Файл: Особенности развития европейской валютной системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 342

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ответственность за проведение денежно-кредитной политики ЕС возлагалась на Европей­скую систему национальных банков в составе Европейского национального банка и национальных центральных банков государств ЕС[17]. Подписав Маастрихтский договор о Европейском союзе, главы государств Сообще­ства приняли историческое решение — вве­сти в наличное обращение с января 2002 г. единую европейскую валюту «евро» [18].

Заменив собой 12 национальных валют (в состав зоны евро из стран — членов ЕС не входили толь­ ко Великобритания, Швеция и Дания), единая европейская валюта завершила создание Эко­номического и валютного союза (ЭВС) — про­цесс, длившийся более 30 лет. 25 марта 1998 г. Комиссия ЕС представила до­ клад о результатах выполнения странами Европейского союза критериев конвергенции Маастрихтского договора и на его основе ре­комендовала к вступлению в валютный союз 11 стран (все страны ЕС, кроме Греции, Великобритании, Дании и Швеции), которые имели хорошие экономические показатели[19].

На внеочередном саммите ЕС в Брюсселе 2 мая 1998 г. была произведена необратимая фикса­ция обменных курсов валют стран-участниц, утверждены руководители Европейского цен­ трального банка и определены участники валютного союза, в состав которого с 1 янва­ря 1999 г. вошли Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Австрия, Ирландия, Италия, Испания, Португалия, Финляндия. По­ мимо указанных стран зона евро с согласия официальных властей была распространена на ряд автономных заморских департаментов (для Франции — это острова Мартиника и Гваделупа, Реюньон, Сен-Пьер и Микелон; к евро привязаны валюты Коморских остро­вов и Новой Каледонии), а также на государства Монако, Андорра, Сан-Марино и Ватикан[20].

Таким образом, в 2002 г. Европейский экономический и валютный союз стал свершив­шимся фактом. Он имел к этому времени со­лидный фундамент: на долю его участников, составлявших всего 5% населения планеты, приходилось 15% мирового ВВП и 19,5% ми­рового экспорта.

Внутри Европейского союза был достигнут высокий уровень экономической и политической интеграции: с 1968 г. су­ществовал таможенный союз и проводилась общая торговая политика, с 1993 г. функционировал единый внутренний рынок, причем торговля внутри ЕС составляла свыше 60% об­щего внешнеторгового оборота входящих в него стран.

Евросоюз и евро Объединенная Европа еще не преодолела институциональный кризис, как в 2008 г. на нее обрушился финансовый кризис, потребовавший от стран-членов значительных денежных вливаний в банковский сектор, что привело в 2010 г. к кризису государственной задолжен­ности стран еврозоны[21]. Это поставило под во­прос судьбу единой европейской валюты. Канцлер Германии Ангела Меркель была вы­нуждена признать, что кризис евро является самым значительным вызовом, какого Ев­росоюз не знал со времени подписания Рим­ских договоров 1957 г. При этом, как подчерк­нула А. Меркель, речь идет не только о валюте, но и об испытании европейской идеи на проч­ность и жизнеспособность. Потерпит крах евро — придет конец и объединенной Европе. Иначе говоря, кризис евро с самого начала воспринимался еще и как кризис европейского проекта.


Перед принятием единой валюты существовало две точки зрения, противоположные друг другу. Одна заключалась в том, что общая валю­ та будет способствовать объединению Европы и потянет за собой формирование европей­ской экономической и финансовой политики. Другая — в убеждении, что до введения единой валюты необходимо сформировать полно­ ценный экономический и финансовый союз, а также проводить общую политику в этих сферах. Сторонники второй точки зрения — более 160 ученых-экономистов даже подготовили открытое письмо, в котором обосновы­вали свою позицию и предсказывали, что ва­лютный союз в отсутствие наднациональных инструментов обеспечения согласованных решений в области финансовой, экономической, налоговой, бюджетной политики может вызвать опасное противостояние стран-членов и поставит под угрозу все интеграци­онное объединение[22].

Однако к ним не прислушались. Единая валюта была введена, а вместе с ним пришел и предсказанный ими кризис. Переход к единой европейской валюте осуществлялся вместе с предусмотренным Маас­трихтским договором открытием Евросоюза для глобальной конкуренции. Движение капи­талов было либерализовано. Были сняты пре­ грады на пути глобализации рынков. Это означало превращение ЕС в глобального игрока[23].

Однако страны-члены охотно использовали преимущества общей валюты, не задумываясь о том, что поддержание стабильности еврозоны и евро налагает на них обязательства и ответственность, особенно в условиях рисков, связанных с отсутствием политического союза. Чтобы компенсировать эти риски и обеспечить твердость евро, был принят Пакт ста­бильности и экономического роста. Согласно его требованиям, государственный долг стран еврозоны не должен был превышать 60% от ВВП, а бюджетный дефицит — 3% от ВВП.

Однако кризис евро показал, что этих мер явно недостаточно. К тому же при их реализации наблюдались отступления. Так, требо­вания Пакта зачастую не соблюдались, а предусмотренные им штрафные санкции так и не развились в инструмент дисциплинирования нарушителей. После того как среди наруши­телей Пакта оказались ведущие страны ЕС — Германия и Франция, его требования были смягчены[24]. Из политических соображений дверь в еврозону была открыта для стран, которые по уровню конкурентоспособности и состо­янию финансовой дисциплины не могли в долгосрочной перспективе отвечать критериям Пакта стабильности. Считалось, что малые страны с проблемными экономиками не могут нанести существенного ущерба ва­лютному союзу Кризис обнажил ошибочность такого подхода[25].


Выяснилось также, что независимый ЕЦБ, ориентированный на стабильность валют и цен, недостаточно гибок, чтобы обеспечивать жизнеспособность валютного союза, включая его устойчивость к кризисам. В странах, первоначально выигравших от вве­дения общих денег (Греция, Ирландия, Португалия, Испания), наблюдалась обратная тен­денция — снижение конкурентоспособности. При низких процентах по кредитам быстро росли реальные инвестиции, потребление, уровень зарплаты, расходы на социальную сферу. При этом экономический рост превы­шал возможности реального производствен­ного потенциала и оказывал инфляционный эффект[26].

Чисто монетаристскими средствами, как оказалось, эту динамику невозможно было остановить. Когда же рост цен на внутреннем рынке стран еврозоны, переживавших экономический бум, сделал их экспортные товары столь дорогими, что спрос на них резко упал, произошло мгновенное охлаждение конъюнктуры. Этот эффект проявился только к 2008–2009 гг. Одно­ временно стали сказываться и негативные моменты введения единой европейской валю­ ты: с отказом от национальных валют страны еврозоны теперь уже не могли, как это было в прошлом, восстановить свою международ­ную конкурентоспособность путем девальвации национальной валюты и, следовательно, снижения с помощью этой меры цен на экс­ портные товары за границей[27].

В условиях бы­ строго скатывания в фазу рецессии эти страны столкнулись с проблемой рефинансирования. Она только усугубилась в результате мирово­го финансового кризиса, когда спасение на­циональных банковских систем потребовало увеличения государственной задолженности, а обслуживание собственных долгов стало вызывать серьезные трудности. На эту ситуацию сразу же отреагировали финансовые рынки, повысившие проценты по кредитам. Началось опасное раскручивание негативной спирали.

Выводы

В 1979 г., когда страны Западной Европы решили объединиться, они объявили о создании Европейской валютной системы наравне с мировой валютной системой. Создание ЕВС значительно облегчило экономические отношения между странами. 1 января 1999 г. евро было введено в безналичный оборот, а в 2002 г. – в наличный оборот. Общая цель создания ЕВС – это сглаживание неравномерности развития стран и создание альтернативной резервной валюты в противовес доллару США.


Глава 2. Анализ состояния европейской валютной системы

2.1. Основные тенденции развития европейской валютной системы

В настоящее время 27 европейских стран, составляющих еврозону, используют евро в качестве национальной валюты. Совсем недавно еврозона в связи с мировым финансово-экономическим кризисом подверглась весьма серьезному испытанию, которое выявило некоторые слабые стороны и противоречия европейской валюты. Несмотря на то, что введение евро улучшило стабильность стран еврозоны, всем государствам приходится поддерживать примерно одинаковую процентную ставку, для предотвращения спекуляций при проведении процентного арбитража.

Введение евро лишило центральные банки стран-участниц возможности использования процентной ставки в качестве инструмента фискальной политики. Если рост экономики какой-либо страны замедлится, правительство этой страны не сможет понизить процентную ставку для стимуляции роста. Другими словами, функционирование единой валюты и применение единой денежно-кредитной политики, проводимой Европейским центральным банком, осуществляются так, будто объединение представляет собой одно государство.

Зона состоит из множества государственных образований, которые имеют отличные от других бюджетно-налоговую и финансовую системы. Также государственный долг некоторых стран, использующих евро в качестве национальной валюты, превысил допустимое значение.

В 2019 г. лидеры стран ЕС задумались о пересмотре политики евроинтеграции. Когда в октябре 2019 г. Франция, Нидерланды и Дания заблокировали начало переговоров о вступлении в ЕС Албании и Северной Македонии, в Париже заявили о необходимости фундаментальной реформы процесса вступления. Кроме того, в декабре 2019 г. сомнения в евроинтеграционной перспективе также высказал президент Азербайджана[28].

Европейский союз действительно реализует интеграционный проект не только качественно, но и количественно. Еще в 1957 г. ЕС состоял только из шести стран. Но в 2019 г. в него входят 27 стран (после выхода Великобритании). Они присоединились к организации в процессе шести волн расширения. В 1973 г. в интеграционную группу вступили Дания, Ирландия, Великобритания, в 1981 г. и 1986 г. сначала присоединилась Греция, а за ней – Испания и Португалия, в 1995 г. в ЕС вошли Австрия, Швеция, Финляндия.


В этом составе ЕС показывал стабильный рост и его перспективы не вызывали ни у кого сомнений. Тем более, в 1990‑е гг. у ЕС не было конкурентов в Евразии, что позволило ему довольно быстро упрочить свои экономические позиции, создать позитивный имидж и даже получить у исследователей признание наиболее успешной интеграционной организации в мире.

Уверенность во всех сферах и аспектах привела к позитивному восприятию идеи расширения. К тому же, она находилась в логике продвижения экономических интересов ЕС на пространстве бывшего советского влияния, что привело к формированию новых стратегических подходов ЕС на внешнем контуре. Поэтому, в 2004 г. и в 2007 г. Евросоюз пережил самое масштабное расширение в своей истории, включив в свой состав Болгарию, Венгрию, Кипр, Латвию, Литву, Мальту, Польшу, Румынию, Словакию, Словению, Чехию, Эстонию. В 2013 г. он принял в свои ряды Хорватию.

После этого беспрецедентного расширения на страны Восточной Европы и частично Балканы Брюссель впервые столкнулся с масштабным набором вызовов – не только экономического, но и политического свойства.

Страны-новички рассчитывали на всевозможную масштабную финансовую помощь со стороны ЕС в ответ на политические лозунги и уступки, которые во многом по прошествии времени оказались бутафорными. Неслучайны, например, обвинения французского и германского лидеров в сторону польского и венгерского политического истеблишмента в отказе от реальных европейских ценностей. Именно после принятия Хорватии в состав ЕС все же было озвучено решение подождать с очередным расширением. Обратим внимание, что «подождать» не означает «остановиться»: и с этого времени до сего дня периодически все-таки звучали голоса о возможности интеграции в ЕС новых государств.

Поэтому, невзирая на все сложности, которые влечет за собой расширение, категорического отказа от включения в состав ЕС новых членов не было. Кроме того, на официальном сайте Еврокомиссии указывается, что любая европейская страна может подать заявку на членство, если она уважает демократические ценности ЕС и привержена их продвижению. В общем, интеграция все время должна развиваться, хотя ныне мы наблюдаем перекос этого развития в количественную, а не качественную сторону.

В настоящее время странами-кандидатами на вступление официально названы Сербия, Черногория и Турция. Однако между странами Западных Балкан и Турцией по вопросам вступления есть различия – прежде всего, разный опыт сотрудничества с Брюсселем. При этом в Турции уже сформировалось понимание, что страна никогда не вступит в ЕС. Не стоит забывать и о том, что от статуса кандидата отказалась в 2015 г. Исландия. Поэтому данный вопрос не так однозначен не только с точки зрения Евросоюза, но и стран, с которыми он сотрудничает.