственные концепции управления. Существует в основном четыре концепции управления, которые позволяют любой организации обрабатывать тактические, плановые и установленные решения. Четыре основные функции руководства заключаются лишь в том, чтобы иметь контролируемый план в отношении превентивной меры». [4]
Четыре функции управления: планирование, организация, руководство, контроль.
Руководство должно организовать все свои ресурсы задолго до того, как они окажутся в его руках, чтобы осуществить на практике курс действий по решению того, что было запланировано в базовой функции. С помощью этого процесса руководство теперь будет определять внутреннюю директорскую конфигурацию, устанавливать и поддерживать отношения, а также назначать необходимые ресурсы. [8, с. 36]
Определяя внутреннюю директорскую конфигурацию, руководство должно обращать внимание на различные подразделения или отделы. Они также должны подумать о гармонизации персонала, а также попытаться найти оптимальный способ решения важных задач и расходования информации внутри компании. Руководство определяет разделение труда в соответствии с его потребностями, принять решение о передаче соответствующих полномочий и обязанностей соответствующим департаментам. [13, с. 47]
Очень важно поддерживать продуктивную рабочую среду, выстраивать позитивные межличностные отношения и решать проблемы. А это можно сделать только при эффективном общении. Понимание процесса коммуникации и работа над областью, которая нуждается в улучшении, помогают менеджерам стать более эффективными коммуникаторами. Самая тонкая техника поиска областей, требующих улучшения, - это регулярно спрашивать себя и других, насколько хорошо они справляются. Это приводит к улучшению отношений и помогает менеджерам лучше направлять планы.
1.2. Основные функции менеджмента
Согласно Р. К. Дэвису, существует три функции управления, а именно:
(а) планирование;
(б) мотивация;
(в) контроль. [2, с. 16]
В то время как Г. Р. Терри классифицировал функции управления на четыре, а именно:
(а) планирование;
(б) организация;
(в) активизация;
(г) контроль.
Кунц и О'Доннелл разделили функции управления на пять групп. Они заявили, что наиболее полезным методом классификации управленческих функций является их группировка вокруг деятельности по планированию, организации, укомплектованию штатов, руководству и контролю. Таким образом, по их словам, существует пять функций управления [7, с. 35].
Кунц и О'Доннелл заявили, что на практике не всегда возможно «аккуратно распределить всю управленческую деятельность по этим категориям, поскольку функции имеют тенденцию к объединению».
По словам профессора Хайманна, полезно рассматривать эти управленческие функции как непрерывное круговое движение. Они перетекают друг в друга, и порой трудно понять, где заканчивается один и начинается другой [17, с. 8].
Учитывая все эти взгляды на функции управления, можно сказать, что управление включает в себя следующие функции:
- Планирование
Планирование связано с будущим воздействием сегодняшних решений. Это фундаментальная функция управления, из которой вытекают остальные четыре. Необходимость планирования часто становится очевидной уже после того, как это произошло. Однако планирование легко отложить на ближайшую перспективу. [19, с. 31]
"Организующая, направляющая и контролирующая функции вытекают из функции планирования. Менеджер готов организовать и укомплектовать персонал только после того, как поставленные цели и планы по их достижению будут выполнены. Точно так же ведущая функция, влияющая на поведение людей в организации, зависит от целей, которые должны быть достигнуты. Наконец, в функции контроля определение того, достигаются ли цели и соблюдаются ли стандарты, основывается на функции планирования. Функция планирования обеспечивает цели и стандарты, которые управляют функцией контроля». [3]
Планирование имеет важное значение на всех уровнях управления. Однако его характеристики варьируются в зависимости от уровня управления. [14, с. 60].
"Стратегическое планирование - это один из специфических видов планирования. Стратегии - это результат стратегического планирования. Стратегии организации определяют бизнес, в котором находится фирма, критерии для входа в бизнес и основные действия, которым будет следовать организация при ведении своего бизнеса». [3, 229]
Стратегическое планирование - это процесс, посредством которого определяются стратегии организации. В ходе этого процесса будут даны ответы на три основных вопроса:
1. А где мы сейчас находимся?
2. А где мы хотим быть?
3. Как мы туда попадем? [1]
Сильные и слабые стороны исходят из внутренней среды фирмы. Сильные стороны можно использовать, развивать и делать ключевыми для выполнения миссии и достижения целей. Сильные стороны отражают прошлые достижения в области производства, финансов, маркетинга и управления человеческими ресурсами. Слабые стороны - это внутренние характеристики, которые потенциально могут ограничить выполнение миссии и достижение целей. Слабые стороны могут быть настолько важными, что их необходимо устранить до того, как будут предприняты какие-либо дальнейшие шаги в области стратегического планирования.
Возможности и угрозы не поддаются контролю со стороны руководства, поскольку они являются внешними по отношению к фирме. Возможности предоставляют фирме возможность значительного улучшения. Угрозы могут стоять на пути достижения фирмой своей миссии и целей. [5, с. 46]. Планы могут быть классифицированы на постоянные планы и планы одноразового использования. Постоянные планы включают цели, политику, процедуры, методы и правила, а одноразовые планы включают бюджеты, программы, стратегии и проекты.
Вся функция планирования вращается вокруг следующего:
- Определение целей для организации.
- Разработка политики, бюджетов, программ и графиков.
- Разработка планов действий как стратегического, так и оперативного характера.
- Прогнозирование.
- Принятие решений.
Планирование-это непрерывный процесс, убедительная функция, выполняемая на всех уровнях управления.
2. Организация: организация предполагает объединение трудовых и материальных ресурсов для достижения поставленных предприятием целей. Организация - это установление внутренней организационной структуры бизнеса. Основное внимание уделяется разделению, координации и контролю задач и потоков информации внутри организации. Менеджеры распределяют ответственность и полномочия между должностными лицами, выполняющими эту функцию управления. [2, с. 37]
Организация это:
- Определение и классификация требуемых целей;
- Разделение деятельности для достижения целей;
- Группировка мероприятий, необходимых для достижения целей
- Назначение каждой группы руководителю, обладающему полномочиями (делегированием), необходимыми для ее контроля
Делегирование полномочий своим должностям и сотрудникам, с тем чтобы они могли выполнять возложенные на них функции.
Организационная функция помогает в повышении эффективности работы предприятия. Кроме того, избегая повторения и дублирования деятельности, он снижает эксплуатационные расходы предприятия.
Но организационная функция может быть полезна предприятию только тогда, когда существуют четкие и поддающиеся проверке цели и четкое понимание деятельности, необходимой для достижения поставленных целей, а также четкое определение полномочий, возложенных на руководителей всех уровней [15, с. 53].
3. Кадровое обеспечение означает назначение людей и размещение их на соответствующих должностях. Он определяет потребности в людских ресурсах (людских ресурсах), наполняет организационную структуру квалифицированными людьми и обеспечивает ее заполнение этими людьми. [17, с. 25]
Таким образом, кадровые функции включают в себя:
- Надлежащий отбор кандидатов на соответствующие должности;
- Надлежащее вознаграждение;
- Надлежащую подготовку и повышение квалификации, с тем чтобы они могли эффективно выполнять свои организационные функции; и
- Надлежащая оценка персонала.
Это управленческая функция: нанимать людей, ставить их на должности, соответствующие их компетенции, обучать и развивать их так, чтобы они наилучшим образом выполняли свою работу. Правильно организованная кадровая функция помогает руководить и контролировать организационную деятельность. [10, с. 43].
Для этого необходимо выполнить следующие функции:
- Определение потребности в рабочей силе для всей организации.
- Организация выявления подходящих кандидатов и убеждение их подать заявки на вакансии.
- Выбор подходящих кандидатов.
- Разработка кадровой политики для управления трудовыми ресурсами организации.
- Периодическая подготовка трудовых ресурсов и их развитие.
- Компенсация рабочей силы и стимулирующие решения.
- Установка механизма рассмотрения жалоб.
- Периодическая оценка кадровых ресурсов и принятие решений о повышении в должности.
- Передача, продвижение по службе, дисциплинарные взыскания и прекращение.
- Мотивация сотрудников.
- Внедрение мер благосостояния сотрудников и возможностей карьерного роста.
Все вышеперечисленные области относятся к сфере кадрового обеспечения [19, с. 35].
Кадровую функцию выполняет каждый руководитель предприятия, так как он активно связан с подбором, отбором, обучением и оценкой своих подчиненных. Например, совет директоров предприятия осуществляет кадровую функцию путем подбора и оценки руководителя, который, в свою очередь, выполняет эти функции по отношению к своим подчиненным, таким как руководители подразделений или департаментов предприятия. Аналогичным образом, руководители департаментов или их подчиненные также выполняют кадровую функцию [2, с. 89].