Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности ( Методы и методики ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие психических состояний в психологии
1.2 Понятие функционального состояния
1.3 Стресс как функциональное состояние
1.4 Функциональное состояние личности в экстремальных условиях деятельности
1.5 Методы и методики изучения функциональных состояний человека в экстремальных видах деятельности
2.1 Организация и методы исследования
Введение
Актуальность темы. Проблема коррекции функционального состояния человека, в том числе занимающегося экстремальными видами деятельности, - это проблема, лежащая на стыке самых разных направлений науки: психологии с психофизиологией, в свою очередь, изучающая роль биологических причин, в частности свойств нервной системы, в осуществлении психической деятельности. Конечно же, имеется большое количество научных исследований в данной сфере, однако, вопрос о физиологических механизмах психической деятельности и, в большей степени, возможности позитивного воздействия на нее все также остается открытым.
Также и стресс является функциональным состоянием. Проблемы стрессовых состояний на сегодня представляет не только академический интерес. Решение данной проблемы чрезвычайно значимо в социально-практическом аспекте. Стресс является одним из самых распространенных медико-психологических диагнозов. Данный диагноз ставится людям, когда у них в личной жизни, в быту либо на производстве возникли некие проблемы, приводящие к ухудшению их, как психического здоровья, так и физического. Каждый день множество людей обращаются к врачам, жалуясь на изнуренность, беспокойство, нервозность и апатию. В прежние времена эти признаки болезни врачи квалифицировали просто как усталость, теперь же это называется стрессом. Понятие изменилось, однако природа остается такой же. Как и усталость, стресс лишает человека любых жизненных сил.
Проблема стресса приобрела исключительное научное значение, и в том числе стала распространенным житейским понятием, в который объединяются широкий круг проявлений измененного психического состояния, которое возникает под воздействием чрезвычайных внешних обстоятельств.
Стресс в качестве особого психического состояния выражается не столько в сложностях проявления эмоций и сводится не столько к эмоциональным феноменам, сколько детерминируется и отражается в мотивационных, волевых, характерологических и иных составляющих личности. В связи с этим стресс требует специального психологического исследования.
В век научно-технического прогресса в современном социуме человек зачастую оказывается в ситуации действия психоэмоциональных стрессоров и из-за общественных ограничений не может осуществить реакцию борьбы либо бегства.
Продукты деятельности стрессовых механизмов, которые накапливаются в организме, разрушают механизмы саморегуляции, сбивая биологические ритмы людей, отчего изменяются гормональные и иммунные функции стрессированного организма.
В разное время изучением проблемы функциональных состояний в отечественной психологии занимались такие ученые В.А. Бодров, Л. А. Китаев-Смык, Б.Р. Мендель, Т.А. Серебрякова, А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко, В.Д. Трошин, Ю. В. Щербатых, М.М. Южаков, Д.К. Авдеева, Д.К. Нгуен.
План исследовательской работы:
1. Изучение научных источников.
2. Постановка проблемы.
3. Определение объекта и предмета исследования.
4. Формирование гипотезы.
5. Проведение этапов исследования.
6. Проведение исследования.
Гипотеза исследование: функциональное состояние человека в экстремальных видах деятельности отличается высоким уровнем возбуждения.
Объект: функциональное состояние.
Предмет: особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.
Цель: исследование особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.
Задачи:
1. Изучить понятие психических состояний в психологии.
2. Рассмотреть понятие функционального состояния в психологии.
3. Проанализировать особенности стресса как функционального состояния.
4. Изучить особенности функционального состояния личности в экстремальных условиях деятельности.
5. Подобрать методики исследования особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.
6. Провести эмпирическое исследование особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.
Методы исследования:
1. Методы теоретического исследования:
- теоретический анализ и синтез;
- сравнение;
- обобщение.
Методы эмпирического исследования:
- анкетный тест Спилбергера;
- фрустрационный тест «Ваше состояние» (Ю.А. Рыжнкин).
Практическая значимость: состоит в том, что материалы данного исследования можно использовать в лекциях и семинарах по психологии, а так же для организации эмпирического исследования особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, библиография. Библиография содержит перечень работ авторов из 17 наименований, размещенных в алфавитном порядке.
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности
1.1. Понятие психических состояний в психологии
С целью анализа понятия функционального состояния обратимся к категории психическое состояние. В российской психологии Н.Д. Левитов впервые поставил вопрос о психических состояниях в качестве специфической категории, которая отлична от психических процессов и личностных качеств. Ученый определял психическое состояние в качестве целостной характеристики психической деятельности за некий период времени, указал на сложность и динамичность структуры психических состояний.
В общей психологии психическое состояние понимается в качестве активного целостного психического образования, которое представляет собой реакцию или отражение личности на ситуацию, которая рассматривается в качестве комплекса внешних и внутренних условии человеческой жизнедеятельности. Причем внимание акцентируется на исследовании психологического уровня проявления психического состояния, а как основная единица при его изучении берется, чаще всего, категория «переживания» [8].
Интересный анализ сущности, функций, детерминант и ведущих характеристик психического состояния провел Л.В. Куликов. Так, наиболее важным для проникновения в природу «психического состояния» Л.В. Куликов определяет понятие согласования меняющихся потребностей, возможностей и условий. Устранение рассогласования между внешними условиями деятельности и внутренними ресурсами человека для состояния - это системообразующий фактор. Состояния согласовывают потребности и устремления субъекта с его возможностями и ресурсами (реализует соответствие между ними), обеспечивая его развитие в определенных условиях среды. Говоря по-иному, психическое состояние проявляется при согласовании стремлений и возможностей личности с особенностями средовых факторов и силой их воздействия. В связи с этим, как считает А.О. Прохоров, главными функциями состояния являются регулятивная, которая заключается в поддержании гармоничных отношений между структурами и образованиями личности и организма, интегративная, которая отвечает за объединение определенных психических состояний и образование функциональных единиц (процесс – состояние – свойство), которые состоят из иерархически организованных в единый целостный комплекс психических процессов и психологических качеств. Кроме регулятивной и интегративной или синтезирующей выделяется и ряд иных функций психического состояния: активизирующая, приспособительная, ориентирующая и др. В.А. Ганзен и В. Н. Юрченко проведя системный анализ, показали, что главное назначение психического состояния заключается в сохранении характера динамики и взаимодействия подсистем психики в самых разных изменениях среды.
В виде детерминант состояния выступают:
✓ человеческие потребности, желания и стремления либо, точнее выражаясь, осознанные и неосознанные потребности, стремления и желания;
✓ его возможности, проявившиеся способности и скрытые потенциалы;
✓ условия среды, заключающиеся в объективном воздействии и субъективном восприятии и понимании текущей ситуации [11].
Соотношение между вышеописанными компонентами и обуславливает основные характеристики состояния. Основными, как считает Л.В. Куликов, являются следующие характеристики состояний:
✓ активационные, которые отражают интенсивность психических процессов;
✓ тонические, которые отражают тонус, ресурс сил субъекта;
✓ тензионные, которые отражают уровень напряжения;
✓ временные, которые отражают продолжительность, устойчивость состояний;
✓ эмоциональные, еще иногда называющиеся модальностными, которые понимаются в качестве качественного своеобразия: тревоги, наслаждения, созерцания и т.д.;
✓ полярность состояний, иными словами, знак описываемого состояния (благоприятное, позитивное либо неблагоприятное, негативное).
Е.П. Ильин в ходе формирования психического состояния проследил участие следующих систем индивида:
✓ моторная, которая обеспечивает двигательную поведенческую реакцию индивида;
✓ вегетативное обеспечение ответа на внутренние либо внешние воздействия;
✓ психическая сферы – проявляющейся в изменении динамики познавательных процессов и преобладании положительных или отрицательных эмоциональных переживаний [12].
Лишь при сопоставлении показателей каждого компонента друг с другом можно адекватно оценить психическое состояние индивида. В подобной комплексной реакции субъекта состоит первая отличительная характеристика психического состояния.
Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин писали, что в зависимости от доминирующего компонента в образовании психического состояния можно различать эмоциональные, функциональные, мотивационные, когнитивные и другие психические состояния. Также психические состояния могут быть проклассифицированы и на следующей основе:
✓ в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний – личностные и ситуативные;
✓ в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) – интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.;
✓ в зависимости от степени глубины – состояния (более или менее) глубокие либо поверхностные;
✓ в зависимости от времени протекания – кратковременные, затяжные, длительные и т.д.;
✓ в зависимости от влияния на личность – положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические;
✓ в зависимости от степени осознанности – состояния более или менее осознанные;
✓ в зависимости от причин, их вызывающих;
✓ в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки [7].
Таким образом, психическое состояние рассматривается в качестве одного из возможных режимов человеческой жизнедеятельности, на физиологическом уровне, который отличается конкретными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне — системой психологических фильтров, которые обеспечивают особенное восприятие окружающей реальности.
1.2 Понятие функционального состояния
Функциональное или психофизиологическое состояние (ФС) является совокупностью следующих компонентов:
✓ внутренних психофизиологических условий;
✓ внешней среды, в частности социальной;
✓ факторов деятельности.
Актуальность проблемы изучения и оценки ФС человека в качестве фактора, который обусловливает его поведение и возможности, привела к созданию самых разных гипотез и концепций для объяснения самых разных состояний, хотя до сегодняшнего дня определение понятия ФС неоднозначно и различные авторы дают самые разные трактовки. Но каждое определение обладает одной логической основой. Функциональное состояние является совокупностью или симптомокомплексом самых разных характеристик, процессов, свойств и качеств, которые обусловливают уровень активности систем, результативность деятельности и поведение. Состояние является причинно обусловленным явлением, реакцией не конкретной системы либо органа, а всей личности, с включением в реагирование не только физиологических, но и психологических уровней управления и регулирования, которые относятся к личностным подструктурам и сторонам. Каждое состояние является результатом включения индивидуума в конкретную деятельность, в процессе которой состояние формируется и активно преобразуется, оказывающая воздействие на реализацию деятельности. В психологических источниках во многих случаях, к несчастию, не всегда дифференцированы понятия: функциональное состояние и психологическое состояние. Психическое состояние человека является относительно устойчивой структурной организацией каждого компонента психики, которая выполняет функцию активного взаимодействия индивида с внешней средой, которая представлена в этот момент определенной ситуацией.