Файл: Автоматизация продажи авиабилетов (Выбор комплекса задач автоматизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1235

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Автоматизация рабочих мест в практически любой области деятельности предприятия приводит к сокращению трудозатрат и росту (часто значительному) производительности. В случае, когда в профессиональной деятельности сотрудника организации, применяющего в своей работе различные документы, используется повторяющийся набор операций, то возникает потребность в автоматизации, которая бы заключалась в использовании специального программного обеспечения, в которое сотрудник вводит некоторые исходные данные и запускает алгоритмы системы, а через некоторое время (иногда сразу) получает требуемый результат – рассчитанные показатели, сформированные графики и/или отчеты.

Актуальность и практическая значимость работы заключаются в том, что на исследуемом предприятии внедрение системы учета продаж авиабилетов позволить снизить трудозатраты на обработку информации, а также уменьшить число ошибок пользователей и повысить психологический климат в отделе продаж.

Предметом исследования является информационная система учета продаж авиабилетов.

Объектом исследования в данной работе является предприятие ООО «Авиаспецтехнология».

Цель данной работы автоматизировать учёт продаж авиабилетов компании ООО «Авиаспецтехнология».

Задачи, которые требуется решить для достижения цели:

  • проанализировать деятельность компании, выбрать комплекс процессов, подлежащих автоматизации;
  • определить требования к информационному обеспечению;
  • определить требования к программному обеспечению;
  • разработать систему и протестировать.

1. Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия

1.1. Характеристика предприятия и его деятельности

ООО «Авиаспецтехнология» - агентство продаж авиа и перевозок. Зарегистрировано в 2003 году. Является Генеральным агентом авиакомпании «Ямал». Основные услуги компании - бронирование авиабилетов. Компания постоянно развивается, участвует в государственных контрактах. Компания принимала участие в 34 контрактах на общую сумму более 152 млн. руб.


В таблице 1 представлены основные характеристики компании.

Таблица 1

Основные характеристики ООО «Авиаспецтехнология»

Характеристика

Описание

Полное название

Общество с ограниченной ответственностью «Авиаспецтехнология»

Сокращённое название

ООО «Авиаспецтехнология»

ОГРН

1037725015085

Численность персонала

26 сотрудников

Год основания

2003

ИНН / КПП

7725225460/772501001

В таблице 2 представлены финансовые показатели за 2018 и 2019 года.

Таблица 2

Финансовые показатели ООО «Авиаспецтехнология»

Показатель

Единица измерения

2018 г.

2019 г.

Выручка

млн. руб.

448

462

Прибыль

млн. руб.

43

44

Стоимость

млн. руб.

400

418

Финансовые показатели компании стабильны, наблюдается небольшой рост. Компания может позволить развитие в технологическом плане.

Организационная структура управления предприятием

На способность предприятия адаптироваться к изменениям внешней среды влияет то, как организовано предприятие, как построена структура управления. Организационная структура предприятия – это совокупность звеньев (структурных подразделений) и связей между ними.

Организационная структура регулирует:

  • разделение задач по отделениям и подразделениям;
  • их компетентность в решении определенных проблем;
  • общее взаимодействие этих элементов.

На рисунке 1 представлена организационная структура управления компании.

Рисунок 1 – Организационная структура управления компании

Отдел продаж – работа с клиентами, продажа авиабилетов пассажирам.

Служба снабжения – обеспечивает оборудованием и расходными материалами работу всех подразделений.

Отдел технического контроля и поддержки – информационная поддержка предприятия.

Отдел развития и маркетинга – план развития предприятия, анализ финансовых показателей, разработка акций по привлечению клиентов.

Отдел кадров – поиск, подбор и увольнение сотрудников, перевод сотрудников по должностям, контроль соответствия сотрудников, планирование рабочего графика и отпусков.


Бухгалтерия – бухгалтерский учёт для предприятия.

Отдел технического контроля и поддержки – поддержка и развитие информационной сети компании. Техническая поддержка работы пользователей. Данный отдел подчиняется техническому директору, исполнители – менеджеры информационных технологий. В должности менеджера информационных технологий состоит разработчик данного проекта.

1.2 Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов

На рисунке 2 представлена структурно-функциональная диаграмма деятельности ООО «Авиаспецтехнология». На диаграмме показаны информационные потоки так, как есть, без введения новой информационной системы.

Рисунок 2 – Структурно-функциональная диаграмма процесса продаж авиабилетов ООО «Авиаспецтехнология»

На диаграмме видно, что управляющими объектами являются:

  • информация о самолётах;
  • указания авиакомпании;
  • тарифные планы;
  • ФЗ РФ от 19.03.97 №60-ФЗ.

Входными объектами:

  • информация для регистрации бортов;
  • информация для регистрации рейсов;
  • информация о пассажире;
  • информация о выбранном месте.

Выходными объектами:

  • расписание рейсов;
  • свободные места на рейс;
  • билеты;
  • отчёты.

Исполнителями:

  • специалист ведения рейсов;
  • менеджер продаж.

В общем процессе продажи авиабилетов можно выделить следующие процессы (рисунок 3):

  • регистрация бортов и рейсов;
  • формирование расписания;
  • продажа билетов;
  • формирование отчётов.

Связующими объектами, между этими процессами являются документы, требуемые для ведения рейсов и продажи билетов.

Рисунок 3 – Декомпозиция структурно-функциональной диаграммы деятельности ООО «Авиаспецтехнология»

Подробнее процесс регистрации бортов и рейсов показан на рисунке 4. Этот процесс можно представить в виде следующих процессов:

  • регистрация борта с учётом модели самолёта;
  • регистрация пунктов вылета и прилёта, регистрация рейса.

На рисунке 5 представлена декомпозиция процесса формирования расписания.

Рисунок 4 – Структурно-функциональная диаграмма процесса регистрации бортов и рейсов

Рисунок 5 – Структурно-функциональная диаграмма процесса формирования расписания

Данный процесс включает в себя:

  • внесение рейса в расписание;
  • выбор тарифных планов для мест на рейс.

Далее, подробнее рассмотрен процесс продажи билетов – рисунок 6.

Процесс продажи билетов включает в себя:

  • регистрация пассажира;
  • выбор рейса и класса места;
  • выбор места и формирование билета.

Рисунок 6 – Структурно-функциональная диаграмма процесса продажи билетов

Автоматизации подлежит комплекс бронирования авиабилетов, который включает в себя следующие процессы:

  • формирование списка доступных мест и цен на них;
  • регистрация клиентов и формирование билетов;
  • возврат билетов;
  • формирование отчётов.

Узкие места процессов бронирования:

  • объём документации очень велик для ручной обработки;
  • темп обработки информации должен быть высоким;
  • требуется быстрый поиск по имеющимся данным.

2. Информационное обеспечение задачи

2.1. Информационная модель и её описание

В ходе выбора комплекса задач для автоматизации был выявлен процесс продажи авиабилетов. В данном процессе участвует следующая информация:

  • страна;
  • город;
  • аэропорт;
  • пункт;
  • рейс;
  • борт;
  • модель;
  • место;
  • класс места;
  • тип места;
  • расписание;
  • тариф;
  • клиент;
  • билет;
  • тип операции;
  • операция.

В результате, была разработана информационная модель ИС учёта продаж авиабилетов – рисунок 7. Выявлены сущности, из которых состоит база данных, построена логическая модель – рисунок 8.

Рисунок 7 – Информационная модель


Рисунок 8 – Логическая модель базы данных

Используемые классификаторы и системы кодирования

Классификаторы представляют собой систематический свод, перечень каких-либо объектов, позволяющий находить каждому их них свое место, и имеют определенное (обычно числовое) обозначение. Назначение классификатора состоит в следующем:

  • систематизация наименований кодируемых объектов;
  • однозначная интерпретации одних и тех же объектов в различных задачах;
  • возможность обобщения информации по заданной совокупности признаков;
  • возможность сопоставления одних и тех же показателей, содержащихся в формах статистической отчетности;
  • возможность поиска и обмена информацией между различными внутрифирменными подразделениями и внешними информационными системами;
  • экономия памяти компьютера при размещении кодируемой информации.

В базе данных системы используются классификаторы для идентификации экземпляров данных. Каждый классификатор числовой и увеличивается автоматически на единицу. Для ИС учёта продаж билетов классификатор – это поле в каждой таблице, которое называется код.

Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации

Входные документы:

  • клиент;
  • борт;
  • рейс;
  • расписание;
  • тариф;
  • билет.

В таблице 3 представлены реквизиты входной информации.

Таблица 3

2.2. Входные документы

Документ

Реквизиты

Клиент

ФИО; дата рождения; паспортные данные.

Борт

номер; командир; тип судна.

Рейс

номер.

Пункт

рейс; тип пункта; аэропорт.

Расписание

рейс; борт; дата и время вылета; дата и время прилёта.

Тариф

цена; класс места; рейс.

Билет

номер; цена; клиент; расписание; класс места; место.

Операция

билет; тип операции; дата операции.

Нормативно-справочная информация представлена в таблице 4.

Нормативно-справочная информация:

  • аэропорт;
  • страна;
  • город;
  • модель самолёта;
  • класс места;
  • тип места;
  • место;
  • тип операции.