Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Нововведения в исчислении НДФЛ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 3. Совершенствование налога на доходы физических лиц: проблемы функционирования и перспективы развития на ООО ПП «Ставропольские зори»

Проблемы функционирования и перспективы развития налога на доходы физических лиц на ООО ПП «Ставропольские зори» можно свести к возможности получения доходов сотрудниками предприятий из разных экономических источников. Важная задача стимулирования экономического региона, а значит и экономического роста данного предприятия должна также повлиять на экономическую активность через мобильность факторов производства. Получив дополнительные доходы за счет НДФЛ, местные власти будут заинтересованы в создании благоприятной среды проживания для дальнейшего привлечения налогоплательщиков. Таким образом, будет происходить перемещение рабочей силы и активизация экономической деятельности в данную организацию.

В настоящее время существуют следующие проблемы налогообложения доходов физических лиц:

1) Применяемые вычеты по НДФЛ в РФ носят лишь явочный характер и практически не выполняют свою регулирующую функцию, так как абсолютная величина указанных, например, социальных вычетов много меньше даже минимального прожиточного минимума.

2) Прожиточный минимум исчисляется по непонятной системе, созданной еще в период социалистической системы с целью пропагандистского сравнения успехов нашей системы хозяйствования с капиталистической, он совершенно не учитывает структуру цивилизованного потребления товаров, работ, услуг и никак не привязан к минимальному размеру оплаты труда.

Поэтому закон о НДФЛ даже не предусматривает систему выведения из налогообложения доход, обеспечивающий простое биологическое существование россиянина. Как следствие, это вызывает, по меньшей мере, нелюбовь граждан к Российскому государству, его законам, вызывает к жизни поистине легендарную изобретательность в поиске всяческих путей ухода от налогообложения, сокрытия доходов.

3) В РФ отсутствует действенная система контроля за чрезмерными доходами физических лиц, слабо применяются информационные технологии для повышения эффективности налоговой системы. Плоская ставка по НДФЛ не отвечает социальной справедливости, более того, противоречит официально исповедуемому ныне курсу на либерализацию рынка, всей экономики, в основе которой лежит современный маржинализм.


4) Увеличение сборов по НДФЛ больше обусловлено увеличением ставки по налогу для малоимущих, нежели поступлениями от богатых граждан, особенно собственников средств производства, у которых помимо официальных доходов, являющихся налоговой базой по НДФЛ, имеется возможность относить свои расходы на стоимость производимой продукции, минимизируя и платы по налогу на прибыль, чего начисто лишены малоимущие, не собственники средств производства.

В конечном итоге наращивание собственности у современных российских бизнесменов происходит за счет чрезмерной дифференциации богатства на одном полюсе и нищеты на другом.

5) Налоговые органы в РФ в силу их недостаточной развитости и компетентности пока не способны обеспечить выполнение налогового законодательства по полной собираемости налогов, что приводит к выполнению плана наполнения бюджета отнюдь не за счет высоких доходов состоятельных граждан, а за счет оплаты труда, в основном, бюджетников, военных, служащих административных органов, особенно после отмены у них льгот, работников государственных предприятий, налоговые агенты которых сами без вмешательства налоговых органов перечисляют налог, собираемый у источника выплаты дохода, в бюджет, а также путем переложения налогового бремени на менее состоятельных потребителей через косвенные налоги, такие как НДС, акцизы, налог с продаж и др.

Если наше государство будет постепенно решать эти проблемы с налогообложением налога на доходы физических лиц, то по мере их разрешения будет улучшаться структура налоговой системы страны. Важным в организации работы по взиманию НДФЛ является и повышение уровня налоговой грамотности населения. Мысль о неизбежности уплаты в бюджет налога должна прививаться с детства.

Можно предложить ввести в школьную программу соответствующий предмет, на котором будут преподаваться основы налогового законодательства, и разъясняться необходимые принципы организации налоговой системы в стране, а также объясняться, почему каждый гражданин должен платить налоги. Всё это говорит о необходимости переориентации налоговой реформы на повышение эффективности налогового контроля. Основные направления налоговой реформы, к сожалению, не предусматривают необходимых для этого мер.

Реформы направлены в основном на уменьшение числа «оборотных» налогов, снижение налоговых ставок и на постепенный перенос налогового бремени на физических лиц. Реформа по налогообложению, которая проводилась, в России в течение нескольких лет, безусловно, сыграла важную роль в реформировании налоговой системы. В основном изменению были подвержены суммы налоговых вычетов и порядок их представления, менялись некоторые ставки и виды доходов, расширился круг налогоплательщиков, также были введены налоговые льготы для физических лиц.


Но вместе с тем нельзя сказать, что сложившаяся система в настоящее время совершенна, поэтому требуется тщательно продуманная комплексная программа по совершенствованию налогообложения физических лиц Российской Федерации.

К основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц можно отнести следующее:

- введение прогрессивной ставки налога;

- введение необлагаемого минимума;

- увеличение размера налоговых вычетов на основании прожиточного минимума и средней заработной платы;

- ужесточение контроля по собираемости налога на доходы, в первую очередь с тех лиц, у кого доход превышает средний уровень;

- применение программы по созданию общегосударственного информационного комплекса с целью организации контроля по движению наличных денег (так как в нашей стране он значительно ослаблен, что в итоге позволяет обналичивать денежные средства сверх установленной нормы, вследствие чего создаются условия для выплаты заработной платы в конвертах);

- совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения, повышение эффективности деятельности органов налогового контроля;

- применение всевозможных льгот.

Подводя итог, можно сказать, что система подоходного налогообложения не совершенна в качественном преобразовании. От неё требуется, с одной стороны, служить инструментом социальной политики, направленной на выполнение экономических задач, а с другой, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления. Все вышеперечисленные меры по совершенствованию НДФЛ помогут повысить уровень поступлений налога в бюджеты разных уровней, а также послужат достижению социальной справедливости при налогообложении доходов физических лиц. Вопрос реформирования НДФЛ является одним из самых актуальных вопросов в Российской Федерации и продолжает активно обсуждаться.

Планируется, что уже к концу 2019 года с россиян могут начать взимать повышенную ставку НДФЛ. Согласно мнению представителей 73 Минфина, повышение ставки на 2% может обеспечить поступления в размере 0,5 триллионов рублей в год. Сейчас данный сбор обеспечивает бюджету около 3,4 триллионов в национальной валюте. Давайте разберемся с вопросом, какие ставки НДФЛ уплачивают россияне сейчас, а также узнаем планы правительства на будущее.

Таким образом, сегодня в российской налоговой практике применяется плоская шкала налогового обложения доходов россиян. При этом, согласно данным специалистов из Росстата, размер средней номинальной зарплаты в стране равен 38590 рублям, т.е. человек, получающий такую сумму, ежемесячно платит отчисление в размере чуть более 5000 рублей.


Несложно посчитать, что в годовом выражении это будет примерно 60000 - сумма, которая для россиян с озвученным выше доходом является весьма существенной. При этом эксперты, настаивающие на необходимости введения прогрессивной шкалы налогообложения, говорят, что сегодня увеличение сумм собираемых налогов чаще всего осуществляется за счет наименее обеспеченных категорий лиц. Такая практика приводит к тому, что разрыв между самыми богатыми и самыми бедными россиянами увеличивается катастрофическими темпами. К сожалению, речь о прогрессивном налогообложении доходов пока не идет.

Минфин, Минэкономразвития и Центр стратегических разработок обсуждают совершенно иной налоговый маневр. Представители данных ведомств собираются оставить плоскую шкалу, но при этом считают, что налоговая нагрузка на население должна быть повышена. Единственное, в чем может выразиться «прогрессивность» новой системы налогообложения, так это в том, что будет введен некий необлагаемый налогами минимальный доход. Данные инновации в правительстве обсуждаются еще с осени 2016 года.

Напомним, что согласно распоряжению Владимира Путина Федеральное собрание должно разработать предложения по налоговому реформированию до декабря 2018 года. Президент заявил, что реформы фискальной сферы - это важная часть реализации плана по ускорению экономического роста России в период 2018-2024 годов. Что же касается предложений отдельных ведомств, то их можно выразить следующими тезисами: - Минфин настаивает, что НДФЛ нужно повысить до 15%, из которых от 6 до 8 процентных пункта следует перенаправлять в общефедеральный бюджет.

Увеличение данного сбора можно компенсировать путем снижения ставки страховых отчислений, уменьшив ее до 21% (сейчас она составляет 30%);

- Представители Минэкономразвития предлагают увеличить ставку НДФЛ до 15% и ввести понятие вычета, равного сумме прожиточного минимума. При этом из данного ведомства поступают предложения по увеличению НДС до 21% (текущая ставка равна 18%) и снижению страховых сборов до 21%;

- В Центре стратегических разработок говорят о том, что НДФЛ нужно увеличить до 17%, однако предоставлять всем или самым бедным россиянам право на вычет в размере прожиточного минимума.

Стоит отметить, что некоторые эксперты из правительственных структур предлагают, чтобы каждая региональная власть утверждала ставки НДФЛ самостоятельно. Частные эксперты выражают мнение, что такие эксперименты с НДФЛ могут стать провальными. Прежде всего, они прогнозируют повсеместный возврат серой схемы зарплатных выплат в коммерческих структурах. Фирмы могут использовать вполне официальные лазейки - например, регистрировать своих работников в качестве ИП, чтобы уплачивать налог в 6%, либо выплачивать зарплату, замаскированную под проценты от депозитов.


При этом сегодня теневая часть выплаты вознаграждения работникам оценивается в сумму около 5 триллионов рублей.

Направлением реформирования системы исчисления и уплаты НДФЛ на ООО ПП «Ставропольские зори» должно быть внедрение в практику работы бухгалтерии новейших информационных технологий, позволяющих оправлять налоговые декларации и другую отчётность по налогам через Интернет.

Анализ конкретной сложившейся ситуации в работе бухгалтерии ООО ПП «Ставропольские зори» по учету расчетов с бюджетом по НДФЛ позволяет также выявить ряд моментов, требующих своего особого внимания. Одной из таких проблем является, с одной стороны, отсутствие на предприятии текстов ряда методических инструкций по учету НДФЛ, а с другой - недостаточное внимание к оформлению документов, подтверждающих право на тот или иной налоговый вычет.

Налоговый вычет по НДФЛ предоставлялся ряду сотрудников по их устному заявлению, без подачи письменного заявления и подтверждающих документов; также был допущен ряд нарушений в области признания тех или иных фактов основанием для получения налогового вычета.

Совершенствование налогообложения доходов физических лиц в целом в Российской Федерации привело бы к улучшению жизненного состояния различных слоев населения, а это в свою очередь привело бы к улучшению финансового положения организаций в различных регионах страны, в т.ч. и ООО Птицеводческого предприятия «Ставропольские зори».

Заключение

НДФЛ является основным налогом, который уплачивают физические лица. Остальные носят характер имущественных налогов или пошлин и не имеют такой регулярности в уплате. НДФЛ вносится абсолютным большинством граждан ежемесячно, а многими еще пересчитывается и доплачивается по итогам календарного года.

ООО ПП «Ставропольские зори» создано в форме общества с ограниченной ответственностью в соответствии с частью 1 ГК РФ и зарегистрирована 28 февраля 2001 года. Организация имеет в собственности обособленное имущество, имеет самостоятельный баланс, круглую печать, штампы и бланки со своим наименованием и 77 необходимыми реквизитами, товарный и фирменный знаки, эмблему и другие реквизиты. ООО ПП «Ставропольские зори» занимается производством и реализацией яйца куриного, мяса птицы, бройлера, окорока, котлет и другой продукции.

На данном предприятии работникам предоставляются стандартные налоговые вычеты в сумме: 3000 рублей, 500 рублей, 1400 рублей. Сумму налога, исчисляемую по ставкам 30% и 9%, на предприятии не применяют. Профессиональный налоговый вычет также не применяется. Налог перечисляется в бюджет не позднее того дня, в который были получены наличные денежные средства на выплату дохода. На предприятии заполняется налоговая карточка (Форма 1-НДФЛ) и справка о доходах физического лица (Форма 2-НДФЛ). ООО ПП «Ставропольские зори» на конец 2018 г года имеет небольшую задолженность по выплате НДФЛ. Также была представлена таблица, отражающая структуру других начисленных налогов, помимо НДФЛ, где видно, что на предприятии первое место занимают взносы во внебюджетные фонды, второе - единый налог на вмененный доход, а третье место принадлежит налогу на доходы физических лиц.