Файл: Логистическая технология JIT ( История технологии Just InTime ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
Концепция JIT-in-time включает в себя следующие компоненты:
1. Выравнивание производства.
2. Система подтягивания.
3. Система КАНБАН (ярлыки или вывески).
4. Порядок на рабочем месте.
5. Производство небольшими партиями.
6. Уменьшенное время переналадки.
7. Сквозная проверка качества.
8. Покупка по системе JIT.
9. Сбалансированные производственные линии.
10. Гибкое производство.
11. Обучение персонала в системе JIT проводится в короткие сроки (несколько часов в неделю) во избежание информационной перегрузки[2].
Широкое использование "точно в срок" в концепции логистики объясняется низким уровнем запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции; сокращением производственных площадей; улучшением качества продукции и снижением брака; сокращением времени производства; повышением гибкости при изменении ассортимента продукции; высокой производительностью и эффективностью использования оборудования; активным участием рабочих в решении производственно-технологических проблем; хорошими отношениями с поставщиками.
Цели JIT схожи с целями системы планирования материальных потребностей - обеспечить нужную часть продукта в нужное время в нужном месте, но способы достижения этих целей и результатов совершенно разные. В то время как система планирования материальных потребностей построена на расчетах, система непрерывности построена на промышленном инжиниринге. Существует много отличительных черт системы, которые проявляются на практике в любом виде деятельности, в компании любой формы собственности, в производственном или непроизводственном секторе экономики.
Реализация концепции JIT начинается с ответа на вопросы о том, как будет продаваться продукция и можно ли ее легко изготовить. При положительном ответе на эти вопросы внимание переключается на развитие самого процесса[6]..
Необходимые условия для реализации концепции JIT:
1. наличие надежных поставщиков в экономической системе;
2. использование систем обмена информацией о требуемых МР, например, КАНБАН для JIT;
3. высокая скорость физической доставки МР, в том числе за счет сокращения времени промежуточного хранения и ожидания грузопереработки;
4. точная информация о текущем состоянии производства, точные прогнозы на ближайшее будущее. Для этого при организации и оперативном управлении производственными процессами необходимо использовать надежные телекоммуникационные системы и информационно-компьютерную поддержку.
Работа логистической системы, построенной на принципах концепции JIT, может быть представлена в виде двухуровневой системы управления запасами. Один уровень используется для удовлетворения спроса в производстве или сбыте, соответственно на материальные ресурсы или готовую продукцию, другой - пополняется по мере расходования первого. Акцент делается на размещении оборудования таким образом, чтобы обеспечить непрерывный производственный процесс. Там, где это возможно, внедряется автоматизация как производства, так и переработки сырья. Конструкторы стремятся стандартизировать время цикла и производство постоянного комплекта продукции на основе ежемесячного производственного плана в рамках всей системы. Такая практика превращает производственный процесс в цикл не менее одного месяца. В то же время потребность в складах отпадает, но качество информационных систем, точный прогноз спроса, качество поставок становятся критическими. Поставщики становятся деловыми партнерами и могут даже интегрироваться в потребительскую компанию своей продукции. Территориальная близость поставщиков очень важна[5].
Таким образом, производство готовой продукции небольшими партиями за относительно короткие производственные циклы определяет длительность циклов снабжения материальными ресурсами.
Теоретически, идеальный размер заказа для базовой системы JIT составляет одну единицу, но это обычно не реализуется из-за высокой стоимости продаж и обработки каждого заказа. Применение данной концепции позволяет значительно улучшить качество продукции, снизить себестоимость продукции, практически сократить страховые запасы, ускорить оборачиваемость оборотных средств предприятия. [4].
4. Концепция развития процесса Just InTime
Основные трудности, которые существуют сегодня в развитии логистики в России:
1. нерациональное развитие систем распределения товаров и услуг (отсутствие продуманной стратегии развития систем распределения в промышленности и торговле, недостаток организованных товарных рынков на уровне крупного и среднего опта);
2. слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, электронных сетей, систем связи и телекоммуникаций;
3. отсталая транспортная инфраструктура, прежде всего в области автомобильных дорог; недостаточное количество грузовых терминалов, а также их низкий технико-технологический уровень;
4. отсутствие современных транспортных средств, отвечающих международным стандартам; высокая степень физического и морального износа подвижного состава;
5. низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства; недостаток современного технологического оборудования по переработке продукции; слабый уровень механизации и автоматизации складских работ;
6. недостаточное развитие отрасли для производства современной упаковки[8].
Достаточно серьезной проблемой является подготовка кадров в области логистики. Надо внедрять логистическое мышления в практику работы менеджеров высшего и среднего звена, персонала различных предприятий. Необходима интенсивная подготовка по специальности "Логистика", переподготовка и повышение квалификации кадров среднего и высшего звена по данному направлению.
Концепция Just-in-time становится популярной в России, несмотря на трудности, вызванные, в частности, внутренним менталитетом и отсутствием налаженной логистической системы. Ряд крупных российских компаний уже пытаются внедрить JIT. Например, КамАЗ, АвтоВАЗ и"Уралсвязьинформ". На Ульяновском автомобильном заводе, внедрение системы привело к экономии времени на 20%. В 2003 году Заволжский моторный завод также перестроил производство в соответствии с концепцией JIT.
JIT также используется в транспортной логистике и дистрибуции. С мая 2003 года ОАО "Северсталь" начала поставки металлопроката на ООО "Caterpillar Tosno . Кроме того, компания Мастер СНАБ, ведущий поставщик промышленного оборудования и лидер в области комплексных поставок на рынках Тверской и Московской областей, осуществляют поставки по системе JIT. Компания "ЕВРОСИБ-Логистика" предлагает поставку по системе JIT автокомпонентов и труб большого диаметра[2].
Система "just-in-time" в торговле предполагает, что товары поступают на полки "прямо с колес". Например, в Москве существует сеть магазинов самообслуживания "АБК", поставки в которые осуществляются по системе JIT. Применение этого принципа позволило увеличить объем торговых площадей за счет складских помещений, избежать затоваривания и обеспечить высокий уровень наполнения заявленного ассортимента.
Некоторые принципы JIT также могут быть применены при наборе персонала. Этот метод эффективен для предприятий, специфика которых позволяет серьезно экономить ресурсы, нанимая временных работников именно в то время, когда они нужны (например, в период сезонного увеличения объема работы), а не имея большой штат постоянных работников.
JIT используется в России и в строительстве. Так, российско-чешская строительная компания "U-Group" предлагает свои услуги по проектированию и строительству объектов с использованием сборных металлоконструкций, используя JIT.
Заключение
"Just in time" - это производственная система, которая производит только те продукты, которые необходимы, в нужном количестве и в нужное время. Система JIT реализует базовую концепцию бережливого производства: сочетание непрерывности потока создания ценности с максимальной гибкостью, ориентированной на спрос, с оптимальным использованием всех ресурсов за счет снижения потерь.
Кроме того, в системе JIT, в отличие от массового или крупносерийного производства, весь ассортимент выпускается небольшими партиями, что обеспечивает короткие производственные циклы и, как следствие, быструю удовлетворенность потребителя, что особенно важно в современной экономике. Организация производства по системе JIT позволяет снизить потери, затраты на ресурсы, не создающие ценности для клиентов.
Многие исследователи отмечают, что концепция JIT направлена на синхронизацию работы всех элементов цепочки, на раннее выявление требований к отгрузке товаров по заказам, на обеспечение строжайшей дисциплины договорных отношений. В целях предотвращения накопления избыточных запасов, с одной стороны, и оптимизации общих логистических затрат, с другой стороны, приоритет отдается задаче поиска консолидации грузов. Вместо своевременной доставки небольших партий от разных поставщиков заказы должны быть объединены в одну поставку.
Таким образом, применение концепции Just-in-time является важным элементом для организации современного производства и работы по поставке товаров потребителям.
Следующим выводом, который можно сделать в результате решения поставленных задач, является успешное применение концепции JIT на отечественных предприятиях. На данный момент применение сложно назвать широким, но зато, те компании, которые внедрили у себя концепцию Just-in-Time, могут наблюдать значительные изменения в лучшую сторону, например, экономия времени, снижение издержек и повышение качества продукции. Внедрение данной концепции усиливает конкурентное преимущество российских производителей, что влечет за собой укрепление позиций и завоевание авторитета на международном рынке. Ключевым преимуществом концепции JIT является пониженный уровень запасов, высокое качество, гибкость, сокращение сроков производства, повышение производительности и эффективности использования оборудования, снижение объема брака и переработок, а также уменьшенные требования к площадям.