Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 344
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. История формирования европейской валютной системы
1.1. Ключевые этапы создания европейской валютной системы
1.2. Формирование валютного союза
Глава 2. Анализ состояния европейской валютной системы
2.1. Основные тенденции развития европейской валютной системы
Глава 3. Кризисы европейской валютной системы и пути их разрешения
Очевидно, что политика расширения – это самый удобный и надежный для ЕС инструмент распространения и внедрения собственных норм и стандартов. Поэтому Брюссель вряд ли сможет официально заявить о прекращении расширения. При этом интеграционная группа ничем не рискует, ведь последнее слово по вступлению остается за самими институтами ЕС и его странами-членами.
Это, однако, не исключает выставление требований к странам-кандидатам на выполнение всех необходимых для вступления критериев.
Так, например, Еврокомиссия называет политику расширения «мощным стимулом для демократических и экономических реформ в странах, которые хотят стать членами ЕС», и говорит о том, что в целом она «способствует миру и стабильности в регионах, близких к границам ЕС, помогает улучшить качество жизни людей, направлять, поддерживать и отслеживать изменения в странах, желающих вступить в Европейский Союз, в соответствии с ценностями, законами и стандартами ЕС». Поэтому интеграция возможна для страны только в том случае, если та способна в полной мере продемонстрировать, что соблюдает все стандарты и правила ЕС (в стране действует рыночная конкуренция, демократические институты, соблюдаются права меньшинств), в то время как ее население, а также граждане стран-членов Евросоюза и его институты согласны с ее вступлением.
Таким образом, политика расширения – это демонстрация превалирования политической миссии над экономическим прагматизмом. Готовность к приему новых членов подтверждается и финансовыми средствами, выделяемыми на поддержку стран-кандидатов. Так, на период с 2014 по 2020 гг. на это выделено почти €12 млрд.
Возможности расширения Евросоюза вызывают вопросы. Здесь стоит обратить внимание на комплекс нерешенных задач, оказывающих негативное влияние на возможности реализации политики расширения.
Во-первых, очевидно, что потенциальными государствами на вступление в ЕС стали только страны Западных Балкан, прежде всего Сербия и Черногория, которым ранее даже называли 2025 г. как время вступления в интеграционную группу. Однако не все страны-члены Евросоюза уверены в необходимости такого исхода. Неслучайно французский президент предлагает продумать альтернативные варианты. Также довольно настороженно к расширению относятся в Нидерландах и Дании. И это понятно, ведь в регионе сохраняются этнические и территориальные проблемы.
Во-вторых, проблема Брекзита сохраняет свое воздействие на все аспекты интеграционного движения, тем более, что она развивается на фоне замедления темпов экономического роста интеграционной группы и сохранения проблем в еврозоне.
Помимо финансовых проблем, сопряженных с выходом из ЕС одной из крупнейших экономик, Брекзит обозначил поворот к идеям национализма, приоритету национальных интересов и государственного суверенитета.
Это влечет за собой и подрыв позитивного имиджа, который ЕС так долго носил.
В-третьих, включение новых государств в интеграционный процесс за редким исключением не привело к экономическому прорыву в этих странах и показало, что не только «новые», но и «старые» страны-члены ЕС не справляются с нарастающим объемом разнообразных проблем, среди которых сохраняется проблема миграции и интеграции новоприбывших иммигрантов из Северной Африки и Ближнего Востока.
В-четвертых, судя по опросам общественного мнения, граждане ЕС настороженно относятся к его расширению. Весной 2013 г. среди них рос евроскептицизм: против расширения выступило 53% опрошенных. В 2018 г. 45% опрошенных респондентов также высказались против расширения. Очевидно, что Брюссель никак не предлагает решить проблему усталости граждан от расширения Евросоюза.
Таким образом, стабильность расширительного процесса, который часто приравнивают к самому понятию интеграции, в этих условиях оказывается иллюзией, самовнушением и стремлением на что-то опереться в продолжении интеграционного движения. В такой ситуации лучшим выбором для ЕС было бы заниматься качественными вопросами интеграционного движения, а не количественными.
По всей видимости, в настоящее время лидеры стран-членов и наднациональные деятели уже готовы к обсуждению различных альтернатив полноценному членству. Вероятно, такой сценарий может быть объявлен в следующем году, а через некоторое время опробован на странах Западных Балкан.
2.2. Перспективы курса евро
Курс евро во второй половине 2019-2020 гг. снижался. В феврале 2020 г. он достиг минимума с начала октября 2019 г.
Снижение курса евро происходит под воздействием целого комплекса причин. В январе 2020 г. евро опустился на 1,1%, оформив худший старт года за последнюю пятилетку. В феврале 2020 г. евро продолжил ослабление, опустившись к полудню 12 февраля до отметки $1,0904. Такие показатели были только в 2015 г., но тогда мир переживал мини-кризис из-за падения цен на нефтяном рынке. Последнее поддержало доллар и опустило большинство остальных валют. Нынешний спад выглядит менее резким, но может оказаться глубже и фундаментальнее.
Отметим, что, по первоначальным прогнозам, 2020 г. обещал быть для евро хорошим, как отмечает агентство Bloomberg. Во-первых, в торговой войне между США и Китаем наступила длительная пауза. Во-вторых, Brexit состоялся и в отношениях между ЕС и Великобританией наступила определенность.
Главным ньюсмейкером для мировых бирж в начале 2020 г. стала эпидемия коронавируса. Она привела к снижению котировок нефти и других товарных ресурсов и обеспечила остановку производства на многих заводах и фабриках Китая, где сосредоточена почти треть мировой промышленности. Проблема перекладывается на другие страны Восточной Азии и затрагивает Европу. Помимо перебоев с поставками, в КНР снижается и спрос на множество товаров и услуг, значительная часть которых поступает из стран Евросоюза. Всё это влияет на курс евро самым негативным образом.
Вирус всё еще не достиг пика, но его влияние на китайскую экономику уже оценивается в 0,5% ВВП. Судя по всему, острая фаза эпидемии растянется самое меньшее на весь I квартал 2020 г., а значит, ущерб окажется еще вдвое-втрое больше. ЕС — крупнейший экспортер товаров в Китай, на экономике союза кризис в восточной державе скажется сильнее всего.
Кроме того, вышедшая 12 февраля 2020 г. статистика показала, что по итогам декабря (то есть еще до начала эпидемии) промышленное производство в еврозоне снизилось на 2,1%, что является худшим показателем за последние четыре года. Это сильно повлияло на данные по широкой экономике — ВВП вырос всего на 0,3% в годовом исчислении, а по мере выхода новых данных статистика может быть дополнительно пересмотрена в сторону ухудшения.
Сокращение производства влияет на курс евро непосредственным образом, так еще и ухудшение экономической ситуации может сподвигнуть европейский Центробанк на снижение ставок и другие мероприятия по смягчению денежно-кредитной политики. C известными последствиями в виде нового ослабления общесоюзной валюты.
Не стоит забывать и политическом факторе. Проблему управляемого выхода Великобритании из ЕС удалось решить, но тут же обострилась ситуация на фронте борьбы с популизмом. В ФРГ политический маневр правопопулистской партии «Альтернатива для Германии», в последний момент поддержавшей на выборах в Тюрингии представителя Свободной Демократической партии, привел к острому политическому кризису, в результате которого наследница Ангелы Меркель Аннегрет Крамп-Карренбауэр перестала быть таковой. Местная операция «Преемник» поставлена под угрозу, так еще и на повторных региональных выборах радикальные правые и левые партии могут набрать еще больше голосов. Политический мейнстрим в крупнейшей стране ЕС еще больше ослабнет, что грозит сильной политической и экономической турбулентностью.
В Ирландии же на последних выборах верх взяла радикальная партия «Шинн Фейн», известная своими связями с Ирландской республиканской армией. Позиции популистов продолжают усиливаться в Италии, Испании и Швеции, а в некоторых других странах правящие партии добиваются успеха лишь перехватывая радикальную повестку. Всё это может обеспечить серьезные последствия для сложившегося политического консенсуса в будущем, а значит, и в сфере управления экономикой.
Наконец, еще одним фактором, угрожающим стабильности евро, является относительно слабое развитие высокотехнологичной интернет-индустрии в Европе. Среди крупнейших IT-компаний мира много американских и китайских, чуть меньше фирм из других стран Восточной Азии, есть немного даже российских, а вот европейских практически нет. Между тем именно флагманы хайтек-индустрии сейчас привлекают большую часть капиталов на американский фондовый рынок, дополнительно укрепляя доллар по отношению к евро и другим валютам.
Однако, для европейской экономики, впрочем, снижение курса евро может и не быть такой уж большой проблемой. Слабый евро подстегивает местных производителей, чья продукция становится более конкурентоспособной как на мировом, так и на внутреннем рынках. Это касается любой сферы — от высокоточного машиностроения до туризма. В то же время он подрывает покупательную способность широких слоев населения.
Не стоит забывать и фактор Трампа: президент США вполне может обвинить европейцев в искусственном занижении курса. Результатом такого конфликта может стать очередной виток валютной или торговой войны.
Таким образом, можно сделать вывод, что евро не является полноценным конкурентом доллара в качестве мировой резервной валюты. Он нестабилен и подвержен ослаблению при каждом признаке неуверенности инвесторов в экономике еврозоны и ЕС.
Выводы
Переход к единой европейской валюте это новый этап в развитии мировой валютно-финансовой системы. Введение и использование евро создало мощные предпосылки для развития экономики разных стран и усилило необходимость структурных изменений на финансовых рынках. Использование евро в качестве национальной валюты предполагает выполнение ряда обязательных условий. С течением времени отдельные страны не имеют возможности поддерживать условия функционирования единой валюты. Поэтому для экономически слабо развитых стран членство в Евросоюзе несет за собой некоторые минусы, однако помогает стремиться к поддержанию экономики на достаточном высоком уровне.
Однако, на настоящий момент евро не является полноценным конкурентом доллара в качестве мировой резервной валюты. Он нестабилен и подвержен ослаблению при каждом признаке неуверенности инвесторов в экономике еврозоны и ЕС.
Глава 3. Кризисы европейской валютной системы и пути их разрешения
За прошедшее десятилетие нигде не произошло такого количества изменений в регулировании экономики и в экономической политике, как в Евросоюзе и, в частности, в ЕВС. Архитектура последнего находится в процессе постоянных реформ. В ответ на финансово-экономический кризис многократно ужесточились фискальные правила для стран – членов Евросоюза, приняты новые меры борьбы с макроэкономическими дисбалансами, постоянно совершенствуются инструменты контроля над банковской деятельностью. При этом доступ к кредитованию для стран – членов ЕС был существенно облегчен. Однако множество проблем еще предстоит решить. В «докладе пяти президентов» (2015), представляющем собой план по усилению экономической и валютной интеграции, предусмотрены дальнейшие реформы вплоть до 2025 г., которые должны привести к созданию «прочной и прозрачной архитектуры» ЕВС.
Вопреки мнению общественности, считающей причиной кризиса в зоне евро чрезмерную государственную задолженность, немецкие экономисты считают, что истоки кризиса гораздо сложнее, а проблемы дефицита бюджета являются лишь одной из многих причин.
Кризис обусловлен следующими негативными процессами.
1. Слабые государственные финансы стран Южной Европы (Греция, Португалия, Испания), в которых проводилась довольно мягкая финансовая политика. В результате дефицит бюджета в этих странах превысил 3% ВВП.
2. Цикл подъемов и спадов (Boom-Bust-Zyklen) на периферии. Низкие номинальные процентные ставки в периферийных государствах и более высокая, чем в среднем в зоне евро инфляция, спровоцировали бум инвестиций в основном в жилищное строительство, что, в конечном счете, усиливало инфляцию.
3. Проблемы в банковском секторе: в рамках цикла в ряде европейских стран банкам требовалась поддержка правительств. Это оказалось дополнительной нагрузкой для бюджетов и затормозило экономический рост.
4. Токсичная связь между финансовым состоянием банков и платежеспособностью отдельных государств. Поскольку в большинстве европейских государств банки держат значительную часть своих активов в государственных займах собственных правительств, на фоне сомнений в платежеспособности государств возник заколдованный круг проблем в банковском секторе. Обеспокоенность по поводу состояния банковского сектора вынуждала государства принимать дорогие программы по поддержке банков, которые еще больше подрывали платежеспособность государства и оказывали давление на выплату процентов по государственным займам. В свою очередь обесценение соответствующих банковских активов усугубляло состояние банковской системы.