Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности ( Методы и методики ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие психических состояний в психологии
1.2 Понятие функционального состояния
1.3 Стресс как функциональное состояние
1.4 Функциональное состояние личности в экстремальных условиях деятельности
1.5 Методы и методики изучения функциональных состояний человека в экстремальных видах деятельности
2.1 Организация и методы исследования
2. Функциональное состояние проявляется в виде фоновой активности нервных центров, при которой осуществляется деятельность индивида.
3. Под стрессом в общей психологии понимается ряд защитных физиологических реакций, которые возникают в организме животных и человека в качестве ответа на воздействие различных неблагоприятных факторов. Стресс проявляется в двух формах: положительной (эустресс) и отрицательный (дистресс).
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности
2.1 Организация и методы исследования
В исследовании принимало участие 15 человек занимающихся экстремальными видами деятельности.
Данное экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов:
1) подготовительный этап, включающий в себя беседу с испытуемыми, подбор методик, формирование первичной выборки;
2) констатирующий этап, включающий в себя подготовку и проведение диагностического обследования, анализ и обсуждение результатов.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью обследуемых по возрасту и составу.
Для исследования особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности:
1. Анкетный тест Спилбергера.
Цель: Определение уровня личностной и ситуационной тревожности в качестве показателей стресс-устойчивости диагностируемого.
Описание: Тест состоит из сорока вопросов.
Инструкция: Психолог предлагает испытуемому прочитать внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркнуть цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
2. Фрустрационный тест «Ваше состояние» (Ю.А. Рыжнкин).
Цель: вскрытие характера реакций спортсменов на соревновательный стресс, определение особенностей возникающих психических состояний и дифференциация их по 5-ти компонентам или факторам.
Описание: тест состоит из 13 вопросов.
Инструкция: испытуемым предлагается ответить на вопросы теста.
Таким образом, в исследовании принимало участие 15 человек занимающихся экстремальными видами деятельности. Данное экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов: 1) подготовительный этап, включающий в себя беседу с испытуемыми, подбор методик, формирование первичной выборки; 2) констатирующий этап, включающий в себя подготовку и проведение диагностического обследования, анализ и обсуждение результатов. Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью обследуемых по возрасту и составу. Для исследования особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности: анкетный тест Спилбергера и фрустрационный тест «Ваше состояние» (Ю.А. Рыжнкин).
2.2 Результаты исследования и их анализ
Диагностика особенностей функционального состояния людей занимающихся экстремальными видами деятельности проводилась при помощи анкетного теста Спилбергера и фрустрационного теста «Ваше и состояние» (Ю.А. Рыжнкин). Результаты исследования представлены в таблицах 1 и2.
Таблица 1 – Результаты по методике «Анкетный тест Спилбергера».
№ |
Ф.И. |
Оценка результатов |
Уровень тревожности |
1. |
А. Артём |
49 |
Высокий |
2. |
Б. Степан |
45 |
Средний |
3. |
Б. Зарина |
48 |
Высокий |
4. |
Б. Соня |
49 |
Высокий |
5. |
Б. София |
50 |
Высокий |
6. |
К.Иван |
46 |
Высокий |
7. |
К. Дарья |
47 |
Высокий |
8. |
К. Илья |
53 |
Высокий |
9. |
К. Сергей |
45 |
Средний |
10. |
Куз. Сергей |
40 |
Средний |
11. |
Н. Сережа |
49 |
Высокий |
12. |
Д. Светлана |
45 |
Средний |
13. |
Г. Петр |
48 |
Высокий |
14. |
З. Галина |
49 |
Высокий |
15. |
П. Дмитрий |
50 |
Высокий |
Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 1).
Рисунок 1 – Анализ показателей по методике «Анкетный тест Спилбергера».
Таким образом, полученные результаты анализа особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности, позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня тревожности. Это свидетельствует о том, что у испытуемых преобладает высокий уровень тревожности.
Таблица 2 – Результаты по фрустрационному тесту «Ваше состояние» (Ю.А. Рыжнкин).
№ |
Ф.И. |
Оценка результатов |
Уровень эмоционального возбуждения |
1. |
А. Артём |
49 |
Высокий |
2. |
Б. Степан |
45 |
Средний |
3. |
Б. Зарина |
48 |
Высокий |
4. |
Б. Соня |
49 |
Высокий |
5. |
Б. София |
50 |
Высокий |
6. |
К.Иван |
46 |
Высокий |
7. |
К. Дарья |
47 |
Высокий |
8. |
К. Илья |
53 |
Высокий |
9. |
К. Сергей |
45 |
Средний |
10. |
Куз. Сергей |
40 |
Средний |
11. |
Н. Сережа |
49 |
Высокий |
12. |
Д. Светлана |
45 |
Средний |
13. |
Г. Петр |
48 |
Высокий |
14. |
З. Галина |
49 |
Высокий |
15. |
П. Дмитрий |
50 |
Высокий |
Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2).
Рисунок 2 – Анализ показателей по методике «Анкетный тест Спилбергера».
Таким образом, полученные результаты анализа особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности, позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня тревожности. Это свидетельствует о том, что у испытуемых преобладает высокий уровень чувствительности и реактивности к стресс-факторам экстремального вида деятельности.
Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза, основанная на предположении о том, что функциональное состояние человека в экстремальных видах деятельности отличается высоким уровнем возбуждения, подтверждена.
1. Изучение литературы посвященной проблеме особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности, позволило нам составить психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: анкетный тест Спилбергера и фрустрационный тест «Ваше состояние» (Ю.А. Рыжнкин).
2. Далее нами было проведено диагностическое исследование особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности с использованием вышеописанных методик.
3. Определив особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности по методике «Анкетный тест Спилбергера», мы сделали выводы, что у большинства испытуемых тревожность находится на высоком уровне.
4. Выявив особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности с помощью фрустрационного теста «Ваше состояние» (Ю.А. Рыжнкин), мы сделали выводы, что у испытуемых высокий уровень эмоциональной возбудимости.
5. Таким образом, результаты проведенного исследования дали возможность подтвердить гипотезу, основанную на предположении о том, что функциональное состояние человека в экстремальных видах деятельности отличается высоким уровнем возбуждения.
Заключение
Целью курсовой работы явилось исследование особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.
Для реализации поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были решены следующие задачи:
1. Изучить понятие психических состояний в психологии.
2. Рассмотреть понятие функционального состояния в психологии.
3. Проанализировать особенности стресса как функционального состояния.
4. Изучить особенности функционального состояния личности в экстремальных условиях деятельности.
5. Подобрать методики исследования особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.
6. Провести эмпирическое исследование особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.
Таким образом, в работе было изучено понятие психических состояний в психологии, рассмотрено понятие функционального состояния в психологии и проанализированы особенности стресса как функционального состояния и изучены особенности функционального состояния личности в экстремальных условиях деятельности. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:
1. Психическое состояние является понятием, используемым в психологии для условного выделения в психике субъекта относительно устойчивого элемента, в отличие от понятий «психический процесс», который подчеркивает динамический момент психики и «психическое свойство», которое указывает на устойчивость проявлений психики субъекта, их закрепленность в личностной структуре.
2. Функциональное состояние проявляется в виде фоновой активности нервных центров, при которой осуществляется деятельность индивида.
3. Под стрессом в общей психологии понимается ряд защитных физиологических реакций, которые возникают в организме животных и человека в качестве ответа на воздействие различных неблагоприятных факторов. Стресс проявляется в двух формах: положительной (эустресс) и отрицательный (дистресс).
Во второй главе было проведено экспериментальное исследование особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности, с чем был составлен психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: анкетный тест Спилбергера и фрустрационный тест «Ваше состояние» (Ю.А. Рыжнкин).
Далее нами было проведено диагностическое исследование особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности с использованием вышеописанных методик.
Таким образом, результаты проведенного исследования дали возможность подтвердить гипотезу, основанную на предположении о том, что функциональное состояние человека в экстремальных видах деятельности отличается высоким уровнем возбуждения.
Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, а гипотеза подтверждена.
Библиография
- Б.А. Смирнов, Е.В. Долгополова Психология деятельности в экстремальных ситуациях. X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007, - 276 с.
- Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: Когито-центр, 2006. – 457 с.
- Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2012. – 1008 с.
- Калпакова Н.А., Степанова В.В. Психологические особенности людей, занимающихся экстремальными видами спорта. // ООО "Консалтинговая компания Юком. - № 12-3 (14), 2015. – С. 275-278.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М.: Академический Проект, 2009. - 943 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с.
- Мендель Б.Р. Психология стресса. – М.: Флинта, 2014. – 143 с.
- Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
- Одинцова М.А., Захарова Н.Л. Психология стресса. – М.: Юрайт, 2017. – 300 с.
- Павленко Н.А. Темперамент и увлеченность экстремальными видами спорта. // Журнал. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - №, 2008. – С. 153-156.
- Психология экстремальной деятельности: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Токмаков Д.Г., Калининград, 2010. – 500 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с.
- Серебрякова Т.А. Психология стресса. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. – 143 с.