Файл: Особенности развития европейской валютной системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 339

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В течение последних десятилетий в мире наблюдается тенденция усиления процессов экономической интеграции. Это во многом объясняется нарастающими процессами глобализации, в условиях которой отдельные страны стремятся к объединению экономического и финансового потенциала. Интеграционные процессы охватывают весь комплекс экономических отношений, однако именно ее валютно-финансовый уровень в последние годы стал объектом особого интереса экономистов и политиков разных стран. Усиление процессов глобализации, приводящих, ко всему прочему, и к общемировым валютным и финансовым кризисам, делает необходимым сотрудничество отдельных групп стран в валютно-финансовой области для повышения устойчивости национальных финансовых систем и обеспечения стабильности валютных курсов.

В современных условиях углубления интеграции экономик промышленно-развитых стран Европы валютная система играет все более важную роль в экономических отношениях данных стран. Кроме того, она оказывает непосредственное влияние на темпы роста производства и международного обмена, цены, заработную плату.

Целью работы является исследование тенденции и перспектив развития Европейской валютной системы.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1) исследовать ключевые этапы развития европейской валютной системы;

2) рассмотреть процесс формирования европейского валютного союза;

3) проанализировать современное состояние европейского валютного союза;

4) выявить тенденции развития и перспективы курса евро;

5) определить основные проблемы европейского валютного союза и пути их решения.

Предметом исследования выступают тенденции развития и проблемы европейской валютной системы.

Объектом исследования является европейская валютная система.

Теоретическую основу исследования составляют научные, методические, практические и учебные работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов, затрагивающих проблемы мировой экономики.

Для целей исследования использовались действующие нормативно-правовые акты, материалы аналитических отчетов, документы федеральных органов власти (концепции, стратегии, программы, доктрины).

Методологическая основа исследования образована группами общенаучных подходов (системный, синергетический, структурно-функциональный) и методов (исторический, научной абстракции, сравнительный, балансовый, графического отображения).


Информационная база исследования представлена работами экономистов, материалами периодической печати, материалами конференций, сборниками научных трудов, тезисами докладов, электронными источниками и базами данных, актуальными статистическими материалами.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. История формирования европейской валютной системы

1.1. Ключевые этапы создания европейской валютной системы

История создания Европейского — вна­чале Сообщества, а затем — Союза (ЕС, Евросоюз) уже насчитывает более 65 лет. Для обретения нового понимания единства своего континента европейцам понадо­билось пережить две мировые войны[1]. Стараясь избежать ошибок Версальского мира, когда на карте Европы появилось 38 государств, а после Второй мировой войны их стало еще больше, западноевропейские правительства выбрали новый путь развития — экономическую, политическую и институциональную интеграцию на демократических принципах. Результатом стало создание единого экономического пространства в составе 28 европейских стран с населением более 510 млн человек, которые имеют возможность свободно передвигаться и обосновываться там, где хотят. В Евросоюзе принята единая валюта — евро, что способствует по­вышению эффективности сформированного единого рынка ЕС[2].

Подготовительным этапом создания ЕС стало уже первое послевоенное пятилетие (1945–1950 гг.). В 1948 г. для регулирования помо­щи, поступающей в Европу из США в рамках плана Мар­шалла, была создана Орга­низация европейского эко­номического сотрудничества — впоследствии Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В том же году был уч­режден экономический союз Бенилюкс, в который вошли Бельгия, Нидерланды и Люк­сембург. Союз стал свое­ образным примером, демон­стрировавшим возможные формы и результаты между­ народного сотрудничества в экономической сфере[3].


Дальнейшие шаги по пути интеграции были предприняты по инициативе тогдашнего председателя Национально­ го совета по планированию Франции Жан Монне, который предложил передать руководство угледобычей и черной металлургией Франции и Германии наднацио­нальному органу[4].

План создания Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), обнародованный в мае 1950 г. министром иностранных дел Фран­ции Робером Шуманом (план Шумана), по­ложил начало новой странице в истории Европы. План стал первым шагом в направле­нии экономической интеграции[5]. 18 апреля 1951 г. между Бельгией, Италией, Люксембур­гом, Нидерландами, ФРГ и Францией был за­ключен Парижский договор, в соответствии с которым учреждалось Европейское объединение угля и стали, приступившее к выполнению своих функций 10 августа 1952 г. (Рисунок 1).

Договор предусматривал формирование таможенного союза, ликвидацию барьеров в тор­говле и создание общего рынка угля и стали, а также содержал положения, регламентирующие инвестиции и правила конкуренции. Договор об образовании ЕОУС был заключен на 50 лет (его действие закончилось в августе 2002 г.) [6]. Создание таможенного союза в области угля и стали позволило существенно стабилизировать положение в этих отраслях, что было особенно важно в условиях, когда европейские страны оказались основными производителями и экспортерами этих товаров в мире[7].

Рисунок 1. Основные этапы интеграции ЕС[8]

Ободренные первыми успехами, шесть стран — участниц ЕОУС 25 марта 1957 г. подписали Римские договоры, учреждавшие Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). В Договоре о ЕЭС в качестве главной цели значилось создание таможенного союза и обще­ го рынка, обеспечивающих свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и физических лиц на территории Сообщества. Включение в Договор о ЕЭС пунктов о согласовании экономической политики и приме­ нении единых стандартов выработки решен­ий подразумевало развитие политической интеграции.

В Западной Европе стал утверждаться новый тип взаимодействия, который позволял через длительную практику согласования противоречивых экономических и по­литических интересов стран-участниц в перс­пективе прийти к формированию единой экономической политики. В развитии экономической интеграции у каждой из стран были свои интересы[9].


По­зиция ФРГ определялась тем, что на ее долю в 1957 г. приходилось около 45% производ­ства и 44% экспорта промышленной продук­ции «шестерки». Западногерманское руко­водство рассматривало интеграцию как сред­ство выравнивания статуса с другими страна­ми Сообщества, прежде всего с Францией. ФРГ рассчитывала стать экономическим лидером Сообщества, уступив политическое первен­ство Франции, на долю которой приходилось только 25% производства и 20% экспорта промышленной продукции шести стран[10].

Интересы Италии и других стран ЕЭС определя­лись наличием у них тесных связей либо с ФРГ, либо с Францией. Италия, в частности, рассчиты­вала увеличить сбыт своей сельскохозяйствен­ной продукции на едином европейском рынке. Договор о Евратоме регламентировал интеграцию европейских стран в сфере мирного использования ядерной энергии, которое рас­ сматривалось всеми европейскими странами в качестве важнейшего и самого перспектив­ного инструмента решения энергетической проблемы Западной Европы. Тем самым пред­ полагалось снять остроту хронического энер­гетического кризиса, от которого страдали в первую очередь Франция и малые западно­европейские государства[11].

Таким образом, с момента вступления в силу Римских договоров на европейском конти­ненте стало действовать уже три различных Сообщества (далее — Сообщества), которые объединяли одни и те же государства, но каждое из которых функционировало в соответ­ствии со своими учредительными документа­ ми, определявшими сферу их деятельности, цели и организационную структуру[12].

Первоначально управление каждым из Сооб­ществ (ЕОУС, ЕЭС и Евратом) осуществлялось самостоятельными руководящими органами. В апреле 1967 г. в Брюсселе был подписан до­ говор, учреждающий единый Совет и единую Комиссию европейских сообществ, которая вобрала в себя руководящие органы всех трех Сообществ. Совет ЕС и Комиссия ЕС вместе с Парламентской ассамблеей и Судом Европейских сообществ составили институ­циональную основу современного Европейского союза. Европейские сообщества стали уникальной в своем роде структурой, которая воплощала общее стремление целого ряда суверенных европейских наций жить и работать сообща.

Европейское строительство характеризова­лось двумя чертами, в корне отличающими его от всех предшествующих попыток объединения европейских стран[13].


Во-первых, все три Сообщества — ЕОУС, ЕЭС и Евратом — базировались на прочной экономической основе. Общие хозяйственные ин­тересы и взаимозависимость национальных экономик обусловили укрепление солидар­ности стран-участниц[14].

Во-вторых, деятельность ЕС основывалась на договорах, которые должны соблюдаться всеми членами. Возникающие между страна­ ми-участницами и Комиссией либо институтами Сообщества споры и конфликты должны быть урегулированы в Европейском суде, чьи постановления не могут быть оспорены или не выполнены. Реализация установленных Римскими догово­рами задач (достижение так называемых че­тырех свобод, то есть свободы перемещения людей, товаров, услуг и капитала, и проведение в жизнь единой политики во все возрас­тающем числе областей) определила переда­ чу Сообществу (прежде всего Комиссии ЕС) ряда прав, вытекающих из национальных су­веренитетов стран-участниц[15].

В правовом и организационном отношении Европейское сообщество не поддается однозначной классификации. С одной стороны, имея особый собственный юридический ста­тус и обширные полномочия, оно, несомнен­но, больше, чем межправительственная струк­тура, но при этом и не федерация, которой подчинены национальные парламенты и правительства, расположенные на территориях, входящих в его состав. Сообщество комбинирует собственную наднациональную право­ способность в сферах, где страны-члены деле­гировали ему свой национальный суверенитет, с совместными действиями самих стран в том, что остается пока в их национальной юрис­дикции.

1.2. Формирование валютного союза

КЕС, председателем которой в 1985–1994 гг. был французский финансист Ж. Делор, подготовила серию докладов о модернизации интеграционных механизмов Европейского сообщества. В апреле 1989 г. ею был составлен план углубления сотруд­ничества в сферах экономики и финансов, главной идеей которого стала полная либе­рализация движения капиталов и объединение финансовых рынков стран ЕС. После одобрения доклада Европейским советом в июне 1989 г. приоритетной задачей Сообщества было провозглашено создание экономиче­ского и валютного союза[16].

Договор о Европейском союзе был подписан в Маастрихте (Голландия) 6 февраля 1992 г. и вступил в силу с 1 ноября 1993 г. Он завершил дело предыдущих лет по урегулирова­нию денежной и политической систем ев­ропейских стран. Одним из основных поло­жений этого договора стало формирование экономического и валютного союза. Договором предусматривалось, что основные на­ правления экономической политики стран-участниц и Евросоюза в целом принимаются Советом министров, который также наблюдает за ходом экономического развития каждой страны и ЕС в целом.