Файл: Анализ внешней, внутренней среды организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.

Цель курсовой работы – изучить структуру и содержание стратегического анализа внешней и внутренней среды организации.

Исходя из цели работы, мы поставили следующие задачи:

  1. Дать теоретическое обоснование сущности и необходимости анализа внешней и внутренней среды организации.
  2. Провести стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия (на примере ООО «Диагностика-2»).
  3. Разработать мероприятия по совершенствованию внешней и внутренней среды предприятия (на примере ООО «Диагностика-2»)

Предмет исследования – внешняя и внутренняя среда организации.

Объект исследования – ООО «Диагностика-2».

Методы, используемые в работе исследования: анализ научной и методической литературы по теме исследования, обобщение материала, сравнение, наблюдение, исследование документов, расчет коэффициентов, и другие.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Среда организации, что это такое? Организационная среда — это элементы и факторы, которые окружают любую организацию, и влияет на процессы, которые в ней протекают. Насколько они разнообразны? Тут можно провести параллель с астрономией, факторов столько, сколько звезд на небе. И пусть это образное сравнение, но доля правды в нем есть, факторы разнообразны, и уровень и степень их влияния различна, а потому их можно выделить очень много[1].

В теории менеджмента принято подразделять среду организации. При этом деление проводится, как правило, на две структурные части. Это внутренняя среда организации и внешняя среда. Учитывая их название, эти две среды отличаются друг от друга как вход и выход или как верх и низ. В общем виде организационная среда выглядит как многослойный пирог[2].


Рис.1. Структурные части среды организации

Непосредственное и дальнее окружение представляют собой внешнюю среду организации. Далее разберем подробнее элементы организационной среды.

Внутренняя среда – это элементы или факторы, которые находятся внутри организации. Здесь стоит говорить о родстве понятия внутренней среды и системного похода к управлению. Именно система состоит из частей, которые взаимосвязаны между собой. Точно также и внутренние переменные взаимодействуют друг с другом и дают или не дают возможность организации эффективно работать[3].

Основные элементы внутренней среды это собственно подсистемы внутри организации. При выделении элементов можно использовать два подхода. Общетеоретический или классический и технологический или административный.

Технологически любая организация состоит из ряда внутренних элементов, о которых говорил еще Анри Файоль. Опираясь на его виды деятельности, мы им ожжем сказать, что к элементам внутренней среды относятся: производственная подсистема; коммерческая подсистема; учетная подсистема; подсистема безопасности; подсистема управления[4].

В этом подходе можно проводить выделение элементов внутренней среды и по отделам, которые есть в организации – кадры, экономический, продаж, производственный и так далее. Более же распространенный подход выделяет пять основных элементов внутренней среды. При этом считается, что внутренние переменные неразрывно взаимосвязаны. Эту взаимосвязь можно представить схематически[5].

Неразрывная взаимосвязь внутренних переменных организации

Рис.2. Элементы внутренней среды[6]

Охарактеризуем кратко перечисленные элементы внутренней среды.

Цели – это основа любой организации, это основа всего менеджмента, организации создаются для целей[7].

Люди – это вторая базовая основа организации, нет без человека действий даже при очень хороших целях.

Структура – это своеобразный каркас или скелет организации, расставляет все и всех по местам[8].

Задачи – говорят, кто и что должен делать в организации.

Технология – это процесс работы, то, как организация работает, и делают продукцию или оказывает услуги[9].


Таким образом, все переменные оказывают влияние на деятельность всей организации. Кроме того, даже если одна переменная отсутствует, то уже и организации не будет, это и есть неразрывная взаимосвязь внутренних переменных организации. Нет людей, некому работать, нет целей, не для чего работать, нет задача, неизвестно кто и что делает и так далее.

Внешняя среда или как часто ее называют, деловая среда, находится за пределами организации. Эта среда очень разнообразна и оказывает существенное влияние на деятельность всех организаций. Влияние это может быть как положительным, так и отрицательным.

К примеру, введение продуктового эмбарго в России отрицательно сказалось на деятельности торговых сетей особенно крупных, им пришлось искать новые каналы поставок, новые продукты внутри страны.

В тоже время для отечественных производителей — это положительный факт, так как они могу продавать свою продукцию в большем объеме, не испытывая конкуренции с иностранными производителями, прежде всего Европейскими[10].

Уровень и степень влияния также различна.

Если конкурент предложил новый вид продукции, то организация может ответить тем же.

А вот если случился экономический кризис, то здесь что-то противопоставить нечего, нудно будет приспосабливаться.

Такие различия и обусловили появление двух элементов внешней среды – среды прямого воздействия и среды косвенного воздействия.[11]

Схематически внешнюю среду можно представить следующим образом (рис.3)[12]

Среда прямого воздействия – это факторы в непосредственной близости от организации, которые влияют на нее непосредственно, но и организация на такие факторы также влияет. Получаем взаимовлияние фактора на организацию и организацию на фактор.

Рис.3.Схема внешней среды организации

Элементы внешней среды организации прямого воздействия:

— конкуренты – предлагают аналогичную продукцию, отвлекают на себя наших возможных потребителей, предлагают им более интересную продукцию;

— потребители – те, кто приносит нам основную прибыль, покупают нашу продукцию, но могут и уйти от организации вслед за конкурентами;

— поставщики – дают возможность работать организации, предоставляя необходимые материалы, но могут и не предоставить и тогда у организации возникнут трудности, к поставщикам относят и организации инфраструктуры;


— трудовые ресурсы – самый уникальный фактор, присутствует и во внутренней среде и во внешней, в данном случае это те, кто в организацию может прийти, влияют уровнем квалификации или наоборот ее отсутствием, улучшая или ухудшая эффективность работы компании;

— законы и органы государственного регулирования и контроля – устанавливают правила игры всех организаций, обязывают выполнять их и наказывают за несоблюдение норм законодательства[13].

Среда косвенного воздействия – это макрофакторы оказывающие влияние на деятельность организаций, не всегда сразу, однако сами организации ничего противопоставить им не могут. Косвенная среда заставляет организацию играть по правилам среды. Организация может спрогнозировать и подготовиться или уже приспосабливаться к изменениям. Ну а если не вышло, то значит, организацию ждет разрушение[14].

Основные элементы среды косвенного воздействия и их влияние на организацию:

— экономическая среда – влияние экономических процессов

— политическая среда – влияние политических процессов и преобразований

— научно-техническая среда – влияние новых технологий и инноваций

— социокультурная среда – влияние общества, моды в обществе, культурного уклада

— природная среда – влияние различных природных факторов и техногенных

— международная среда – влияние событий, протекающих в жизни мирового сообщества[15].

Итого можно сделать вывод, что внешняя среда организации оказывает серьезное влияние на все процессы, протекающие в жизни любых организаций. Современный менеджмент говорит о необходимости постоянно и систематически собирать и анализировать данные о внешней среде.

Процесс сбора информации о среде и особенно ее анализа для современного управления крайне важен, все это дает поле для дальнейших управленческих процедур и действий.

2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ООО «ДИАГНОСТИКА-2» 

2.1. Краткая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Диагностика-2» учреждено на основании работающего законодательства России и в согласовании с Учредительным контрактом участвующих Общества от «11» января 1999 года.


Полное фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Диагностика-2».

Срок работы Общества не ограничен. Деятельность Общества прекращается по решению общего собрания участвующих Общества, или по основаниям, которые были предусмотрены работающим Российским Нормативно-правовыми актами.

Задачей деятельности Общества является извлечение дохода за счет объединения умственных, научно-промышленных, денежных и других возможностей владельцев для заслуги наибольшей продуктивности хозяйственной и бизнеса, высокорентабельной работы на базе использования передовых способов организации производства и современной технологии.

Согласно Уставу компании главными видами работе Общества являются:

1. Разработка, создание и реализация изделий бытовой и промышленной электроники.

2. Сбор и переработка вторсырья, также лома темных и цветных металлов.

3. Торгово-закупочные и заготовительные операции на договорной базе с предприятиями, организациями и некоторыми гражданами.

4. Ремонтно-строительные, реставрационные и художественно-оформительские работы.

5. Оказание посреднических услуг.

6. Предоставление технических и бытовых услуг жителям и компаниям.

7. Создание и развитие производства продуктов народного употребления.

8. Создание и развитие производства строительных материалов.

9. Обучение основам работы на ПЭВМ, разработка ПО.

10. Научно-технические разработки, реализация новых и модернизация имеющихся технологий.

11. Металлообработка и деревообработка.

12. Организация производства и расположение заказов на изготовку сырья материалов и изделий.

13. Создание и реализация товаров питания.

Высшим органом управления Общества является общее собрание его Участвующих. Оно состоит из Участвующих либо соответствующим образом назначенных участниками собственных уполномоченных лиц. Представители Участвующих могут быть неизменными либо назначаемыми на определенный срок. Участник вправе в хоть какое время поменять собственного представителя в общем собрании, поставив в известность об этом остальных Участвующих. Участник Общества вправе передать свои возможности в общем собрании иному Участнику либо представителю другого Участника Общества. Общее собрание Участвующих Общества вправе решать все вопросы работе Общества.

Структура управления ООО «Диагностика-2»: руководитель, замдиректора, который также является управляющим группы сырья и материалов, главбух.