Файл: Автоматизация продажи авиабилетов (Выбор комплекса задач автоматизации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 1230
Скачиваний: 17
СОДЕРЖАНИЕ
1. Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия
1.1. Характеристика предприятия и его деятельности
1.2 Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов
2. Информационное обеспечение задачи
2.1. Информационная модель и её описание
2.3. Описание нормативно-справочной информации
3. Программное обеспечение задачи
3.1 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
3.2 Характеристика базы данных
3.3 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
3.4 Описание программных модулей
Введение
Автоматизация рабочих мест в практически любой области деятельности предприятия приводит к сокращению трудозатрат и росту (часто значительному) производительности. В случае, когда в профессиональной деятельности сотрудника организации, применяющего в своей работе различные документы, используется повторяющийся набор операций, то возникает потребность в автоматизации, которая бы заключалась в использовании специального программного обеспечения, в которое сотрудник вводит некоторые исходные данные и запускает алгоритмы системы, а через некоторое время (иногда сразу) получает требуемый результат – рассчитанные показатели, сформированные графики и/или отчеты.
Актуальность и практическая значимость работы заключаются в том, что на исследуемом предприятии внедрение системы учета продаж авиабилетов позволить снизить трудозатраты на обработку информации, а также уменьшить число ошибок пользователей и повысить психологический климат в отделе продаж.
Предметом исследования является информационная система учета продаж авиабилетов.
Объектом исследования в данной работе является предприятие ООО «Авиаспецтехнология».
Цель данной работы автоматизировать учёт продаж авиабилетов компании ООО «Авиаспецтехнология».
Задачи, которые требуется решить для достижения цели:
- проанализировать деятельность компании, выбрать комплекс процессов, подлежащих автоматизации;
- определить требования к информационному обеспечению;
- определить требования к программному обеспечению;
- разработать систему и протестировать.
1. Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия
1.1. Характеристика предприятия и его деятельности
ООО «Авиаспецтехнология» - агентство продаж авиа и перевозок. Зарегистрировано в 2003 году. Является Генеральным агентом авиакомпании «Ямал». Основные услуги компании - бронирование авиабилетов. Компания постоянно развивается, участвует в государственных контрактах. Компания принимала участие в 34 контрактах на общую сумму более 152 млн. руб.
В таблице 1 представлены основные характеристики компании.
Таблица 1
Основные характеристики ООО «Авиаспецтехнология»
Характеристика |
Описание |
Полное название |
Общество с ограниченной ответственностью «Авиаспецтехнология» |
Сокращённое название |
ООО «Авиаспецтехнология» |
ОГРН |
1037725015085 |
Численность персонала |
26 сотрудников |
Год основания |
2003 |
ИНН / КПП |
7725225460/772501001 |
В таблице 2 представлены финансовые показатели за 2018 и 2019 года.
Таблица 2
Финансовые показатели ООО «Авиаспецтехнология»
Показатель |
Единица измерения |
2018 г. |
2019 г. |
Выручка |
млн. руб. |
448 |
462 |
Прибыль |
млн. руб. |
43 |
44 |
Стоимость |
млн. руб. |
400 |
418 |
Финансовые показатели компании стабильны, наблюдается небольшой рост. Компания может позволить развитие в технологическом плане.
Организационная структура управления предприятием
На способность предприятия адаптироваться к изменениям внешней среды влияет то, как организовано предприятие, как построена структура управления. Организационная структура предприятия – это совокупность звеньев (структурных подразделений) и связей между ними.
Организационная структура регулирует:
- разделение задач по отделениям и подразделениям;
- их компетентность в решении определенных проблем;
- общее взаимодействие этих элементов.
На рисунке 1 представлена организационная структура управления компании.
Рисунок 1 – Организационная структура управления компании
Отдел продаж – работа с клиентами, продажа авиабилетов пассажирам.
Служба снабжения – обеспечивает оборудованием и расходными материалами работу всех подразделений.
Отдел технического контроля и поддержки – информационная поддержка предприятия.
Отдел развития и маркетинга – план развития предприятия, анализ финансовых показателей, разработка акций по привлечению клиентов.
Отдел кадров – поиск, подбор и увольнение сотрудников, перевод сотрудников по должностям, контроль соответствия сотрудников, планирование рабочего графика и отпусков.
Бухгалтерия – бухгалтерский учёт для предприятия.
Отдел технического контроля и поддержки – поддержка и развитие информационной сети компании. Техническая поддержка работы пользователей. Данный отдел подчиняется техническому директору, исполнители – менеджеры информационных технологий. В должности менеджера информационных технологий состоит разработчик данного проекта.
1.2 Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов
На рисунке 2 представлена структурно-функциональная диаграмма деятельности ООО «Авиаспецтехнология». На диаграмме показаны информационные потоки так, как есть, без введения новой информационной системы.
Рисунок 2 – Структурно-функциональная диаграмма процесса продаж авиабилетов ООО «Авиаспецтехнология»
На диаграмме видно, что управляющими объектами являются:
- информация о самолётах;
- указания авиакомпании;
- тарифные планы;
- ФЗ РФ от 19.03.97 №60-ФЗ.
Входными объектами:
- информация для регистрации бортов;
- информация для регистрации рейсов;
- информация о пассажире;
- информация о выбранном месте.
Выходными объектами:
- расписание рейсов;
- свободные места на рейс;
- билеты;
- отчёты.
Исполнителями:
- специалист ведения рейсов;
- менеджер продаж.
В общем процессе продажи авиабилетов можно выделить следующие процессы (рисунок 3):
- регистрация бортов и рейсов;
- формирование расписания;
- продажа билетов;
- формирование отчётов.
Связующими объектами, между этими процессами являются документы, требуемые для ведения рейсов и продажи билетов.
Рисунок 3 – Декомпозиция структурно-функциональной диаграммы деятельности ООО «Авиаспецтехнология»
Подробнее процесс регистрации бортов и рейсов показан на рисунке 4. Этот процесс можно представить в виде следующих процессов:
- регистрация борта с учётом модели самолёта;
- регистрация пунктов вылета и прилёта, регистрация рейса.
На рисунке 5 представлена декомпозиция процесса формирования расписания.
Рисунок 4 – Структурно-функциональная диаграмма процесса регистрации бортов и рейсов
Рисунок 5 – Структурно-функциональная диаграмма процесса формирования расписания
Данный процесс включает в себя:
- внесение рейса в расписание;
- выбор тарифных планов для мест на рейс.
Далее, подробнее рассмотрен процесс продажи билетов – рисунок 6.
Процесс продажи билетов включает в себя:
- регистрация пассажира;
- выбор рейса и класса места;
- выбор места и формирование билета.
Рисунок 6 – Структурно-функциональная диаграмма процесса продажи билетов
Автоматизации подлежит комплекс бронирования авиабилетов, который включает в себя следующие процессы:
- формирование списка доступных мест и цен на них;
- регистрация клиентов и формирование билетов;
- возврат билетов;
- формирование отчётов.
Узкие места процессов бронирования:
- объём документации очень велик для ручной обработки;
- темп обработки информации должен быть высоким;
- требуется быстрый поиск по имеющимся данным.
2. Информационное обеспечение задачи
2.1. Информационная модель и её описание
В ходе выбора комплекса задач для автоматизации был выявлен процесс продажи авиабилетов. В данном процессе участвует следующая информация:
- страна;
- город;
- аэропорт;
- пункт;
- рейс;
- борт;
- модель;
- место;
- класс места;
- тип места;
- расписание;
- тариф;
- клиент;
- билет;
- тип операции;
- операция.
В результате, была разработана информационная модель ИС учёта продаж авиабилетов – рисунок 7. Выявлены сущности, из которых состоит база данных, построена логическая модель – рисунок 8.
Рисунок 7 – Информационная модель
Рисунок 8 – Логическая модель базы данных
Используемые классификаторы и системы кодирования
Классификаторы представляют собой систематический свод, перечень каких-либо объектов, позволяющий находить каждому их них свое место, и имеют определенное (обычно числовое) обозначение. Назначение классификатора состоит в следующем:
- систематизация наименований кодируемых объектов;
- однозначная интерпретации одних и тех же объектов в различных задачах;
- возможность обобщения информации по заданной совокупности признаков;
- возможность сопоставления одних и тех же показателей, содержащихся в формах статистической отчетности;
- возможность поиска и обмена информацией между различными внутрифирменными подразделениями и внешними информационными системами;
- экономия памяти компьютера при размещении кодируемой информации.
В базе данных системы используются классификаторы для идентификации экземпляров данных. Каждый классификатор числовой и увеличивается автоматически на единицу. Для ИС учёта продаж билетов классификатор – это поле в каждой таблице, которое называется код.
Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
Входные документы:
- клиент;
- борт;
- рейс;
- расписание;
- тариф;
- билет.
В таблице 3 представлены реквизиты входной информации.
Таблица 3
2.2. Входные документы
Документ |
Реквизиты |
Клиент |
ФИО; дата рождения; паспортные данные. |
Борт |
номер; командир; тип судна. |
Рейс |
номер. |
Пункт |
рейс; тип пункта; аэропорт. |
Расписание |
рейс; борт; дата и время вылета; дата и время прилёта. |
Тариф |
цена; класс места; рейс. |
Билет |
номер; цена; клиент; расписание; класс места; место. |
Операция |
билет; тип операции; дата операции. |
Нормативно-справочная информация представлена в таблице 4.
Нормативно-справочная информация:
- аэропорт;
- страна;
- город;
- модель самолёта;
- класс места;
- тип места;
- место;
- тип операции.