Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 343
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. История формирования европейской валютной системы
1.1. Ключевые этапы создания европейской валютной системы
1.2. Формирование валютного союза
Глава 2. Анализ состояния европейской валютной системы
2.1. Основные тенденции развития европейской валютной системы
Глава 3. Кризисы европейской валютной системы и пути их разрешения
Введение
Актуальность. В течение последних десятилетий в мире наблюдается тенденция усиления процессов экономической интеграции. Это во многом объясняется нарастающими процессами глобализации, в условиях которой отдельные страны стремятся к объединению экономического и финансового потенциала. Интеграционные процессы охватывают весь комплекс экономических отношений, однако именно ее валютно-финансовый уровень в последние годы стал объектом особого интереса экономистов и политиков разных стран. Усиление процессов глобализации, приводящих, ко всему прочему, и к общемировым валютным и финансовым кризисам, делает необходимым сотрудничество отдельных групп стран в валютно-финансовой области для повышения устойчивости национальных финансовых систем и обеспечения стабильности валютных курсов.
В современных условиях углубления интеграции экономик промышленно-развитых стран Европы валютная система играет все более важную роль в экономических отношениях данных стран. Кроме того, она оказывает непосредственное влияние на темпы роста производства и международного обмена, цены, заработную плату.
Целью работы является исследование тенденции и перспектив развития Европейской валютной системы.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) исследовать ключевые этапы развития европейской валютной системы;
2) рассмотреть процесс формирования европейского валютного союза;
3) проанализировать современное состояние европейского валютного союза;
4) выявить тенденции развития и перспективы курса евро;
5) определить основные проблемы европейского валютного союза и пути их решения.
Предметом исследования выступают тенденции развития и проблемы европейской валютной системы.
Объектом исследования является европейская валютная система.
Теоретическую основу исследования составляют научные, методические, практические и учебные работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов, затрагивающих проблемы мировой экономики.
Для целей исследования использовались действующие нормативно-правовые акты, материалы аналитических отчетов, документы федеральных органов власти (концепции, стратегии, программы, доктрины).
Методологическая основа исследования образована группами общенаучных подходов (системный, синергетический, структурно-функциональный) и методов (исторический, научной абстракции, сравнительный, балансовый, графического отображения).
Информационная база исследования представлена работами экономистов, материалами периодической печати, материалами конференций, сборниками научных трудов, тезисами докладов, электронными источниками и базами данных, актуальными статистическими материалами.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. История формирования европейской валютной системы
1.1. Ключевые этапы создания европейской валютной системы
История создания Европейского — вначале Сообщества, а затем — Союза (ЕС, Евросоюз) уже насчитывает более 65 лет. Для обретения нового понимания единства своего континента европейцам понадобилось пережить две мировые войны[1]. Стараясь избежать ошибок Версальского мира, когда на карте Европы появилось 38 государств, а после Второй мировой войны их стало еще больше, западноевропейские правительства выбрали новый путь развития — экономическую, политическую и институциональную интеграцию на демократических принципах. Результатом стало создание единого экономического пространства в составе 28 европейских стран с населением более 510 млн человек, которые имеют возможность свободно передвигаться и обосновываться там, где хотят. В Евросоюзе принята единая валюта — евро, что способствует повышению эффективности сформированного единого рынка ЕС[2].
Подготовительным этапом создания ЕС стало уже первое послевоенное пятилетие (1945–1950 гг.). В 1948 г. для регулирования помощи, поступающей в Европу из США в рамках плана Маршалла, была создана Организация европейского экономического сотрудничества — впоследствии Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В том же году был учрежден экономический союз Бенилюкс, в который вошли Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Союз стал свое образным примером, демонстрировавшим возможные формы и результаты между народного сотрудничества в экономической сфере[3].
Дальнейшие шаги по пути интеграции были предприняты по инициативе тогдашнего председателя Национально го совета по планированию Франции Жан Монне, который предложил передать руководство угледобычей и черной металлургией Франции и Германии наднациональному органу[4].
План создания Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), обнародованный в мае 1950 г. министром иностранных дел Франции Робером Шуманом (план Шумана), положил начало новой странице в истории Европы. План стал первым шагом в направлении экономической интеграции[5]. 18 апреля 1951 г. между Бельгией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, ФРГ и Францией был заключен Парижский договор, в соответствии с которым учреждалось Европейское объединение угля и стали, приступившее к выполнению своих функций 10 августа 1952 г. (Рисунок 1).
Договор предусматривал формирование таможенного союза, ликвидацию барьеров в торговле и создание общего рынка угля и стали, а также содержал положения, регламентирующие инвестиции и правила конкуренции. Договор об образовании ЕОУС был заключен на 50 лет (его действие закончилось в августе 2002 г.) [6]. Создание таможенного союза в области угля и стали позволило существенно стабилизировать положение в этих отраслях, что было особенно важно в условиях, когда европейские страны оказались основными производителями и экспортерами этих товаров в мире[7].
Рисунок 1. Основные этапы интеграции ЕС[8]
Ободренные первыми успехами, шесть стран — участниц ЕОУС 25 марта 1957 г. подписали Римские договоры, учреждавшие Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). В Договоре о ЕЭС в качестве главной цели значилось создание таможенного союза и обще го рынка, обеспечивающих свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и физических лиц на территории Сообщества. Включение в Договор о ЕЭС пунктов о согласовании экономической политики и приме нении единых стандартов выработки решений подразумевало развитие политической интеграции.
В Западной Европе стал утверждаться новый тип взаимодействия, который позволял через длительную практику согласования противоречивых экономических и политических интересов стран-участниц в перспективе прийти к формированию единой экономической политики. В развитии экономической интеграции у каждой из стран были свои интересы[9].
Позиция ФРГ определялась тем, что на ее долю в 1957 г. приходилось около 45% производства и 44% экспорта промышленной продукции «шестерки». Западногерманское руководство рассматривало интеграцию как средство выравнивания статуса с другими странами Сообщества, прежде всего с Францией. ФРГ рассчитывала стать экономическим лидером Сообщества, уступив политическое первенство Франции, на долю которой приходилось только 25% производства и 20% экспорта промышленной продукции шести стран[10].
Интересы Италии и других стран ЕЭС определялись наличием у них тесных связей либо с ФРГ, либо с Францией. Италия, в частности, рассчитывала увеличить сбыт своей сельскохозяйственной продукции на едином европейском рынке. Договор о Евратоме регламентировал интеграцию европейских стран в сфере мирного использования ядерной энергии, которое рас сматривалось всеми европейскими странами в качестве важнейшего и самого перспективного инструмента решения энергетической проблемы Западной Европы. Тем самым пред полагалось снять остроту хронического энергетического кризиса, от которого страдали в первую очередь Франция и малые западноевропейские государства[11].
Таким образом, с момента вступления в силу Римских договоров на европейском континенте стало действовать уже три различных Сообщества (далее — Сообщества), которые объединяли одни и те же государства, но каждое из которых функционировало в соответствии со своими учредительными документа ми, определявшими сферу их деятельности, цели и организационную структуру[12].
Первоначально управление каждым из Сообществ (ЕОУС, ЕЭС и Евратом) осуществлялось самостоятельными руководящими органами. В апреле 1967 г. в Брюсселе был подписан до говор, учреждающий единый Совет и единую Комиссию европейских сообществ, которая вобрала в себя руководящие органы всех трех Сообществ. Совет ЕС и Комиссия ЕС вместе с Парламентской ассамблеей и Судом Европейских сообществ составили институциональную основу современного Европейского союза. Европейские сообщества стали уникальной в своем роде структурой, которая воплощала общее стремление целого ряда суверенных европейских наций жить и работать сообща.
Европейское строительство характеризовалось двумя чертами, в корне отличающими его от всех предшествующих попыток объединения европейских стран[13].
Во-первых, все три Сообщества — ЕОУС, ЕЭС и Евратом — базировались на прочной экономической основе. Общие хозяйственные интересы и взаимозависимость национальных экономик обусловили укрепление солидарности стран-участниц[14].
Во-вторых, деятельность ЕС основывалась на договорах, которые должны соблюдаться всеми членами. Возникающие между страна ми-участницами и Комиссией либо институтами Сообщества споры и конфликты должны быть урегулированы в Европейском суде, чьи постановления не могут быть оспорены или не выполнены. Реализация установленных Римскими договорами задач (достижение так называемых четырех свобод, то есть свободы перемещения людей, товаров, услуг и капитала, и проведение в жизнь единой политики во все возрастающем числе областей) определила переда чу Сообществу (прежде всего Комиссии ЕС) ряда прав, вытекающих из национальных суверенитетов стран-участниц[15].
В правовом и организационном отношении Европейское сообщество не поддается однозначной классификации. С одной стороны, имея особый собственный юридический статус и обширные полномочия, оно, несомненно, больше, чем межправительственная структура, но при этом и не федерация, которой подчинены национальные парламенты и правительства, расположенные на территориях, входящих в его состав. Сообщество комбинирует собственную наднациональную право способность в сферах, где страны-члены делегировали ему свой национальный суверенитет, с совместными действиями самих стран в том, что остается пока в их национальной юрисдикции.
1.2. Формирование валютного союза
КЕС, председателем которой в 1985–1994 гг. был французский финансист Ж. Делор, подготовила серию докладов о модернизации интеграционных механизмов Европейского сообщества. В апреле 1989 г. ею был составлен план углубления сотрудничества в сферах экономики и финансов, главной идеей которого стала полная либерализация движения капиталов и объединение финансовых рынков стран ЕС. После одобрения доклада Европейским советом в июне 1989 г. приоритетной задачей Сообщества было провозглашено создание экономического и валютного союза[16].
Договор о Европейском союзе был подписан в Маастрихте (Голландия) 6 февраля 1992 г. и вступил в силу с 1 ноября 1993 г. Он завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран. Одним из основных положений этого договора стало формирование экономического и валютного союза. Договором предусматривалось, что основные на правления экономической политики стран-участниц и Евросоюза в целом принимаются Советом министров, который также наблюдает за ходом экономического развития каждой страны и ЕС в целом.