Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности ( Методы и методики ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие психических состояний в психологии
1.2 Понятие функционального состояния
1.3 Стресс как функциональное состояние
1.4 Функциональное состояние личности в экстремальных условиях деятельности
1.5 Методы и методики изучения функциональных состояний человека в экстремальных видах деятельности
2.1 Организация и методы исследования
Состояния многообразны, в каждом одна из характеристик является ведущей в том смысле, что она в наибольшей степени предопределяет остальные конкретные параметры состояния и все его своеобразие. В любом состоянии, как бы там не было, отражается духовное или психическое и телесное или физиологическое бытие человека. Состояния являются многомерными, выступающими и в качестве системы организации психических процессов, и в качестве субъективного отношения к отражаемому феномену, и в качестве механизма реагирования на окружающую реальность. В психофизиологических состояниях отражается взаимодействие индивида с окружающей средой. Каждое изменение во внешней среде, изменения во внутреннем мире личности провоцирует переход в новое состояние, изменение уровня активности человека.
Все разнообразие форм поведения индивида обусловлено, во-первых, их качественными особенностями, что определяется предметной направленностью деятельности и ее мотивацией. Во-вторых, различные формы активности индивида характеризуются с позиции интенсивности их проявления. Под этим, как правило, подразумевают уровень актуализации психофизиологических ресурсов индивидуума, которые необходимы для реализации конкретной деятельности в определенных условиях. Так, имеются самые разные основания для классификации состояний. Рассмотрим классификацию по следующим критериям:
✓ по признаку длительности: относительно устойчивые и длительные состояния, отражающие отношение человека к труду, состояния удовлетворенности и неудовлетворенности, безразличия к работе, отражающие общий психический настрой;
✓ временные ситуативные состояния, которые периодически возникают в ходе деятельности;
✓ состояния, которые возникают периодически по ходу работы:
✓ фазы работоспособности — врабатываемости, устойчивой работоспособности и утомления;
✓ состояния, которые обусловлены содержанием работы, среди них выделяют апатию, скуку, сонливость, повышенную активность;
✓ по ведущему компоненту (физиологические и психические): мышечное напряжение, психическое напряжение, умственная нагрузка;
✓ по степени напряженности систем (сенсорная нагрузка) — зрительная, слуховая, тактильная, мышечные нагрузки;
✓ по степени активной деятельности сознания: бодрствования, ярости, сна;
✓ по доминирующим личностных качеств либо по признаку доминирования одной из сторон психики: эмоциональные, волевые, состояния напряжения.
С позиции воздействия на здоровье индивидуума состояния дифференцируют на допустимые и недопустимые; критерии оценки — состояния правильной мобилизации и динамического рассогласования. В основе такой дифференциации лежит характер предъявляемой организму нагрузки и формирование ответной реакции. В структурном отношении состояния дифференцируют на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные состояния являются качественно неоднородными, точнее сказать обладающими разной нейрофизиологической основой и психическим содержанием (утомлением, стрессом, монотонией, психической напряженностью). Интенсивные состояния обладают принципиальным сходством (уровни бодрствования, фазы и уровень утомления, уровень эмоциональной напряженности).
Таким образом, функциональное состояние человека рассматривается в качестве целого комплекса качеств, которые указывают на степень его жизнеспособности.
1.3 Стресс как функциональное состояние
В общей психологии под стрессом понимается совокупность защитных физиологических реакций, которые возникают в организме животных и человека в качестве ответа на воздействие различных неблагоприятных факторов. В медицине, физиологии, психологии выделяют две формы стресса:
✓ положительный (эустресс);
✓ отрицательный (дистресс).
Различают кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье. Долговременный несет более тяжелые последствия.
Выделяются следующие виды стресса:
1. Острый стресс, для этого вида характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса - шок. В жизни каждого человека были шокирующие ситуации.
2. Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных факторов, но постоянно действующих и многочисленных.
3. Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов.
4. Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность, информационная перегрузка и т.п.
5. Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности человека.
6. Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения.
В первом случае стрессовая ситуация непродолжительна и ее можно контролировать. Чаще всего, в таком случае нечего опасаться, потому что организм человека имеет возможность быстро отдохнуть и восстановиться после взрыва активности всех систем [2].
По мнению Л. А. Китаев-Смыка, важнейшей особенностью стресса является то, что он развивается, переходя от ранга к рангу в соответствии с несколькими закономерностями. Первая - переход от ранга к рангу является непрерывным процессом. Вторая – каждый ранг является не зависящим от других уровней.
1. Стрессовый кризис первого ранга. На этой стадии доминирует активная эмоционально-поведенческая реакция. На этой стадии активизируются глубинно-адаптацио-защитные ресурсы.
2. Стрессовый кризис второго ранга. На это стадии возникает болезневидное состояние. У героя приведенного примера возникло психическое болезненное состояние в виде страха.
3. Стрессовый кризис третьего ранга. Условия для перехода на эту стадию возможны благодаря возникновению болезни стресса. На третьей стадии включаются и реализуются более мощные защитные механизмы против неодолимых стрессоров. Тогда человек вынужден подняться на другую ступень противодействия возникшим неприятностям. Стрессовый кризис этого ранга реализуется как все еще защитный, но туже болезненный адаптационный механизм. Человек пытается любой ценой устранить ситуацию провоцирующую стресс. Эти попытки могут реализовываться тремя способами:
✓ оказаться в такой обстановке в которой не возможно порождение стрессоров;
✓ устранение в самом себе подверженности стрессу;
✓ самоубийство.
4. Стрессовый кризис четвертого ранга. На этой стадии происходит завершение жизни человека [5].
Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин писали, что в зависимости от доминирующего компонента в образовании психического состояния можно различать эмоциональные, функциональные, мотивационные, когнитивные и другие психические состояния. Также психические состояния могут быть проклассифицированы и на следующей основе:
✓ в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний – личностные и ситуативные;
✓ в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) – интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.;
✓ в зависимости от степени глубины – состояния (более или менее) глубокие либо поверхностные;
✓ в зависимости от времени протекания – кратковременные, затяжные, длительные и т.д.;
✓ в зависимости от влияния на личность – положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические;
✓ в зависимости от степени осознанности – состояния более или менее осознанные;
✓ в зависимости от причин, их вызывающих;
✓ в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки [7].
Рассмотрев основные разновидности стрессовых состояний, отметим, что их возникновение, безусловно, является психотравмирующим фактором. Однако эффективное преодоление дистрессового состояния предоставляет возможность для роста и развития личности. Неспособность к преодолению состояния стресса несет в себе опасность возникновения пограничных расстройств и патологических заболеваний, таких как неврозы. Психиатры М.И. Буянов, А.С. Спиваковская, Г.К. Ушаков под неврозами понимают нервно-психические заболевания разной степени глубины и выраженности – от легких обратимых психических нарушений, находящихся как бы на грани психической нормы и патологии, до грубых и сильно выраженных психических заболеваний, при которых нарушается сознание и связность частей психики [8].
В заключении хотелось бы сказать о таком явлении как стрессоустойчивость и об его развитии. Стрессоустойчивость – это набор личностных свойств, которые позволяют человеку переносить чрезмерные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки или перегрузки, без которых не обходится современная цивилизованная жизнь, без заметных вредных последствий для учебной и профессиональной деятельности, людей окружающих человека и его здоровья. Но, стоит заметить, что, искусственное снижение степени чувствительности к внешним раздражителям, сопряженное с этим качеством, может приводить к формированию черствости, отсутствию сильных эмоциональных переживаний и безразличию, что, в свою очередь, может привести к нехорошим последствиям в личной и социальной жизни человека.
По мнению В.А. Бодрова, свойство стрессоустойчивости на всех
уровнях его регуляции и проявления означает стабильность функций
организма и психики при воздействии стресс-факторов, их резистентность
(сопротивляемость) и толерантность (выносливость) к экстремальным
воздействиям, функциональную приспособленность (адаптированность)
человека к жизни и деятельности в экстремальных условиях, способность
компенсировать чрезмерные функциональные сдвиги (нарушения) при
воздействии стрессоров.
Таким образом, механизмы регуляции и особенности проявления
стрессоустойчивости человека обусловливаются характеристиками его:
- мотивации и целенаправленного поведения;
- функциональных ресурсов и уровня их адаптации;
- личностных черт и когнитивных возможностей;
- эмоционально-волевой реактивности;
- подготовленности и работоспособности. [13]
Стрессоустойчивость будучи непостоянным свойством развивается или повышается посредством тренировок и психологических тренингов, а также привычкой к ежедневной напряженной творческой работе [6].
1.4 Функциональное состояние личности в экстремальных условиях деятельности
Современные социальные, политические и экономические реалии таковы, что человек вынужден осуществлять практически все виды своей деятельности в условиях, выходящих за рамки привычных, или, если быть более точными, "безопасных" для него. Личность сталкивается с необходимостью адаптироваться к возросшим нагрузкам на психику, связанным, в большинстве случаев, с экономической и политической нестабильностью и социальными проблемами, а также техногенными и экологическими факторами. Человек XXI в. живет в состоянии стресса, в условиях экстремальных обстоятельств.
Экстремальная деятельность — это вид деятельности человека, которая является для него трудно выполнимой или в данный момент невыполнимой и требует от него готовности к предельному или околопредельному напряжению психических и психофизиологических сил.
Спортивная деятельность экстремальна по своей сути. Прежде всего, в спорте всегда есть опасность — реальная или символическая. Например, в боксе есть реальная опасность получить от соперника очень болезненный удар. Но есть и символическая опасность проиграть. А такая опасность есть в любом виде спорта, в том числе и в шахматах, и в шашках.
Деятельность спортсмена может быть объективно экстремальной (например, прыжок с парашютом или боевое единоборство) или субъективно экстремальной (например, фехтование или игра против "неудобного" соперника). Для недостаточно тренированного человека экстремальной будет такая деятельность, при которой он испытывает субъективное ощущение сверхнапряжения. Для человека, имеющего необходимый уровень тренированности, степень психофизиологического напряжения в такой деятельности может не быть экстремальной.