Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности ( Методы и методики ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие психических состояний в психологии
1.2 Понятие функционального состояния
1.3 Стресс как функциональное состояние
1.4 Функциональное состояние личности в экстремальных условиях деятельности
1.5 Методы и методики изучения функциональных состояний человека в экстремальных видах деятельности
2.1 Организация и методы исследования
Различают три формы соревновательного стресса: предстартовую лихорадку, стартовую апатию и боевую готовность.
Первая форма спортивного стресса выражается в чрезмерном перевозбуждении нервной системы, неоправданно повышенном тонусе мышц и трудностях в поддержании ясности тактического мышления. При этом вегетативный баланс организма сдвинут в сторону преобладания тонуса симпатической нервной системы.
Вторая форма отмечается при длительном ожидании соревнований и на спортивном жаргоне обозначается «перегорания» спортсмена. Она сопровождается ваготонией – преобладанием тонуса парасимпатической нервной системы и субъективно проявляется в виде пониженной мотивации и общей слабости.
Наиболее оптимальной формой считается третья форма – боевая готовность, которая позволяет достичь наилучших спортивных результатов и по своей сути является вариантом эустресса. [16]
Деятельность спортсмена может быть экстремальной объективно (прыжок с парашютом, боевое единоборство) и субъективно (игра против «неудобного» соперника).
В целом экстремальность создают следующие условия спортивной деятельности:
✓ условия, которые задаются "природой" (например, необходимость преодолеть значительное утомление в видах спорта "на выносливость");
✓ условия, создаваемые противоборствующей стороной, действующей с антагонистическими намерениями (например, в спортивных играх и единоборствах) — деятельность здесь представляет собой борьбу с реальным противником и проявляется в оперативных решениях, в волевых, психических процессах, связанных с преодолением противника и собственного негативного состояния.
Люди, занимающиеся экстремальными видами спорта и экстремальной деятельностью, обладают определенным типом темперамента. [10]
В спорте экстремальность ситуации обусловлена объективными факторами (большие физические и психические нагрузки, ограничения, свойственные тренировочному режиму, опасные условия, типичные, правда, не для всех видов спорта, жесткие условия отбора в команду и предсоревновательной подготовки, высокая конкуренция).
Риск рассматривается как осознанная человеком возможная опасность. Так, например А.М Шуберт считает, что готовые к риску личности должны обладать следующими особенностями: импульсивность, возбудимость, агрессивность, способность доминировать, независимость, стремление к успеху. [4]
Способность людей в экстремальных условиях сохранять высокую работоспособность, преодолевать последствия влияния повышенных нагрузок на психику, их умение успешно противостоять воздействию разнообразных стрессогенных факторов — это также является проявлением одаренности. Однако негативный по своим механизмам стресс, который носит название "дистресс", практически всегда сопровождает деятельность человека в спорте высших достижений, хотя генезис такого дистресса различается у представителей различных групп видов спорта. Дистресс является реакцией не столько на физические или психофизиологические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Это в большей степени продукт когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления, стратегии поведения, их адекватному выбору. В этом заложено понимание того, почему условия возникновения и характер проявления негативных форм стресса (дистресса) у одного человека не являются обязательно теми же для другого.
В экстремальной психологии принято разграничивать особые и экстремальные условия деятельности, а также различать понятия чрезвычайной, экстремальной и критической ситуации.
Особые условия деятельности - условия деятельности, предъявляющие повышенные требования к человеку, осуществляющему какую-либо деятельность. К числу таких условий относятся:
✓ работа в условиях, сопряженных с опасностью для жизни;
✓ высокая «стоимость» (ответственность) принимаемых решений;
✓ усложнение выполняемых функций;
✓ увеличение темпа деятельности;
✓ монотонность работы;
✓ совмещение различных по целям действий в одной деятельности;
✓ переработка больших объемов и потоков информации;
✓ дефицит времени на выполнение требуемых действий;
✓ усложненные факторы среды и т.п.
Особые условия деятельности всегда связаны с воздействием экстремальных факторов или возникновением экстремальных ситуаций. Целесообразно, в зависимости от степени периодичности, частоты их возникновения и продолжительности различать:
✓ собственно особые условия деятельности - когда деятельность связана с эпизодическими действиями экстремальных факторов;
✓ экстремальные условия деятельности (как крайняя форма особых условий) - когда деятельность связана с постоянным действием экстремальных факторов. Например, деятельность космонавта или летчика в полете осуществляется всегда в экстремальных условиях, т.е. постоянно имеют место экстремальные факторы: невесомость, перегрузки, сенсорная изоляция, потенциальная угроза жизни и т.п., которые сохраняются постоянно на протяжении всей деятельности.
Экстремальность - объективно-субъективное явление. Объективно экстремальные условия - это реальные угрозы, опасности и трудности. Однако человек, социальная группа имеют выбор не только между избеганием или принятием их как нежелательного зла, но могут добиться успеха, если отнесутся к экстремальным условиям как к необходимому элементу своей профессиональной жизнедеятельности. Тогда вектор деятельности будет направлен на преодоление "экстремальности" ситуации на основе ее познания, осмысление, правильной оценки. Экстремальные условия жизнедеятельности специалистов объективно не противостоят им, а определяют условия и являются необходимым компонентом жизнедеятельности.
В качестве факторов, определяющих экстремальность, обычно выделяют:
✓ различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, трудностью, новизной ситуации;
✓ дефицит необходимой информации или явный избыток противоречивой информации;
✓ чрезмерное психическое, физическое, эмоциональное напряжение;
✓ воздействие неблагоприятных климатических условий: жары, холода, кислородной недостаточности и т.д.;
✓ наличие голода, жажды, различного рода деприваций и т.д.
Таким образом, было проанализировано функциональное состояние личности в экстремальных условиях деятельности.
1.5 Методы и методики изучения функциональных состояний человека в экстремальных видах деятельности
Среди собственно физиологических методов исследования наиболее часто применяются следующие:
✓ регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС);
✓ определение показателей артериального давления (АД);
✓ электрокардиография (ЭКГ);
✓ определение параметров функционирования дыхательной системы (частота и глубина дыхания, газовый состав выдыхаемого воздуха и т. д.) [14].
В последнее время все большую популярность завоевывают комплексные методы исследования стресса. Это связано с тем, что ответная реакция организма на воздействие стрессора сама по себе является комплексной и системной, охватывая все иерархические уровни организма. Поэтому особый интерес представляет взаимодействие различных систем: нервной, гуморальной, сердечно-сосудистой, мышечной и др.
Для экспресс-диагностики стресса используется ряд устных шкал и опросников, направленных на определение уровней тревоги и депрессии. Среди специализированных тестов, в первую очередь, следует выделить тесты Люшера, Цунга, Спилберга-Ханина, шкалу Гамильтона [5]. Обычно указанные тесты реализованы в виде компьютерных программ, которые позволяют автоматизировать процесс тестирования. Необходимо отметить, что среди применяемых технологий тестирования можно выделить два основных направления: явное и неявное тестирование. Первое направление предполагает прямое предъявление человеку вопросов, рисунков и других зрительных образов. Второе направление реализует неявное предъявление тестовой информации. Типичным примером могут служить цветовые тесты Люшера, которые можно в неявном виде заложить в графическую информацию и вывести на монитор компьютера. Такой подход позволяет создавать встраиваемые системы психоэмоциональной диагностики, которые не вызывают дополнительных неудобств у обследуемого человека при их использовании.
Цветовой тест Люшера применим для исследования как взрослых людей, так и детей. Тесты Люшера основываются на известном методе цветовых выборок. Процедура обследования обычно предполагает выбор тестируемым самого приятного в данный момент для него цвета из расположенных перед ним цветовых таблиц. Несмотря на видимую простоту, тесты Люшера несут значительную информацию. С их помощью можно выявить степень раздражения, степень усталости, степень нервного напряжения. Тесты Люшера обычно применяются не только для определения психоэмоционального состояния, но также для психокоррекции. В этом случае на первом этапе составляется психологический портрет с выявлением доминирующих отрицательных эмоций. Обычно при составлении психологического портрета выделяют четыре основные характеристики: ситуативную, индивидуально-типологическую, деятельностно-ситуативную и деятельностно-стереотипную. На втором этапе, на основании полученных данных осуществляется подбор индивидуального курса компенсации отрицательных эмоций методом цветокоррекций [2]. На третьем этапе реализуется индивидуальный курс цветокоррекции, для повышения эффективности которого одновременно используются, к примеру, звуковые воздействия. В настоящее время разработан и применяется на практике целый ряд специализированных программных средств, позволяющих не только осуществить диагностику психоэмоционального состояния, но и его коррекцию. Типичными программами, представленными на рынке, являются, например, программы «Психомат» и «Цветопсихосоматика» [17].
Если тесты Люшера основываются на методе цветовых выборок, то тест Спилберга-Ханина является способом самооценки уровня тревожности в данный момент и личностной тревожности [5]. Тест разработан Спилбергом и адаптирован Ханиным и состоит из 40 вопросов. Тест Спилберга-Ханина может выяснить уровень личностной тревоги, который зависит от особенностей характера тестируемого. Тест широко применяется, например, при медицинских обследованиях детей для определения их психоэмоционального состояния до и после проведения операции. В отличие от тестов Люшера тесты Спилберга-Ханина ориентированы только на прямое «открытое» использование. Тесты допускают автоматизированную обработку данных при использовании персонального компьютера. Как и тесты Люшера, тесты Спилберга-Ханина являются активными и допускают реализацию по технологии БОС (Биологическая Обратная Связь).
В отличие от теста Спилберга-Ханина, Шкала Гамильтона [9] используется для точной оценки уровня синдрома тревожности человека на основе общих психометрических тестов. Интерпретация результатов обследования может осуществляться как квалифицированным психиатром, так и специализированными программными средствами. Методика тестирования предполагает обследование по четырнадцати пунктам. Необходимо отметить, что шкала Гамильтона для оценки тревоги широко используется, например, в медицине для определения и снижения эмоционального напряжения пациентов до проведения операций. С этой точки зрения шкала к настоящему времени прошла достаточно широкую экспериментальную апробацию и доказала свою состоятельность. Достоинством шкалы является использование двух групп независимых факторов, отвечающих соответственно за сенсорные и мышечные симптомы. Для анализа экспериментальных данных и определения степени их влияния на итоговый показатель – степень тревоги традиционно использовался корреляционный анализ. Для повышения достоверности результатов экспериментальных исследований используются методы планирования эксперимента, например, при обследовании специально подобранных групп, характеризующихся наличием тестируемых с тревожным состоянием, различными расстройствами, которые сопровождаются выраженной тревогой; нормальной психикой. По аналогии с тестами Спилберга-Ханина шкала Гамильтона ориентирована только на прямое «открытое» использование. Это обусловлено тем, что в отличие от тестов Люшера, которые представляют собой цветовые гаммы, предпочтение к которым человек может проявлять неосознанно, тесты Спилберга-Ханина и шкала Гамильтона предполагают осмысленные ответы на поставленные вопросы.
Для самооценки депрессивных состояний, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, а также доврачебной диагностики используется шкала Цунга [1]. Аналогично рассмотренным ранее методикам Гамильтона и Спилберга-Ханина, данная методика основывается на системе тестовых вопросов, которые могут быть адаптированы к конкретной области психоэмоционального состояния обучающихся в процессе проведения занятий. Отличительной особенностью шкалы Цунга следует считать возможность учета периодичности того или иного события.
К недостаткам рассмотренных тестов следует считать отсутствие возможности учитывать весовые коэффициенты для вопросов. Данный недостаток удается устранить при использовании методики Холмса и Рея. Основной методикой определения стрессоустойчивости, разработанной Холмсом и Реем, является экспериментально установленный факт, что многим физическим и психическим болезням, как правило, предшествовала серия серьезных событий или изменений в жизни человека. В результате проведенных исследований Холмс и Рей разработали шкалу, в которой каждому жизненно важному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени стрессогенности. Обычно к так называемым стрессогенным факторам относят большую радость и большое горе, свадьбу и развод, ссору и примирение супругов, повышение и понижение в должности на работе. Можно выделить стрессогенные события, обуславливающие психоэмоциональное состояние обучающихся, например, неудовлетворительная отметка на предыдущем экзамене [3].
Преимуществом выше перечисленных шкал являются простота и быстрота исследования и обработки результатов. Недостатками этих методов являются очевидность для испытуемого направленности вопросов, что часто нарушает реакцию на обследование в виде ощущающего искажения ответов в случаях, когда у человека имеется потребность выглядеть в глазах экспериментатора определенным положительным образом. Так как возможность выявления и коррекции таких искажений в упомянутых тестах не предусмотрена, достоверность результатов оказывается невысокой. Во-вторых, такого рода шкалы не позволяют проводить динамическое наблюдение за испытуемым, поскольку при первом исследовании ответы легко запоминаются и нередко автоматически воспроизводятся при повторных опросах, что искажает результаты повторного тестирования [15].
1. Психическое состояние является понятием, используемым в психологии для условного выделения в психике субъекта относительно устойчивого элемента, в отличие от понятий «психический процесс», который подчеркивает динамический момент психики и «психическое свойство», которое указывает на устойчивость проявлений психики субъекта, их закрепленность в личностной структуре.