Файл: Логистическая технология JIT ( История технологии Just InTime ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
Введение
В зависимости от специфики деятельности компании используются различные логистические системы и различные виды логистики (закупочная, производственная, распределительная, транспортная, информационная).
Одним из таких видов является производственная логистика, которая направлена на обеспечение качественного, своевременного и полного производства в соответствии с экономическими контрактами, сокращение производственного цикла и оптимизацию производственных затрат.
Производственная логистика подразумевает применение ряда логистических концепций. В настоящее время в мире разработано и используется множество различных логистических концепций. Принципиально среди них можно выделить представителей двух различных типов – концепции «тянущих» и «толкающих» систем. Самой известной среди «тянущих» концепций является концепция «точно в срок» (just-in-time, JIT).
Термин "just-in-time"(JIT) используется применительно к промышленным системам, в которых движение продукции во время производства и поставки от поставщиков тщательно спланировано во времени так, чтобы на каждом этапе процесса следующая партия поступает на переработку именно в тот момент, когда предыдущая партия завершена. Отсюда и название just-in-time (точно в срок, вовремя). В результате получается система, в которой отсутствуют любые пассивные единицы, ожидающие обработки, а также простаивающие рабочие или оборудование, ожидающие изделия для обработки.
Явление " точно в срок " характерно для производственных систем, которые работают с очень небольшим запасом (например, избыточные материальные запасы, избыток рабочей силы, избыток производственных площадей). JIT относится к распределению во времени движения через систему деталей и материалов, а также услуг. Компании, использующие JIT-подход, как правило, имеют значительное преимущество перед конкурентами, использующими более традиционный подход. Они имеют более низкие издержки производства, меньше брака, выше гибкость и способность быстро привлечь новые или усовершенствованные продукты на рынок.
1. История технологии Just InTime
Предпосылками возникновения JIT стали следующие задачи: [4]
1. Запросам потребителей должны соответствовать не запасы продукции, а производственные мощности.
2. В условиях минимальных резервов необходима постоянная рационализация организации и управления производством с целью своевременного устранения ошибок и недостатков.
3. Для оценки эффективности производственного процесса, помимо уровня затрат и производительности фондов, учитывается срок реализации заявок (длительность полного производственного цикла).
4. Изменение образа мышления всего персонала компании. Стереотип мышления "чем больше, тем лучше" сменяется принципом:"чем меньше, тем лучше."
Принцип JIT впервые был сформулирован и применен в США на заводе "Ford Motor Company". Этот принцип изложил в 1922 году Генри Форд в своей книге "Моя жизнь, мои достижения". Широкое применение концепт-системы началось в конце 50-х годов XX века, когда японская автомобильная компания "Toyota Motors", а затем и другие автомобильные компании Японии, начали внедрять систему КАНБАН (система ярлыков и вывесок). Оригинальный лозунг концепции JIT заключался в исключении потенциальных запасов материалов, комплектующих и полуфабрикатов в процессе производства машин и их основных узлов.
Известная американская компания "Harley-Davidson", производящая мотоциклы, в 1970-х годах столкнулась с возросшей конкуренцией со стороны японских компаний: Honda, Yamaha, Suzuki и Kawasaki.[2]. Большинство ранее стабильных предприятий отрасли обанкротились. Четыре японские компании могли поставлять свои мотоциклы практически в любую точку мира с более высоким качеством и по более низкой цене, чем их конкуренты. В 1978 году "Harley-Davidson"пытались доказать в суде, что японские компании продают мотоциклы по демпинговым ценам, т. е. ниже их себестоимости. Но в ходе судебных заседаний выяснилось, что операционные расходы японских компаний на 30% ниже, чем у "Harley-Davidson". Одной из главных причин такого положения дел было использование режима "точно в срок". Поэтому в 1982 году "Harley-Davidson" начали разрабатывать и внедрять программу "материалы по мере необходимости", аналог Just-in-time. Вначале компания столкнулась с трудностями, но за 5 лет она снизила время переналадки оборудования на 75%, уменьшила запасы незавершенного производства на 22 млн. За этот же период производительность компании выросла на 30% и сейчас компания успешно работает на рынке.
В настоящее время система" Just-in-time " широко используется в Японии, США, Европе и других странах [7].
2. Проблемы и перспективы развития процесса JIT
Современные JIT-технологии и логистические системы стали более интегрированными и комбинируются из различных вариантов логистических производственных концепций и распределительных систем, таких как системы, минимизирующие запасы в логистических каналах, логистические системы быстрого переключения, выравнивания запасов, групповые технологии, современные логистические системы всеобщего статистического контроля и управления циклами качества продукции. Относительно концепции JIT "точно в срок" появилась новая ее версия — концепция JIT II[4]..
Основной целью логистической концепции JIT II является максимальная интеграция всех логистических функций компании, минимизация уровня складских запасов в интегрированную логистическую систему, обеспечение высокого уровня надежности и качества продукции и услуг для максимального удовлетворения запросов потребителей. Системы, основанные на идеологии JIT II, используют гибкие технологии производства для производства небольших объемов готовой продукции группового ассортимента.
Поскольку целью концепции JIT является минимизация затрат, связанных с созданием запасов, в долгосрочной перспективе все затраты могут быть сведены практически к нулю. Поскольку эта концепция основана на убеждении, что запасы возникают из-за плохого управления, плохой координации работ и поэтому проблемы прячутся в запасы, в долгосрочной перспективе с помощью этой концепции можно будет разработать какой-то метод для выявления и устранения таких проблем. [1]. Это приводит к выводу, что надо найти причины, вызывающие разницу между предложением и спросом, улучшить выполнение операций, после чего запасы исчезнут. В более широком смысле, JIT рассматривает предприятие как набор проблем, мешающих эффективному выполнению операций, например, долгое время, нестабильность доставки заказов, несбалансированные операции, ограниченная мощность, поломки оборудования, бракованные материалы, перерывы в работе, ненадежные поставщики, слишком много бумажной работы. Менеджеры пытаются решить эти проблемы, создавая запасы, приобретая дополнительные мощности, устанавливая резервное оборудование. Однако в действительности эти действия лишь скрывают причины проблем. Конструктивный подход заключается в выявлении реальных проблем и их решения.
Перспективами развития концепции just-in-time можно считать следующие направления[5]. :
1. сокращение запасов материалов и незавершенного производства;
2. сокращение сроков производства продукции;
3. повышение производительности;
4. использование оборудования с более высокой нагрузкой;
5. повышение качества материалов и изделий;
6. сокращение отходов;
7. повышение ответственности сотрудников за работу;
8. расширение возможностей общения с поставщиками;
Однако, несмотря на все преимущества концепции JIT, по разным причинам и факторам возник ряд следующих проблем:
1. Высокие первоначальные инвестиции и затраты на реализацию JIT (покупка качественного дорогостоящего современного оборудования, затраты на обучение и высокую заработную плату, повышение затрат на производство вследствие небольших партий).
2. Неспособность справляться с непредвиденными обстоятельствами (поломки, забастовки работников поставки).
3. Зависимость от высокого качества поставляемых материалов.
4. Необходимость работать в стабильном производстве, хотя спрос часто колеблется.
5. Сложность сокращения времени переналадки и связанных с этим затрат.
6. Неспособность основных поставщиков работать в режиме JIT.
7. Проблемы привязки JIT к другим информационным системам партнеров.
8. Необходимость изменения общей планировки зданий.
9. Работа сотрудников в обстановке повышенного стресса.
Конечно, со временем эти проблемы будут решаться. Современные JIT-технологии и логистические системы становятся более интегрированными и комбинируются из различных вариантов логистических производственных концепций и распределительных систем, таких как системы, минимизирующие запасы в логистических каналах, логистические системы быстрого переключения, выравнивания уровня запасов, групповые технологии, превентивное гибкое производство, современные системы тотального статистического контроля и управления циклами качества продукции. [8]. Это одна из главных перспектив логистической концепции JIT, развитие которой будет осуществляться в ближайшие годы.
3. Сущность и преимущества технологии Just InTime
"Тянущие" логистические системы (pull systems) - это такие логистические системы, в которых размещение заказов на пополнение запасов материальных ресурсов или готовой продукции происходит тогда, когда их количество в определенных звеньях логистической системы достигает критического уровня. В то же время тянущая система предполагает такую организацию движения материального потока, при которой материальные ресурсы подаются ("вытягиваются") на следующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости, и поэтому нет жесткого графика движения материального потока[4].
К такой системе относится концепция Just-in-Time, которая на сегодняшний день является наиболее распространенной логистической концепцией в мире. Основная идея этой концепции заключается в следующем: если производственное расписание задано заранее, то можно организовать движение материальных потоков так, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место и в назначенное время для производства, сборки или реализации готовой продукции. При этом страховые акции, замораживающие средства компании, не нужны. Иными словами, если вы задаете график производства, то необходимо организовать движение материальных потоков таким образом, чтобы все материалы, комплектующие и полуфабрикаты приходили в нужном количестве, в нужном месте и точно в срок для производства или сборки готовой продукции. При такой постановке задач крупные страховые запасы, замораживающие средства компании, не нужны[3].
С логистической точки зрения, JIT является довольно простой логикой управления запасами без какого-либо ограничения к требованию минимума запасов, согласно которой потоки ресурсов и продуктов тщательно синхронизированы с потребностью, указанной в планировании производства готовой продукции. Такая синхронизация есть ничто иное, как координация двух функциональных сфер логистики: снабжения и поддержки производства. В дальнейшем идеология JIT успешно продвигалась в дистрибуции продукции, а теперь и в макрологических системах различного уровня и назначения.
Основными преимуществами технологий "точно в срок", объясняющими их широкое распространение в логистической практике, являются[1].:
1. Низкий уровень запасов материальных ресурсов и готовой продукции.
2. Сокращение производственных площадей.
3. Повышение качества продукции, сокращение брака и переделок.
4. Уменьшение времени производства продукции.
5. Повышенная гибкость при изменении ассортимента продукции.
6. Плавный поток производства с редкими сбоями, причинами стали проблемы качества; более короткие сроки подготовки производственного процесса; рабочие с многопрофильной квалификацией, которые могут помочь или заменить друг друга.
7. Высокая производительность и эффективное использование оборудования.
8. Участие рабочих в решении производственных задач.
9. Хорошие отношения с поставщиками.
10. Меньше непроизводственной работы, такой как складирование и перемещение материалов.
В некоторых организациях, внедривших JIT, произошло сокращение резервов на 90 %; по направлениям, по которым выполняются работы – до 40 %; затраты на снабжение – до 15%. С помощью JIT-современная концепция построения логистической системы в целом или организации логистического процесса в отдельной функциональной сфере бизнеса: производстве, снабжении и дистрибуции, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов и товаров в необходимых количествах к тому времени, когда элементы логистической системы в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с гарантийными резервами. Концепция JIT тесно связана с функциональными логистическими циклами и их компонентами. В идеале, материальные ресурсы и готовая продукция должны доставляться в определенную точку логистической цепочки (канала) в тот самый момент, когда в них есть необходимость (не ранее и не позже), что исключает лишние запасы в функциональных областях бизнеса компании. Многие современные логистические системы, основанные на JIT ориентированы на короткие составляющие логистических циклов, что требует быстрой реакции логистической системы на изменения спроса и, соответственно, гибкой производственной программы.