Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Способы разрешения конфликтов).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 248
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ИПЛЭЙС»
2.1. Организационная система управления конфликтами в ООО «Иплэйс»
2.2. Роль руководителя в управлении конфликтами в ООО «Иплэйс»
ВВЕДЕНИЕ
Что такое организация? Организация — это, в первую очередь, люди, которые работают в ней. Если не будет работников то, не будет и правильно функционирующей организации.
Ее персонал очень важен, но для того чтобы быть конкурентоспособным предприятием и достигать поставленных целей, важно эффективно им управлять.
Цели организации тоже определяются людьми, именно они решают, в каком направлении должны двигаться, следуя из собственных желаний и интересов. Весь коллектив работает для того, чтобы достичь определенного результата. И если он работает правильно, то является полем для развития каждого индивида, появляется больше возможностей для реализации тех самых интересов, будь то они личные или групповые. Организация, в свою очередь, служит центром их применения. И для этого и существует управление персоналом, оно служит для согласования этих интересов.
Однако, существую неминуемо возникающие факторы, которые затрудняют достижение, как интересов людей, так и целей организации. Этими факторами являются конфликты и стрессы внутри предприятия.
Конфликт неизбежен. Его возникновение чаще всего непредсказуемо, а причины могут быть самыми разнообразными. В коллективе при выполнении общей работы, не редко возникают ситуации, которые порождают конфликт. Обычно это происходит из-за того, что мнения и интересы работников отличаются друг от друга. В таких ситуациях каждый пытается отстоять свою точку зрения. И это доказывает тот факт, что в межличностных отношениях конфликты неизбежны. Но он может быть и полезен. Бывают такие проблемы, которые можно решить только с помощью конфликта. Только не надо забывать о том, что он должен быть под контролем. В противном случаи, вероятнее всего, это причинит вред организации.
В пару с конфликтом, для организации представляет угрозу стресс.
Прошлый двадцатый век был назван веком стресса. И с каждым днем он все сильнее укрепляет свое положение. Это дошло до такой степени, что стало обычным явлением. Людей раздражают очень многие факторы. И их очень большое количество. От непонимания в отношениях с близкими до нервной обстановки в транспорте. А впоследствии это все сказывается на работе организации. Существует не мало причин для появления негативных эмоций в управленческой деятельности менеджера. Она предъявляет высокие требования к умению регулировать собственные эмоции. Также менеджер должен знать, как правильно реагировать на различные события, влияющие на личные переживания, и не подвергаться стрессу, тем самым, сохраняя свое желание работать.
Конфликты очень тесно связанны со стрессом, и они влияют друг на друга. Всякий конфликт, будь он острый или слабовыраженный, может вызвать стресс, что в последствии, проявляется как низкий уровень работы, не выполнение прямых обязанностей, повышенная текучесть кадров. Равным образом сильная стрессовость может быть причиной конфликта.
Для того чтобы конфликты и стрессы не вредили организации, надо уметь ими управлять. Предупреждение ситуаций, которые способствуют зарождению конфликтов и стрессов, и дальнейшее их преодоление является важной функцией управленческой деятельности менеджера. Данная функция выполняется в организации не только исключительно руководством, как считают большая часть исследователей, но и кадровой службой или даже психологами.
Актуальность темы связана с тем, что обеспечение благоприятного психологического климата очень важно для правильной работы коллектива. И именно поэтому данная функция успела стать неотъемлемой частью системы управления персоналом, и значимой функциональной деталью всего механизма управления.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы разработать мероприятия по совершенствованию системы управления поведением в конфликтных ситуациях в ООО «Иплэйс».
Объект исследования: ООО «Иплэйс».
Предметом исследования является технология управления поведением в конфликтных ситуациях на предприятии.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть суть определения «конфликт», проанализировать основные виды организационных конфликтов;
2) охарактеризовать технологии и способы урегулирования конфликтных ситуаций, рассмотрев их типы, стадии применения в отечественной и зарубежной практике;
3) проанализировать общественно-психологический климат в коллективе, а также обстоятельства возникновения организационных конфликтов на конкретном предприятии;
4) предложить технологии и методы разрешения конфликтов на предприятии;
Степень разработанности проблемы. Научные разработки ведущих отечественных ученых - экономистов Ф.М. Бородкина, Н.М. Коряк, А.Г. Большакова, М.Ю. Несмеловой, В.П. Василенко, С.М. Емельянова, Э.Э. Линчевского, Е.Б.Моргунова, Э.А. Уткина, С.В. Шекшня и других посвящены обоснованию теоретических и общеметодологических аспектов конфликта как средства управления организацией.
Проблема конфликтологии как важной составляющей межличностных отношений получила развитие в трудах как зарубежных так и отечественных исследований – М.А. Джерелевской, Э.Э. Линчевского, Г.Г. Меликьяна, В.Н. Меньшовой, Р.П. Колосовой, С.Н. Щегловой.
Нормативно-правовой основой исследования являются Конституция Российской Федерации, Таможенный кодекс Таможенного Союза, Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации, Налоговый Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Эмпирической основой исследования являются информационно-аналитические отчеты по деятельности ООО «Иплэйс».
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых были такие методы, как: анализ, синтез, описание, беседа, наблюдение, анкетирование.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
Суть конфликтов в организации
Конфликт - одна из более популярных форм организационного взаимодействия, да и всех иных взаимоотношений людей[1]. Вычислено, то что на конфликты и их переживания уходит приблизительно 15% трудового времени персонала. К тому же больше времени расходуют на урегулирование конфликтов и управление ими руководители - в отдельных организациях вплоть до пятидесяти процентов рабочего периода.
Конфликты занимают одно из основных зон в управлении персоналом не только в силу значимости связанных с ними временных расходов, но и из- за высокой организационной важности их инноваторских, созидательных, а в особенности разрушительных результатов. С целью диагностики организационного конфликта и управления им, следует понимать специфику данного вида взаимоотношений.
Конфликт по своей натуре способен приносить как добро, так и зло участвующим в нем сторонам, т.е. быть конструктивным или деструктивным. По этой причине его функции характеризуются с учетом положительных и отрицательных результатов.
К отрицательным результатам следует отнести:
– изменение в худшую сторону социального климата, сокращение производительности труда, увольнение части сотрудников в целях разрешения конфликта;
– неадекватное понимание и недопонимание конфликтующими сторонами друг друга;
– уменьшение совместной работы среди конфликтующих сторон в процессе конфликта и после него;
– атмосфера конфронтации, касающейся людей в борьбу и принуждающей их устремляться к победе, во что бы то ни было, нежели к решению истинных трудностей и преодолению разногласий;
– вещественные и эмоциональные расходы на решение конфликта.
Как правило, рассматривается только деструктивное значимость конфликтов. Однако расхождения во мнениях могут быть достаточно полезными, и не каждый конфликт обязательно вредоносен. Нижеперечисленные доводы демонстрируют, каким образом конфликты могут создавать и положительные процессы:
– конфликты свидетельствуют о трудностях и могут помочь обнаружить недостатки;
– стимулируют процессы, проясняющие обстановку, и «взрывают» омертвевшие структуры;
– обостряют понимание проблемы участниками и лицами, затронутыми конфликтом;
– стимулируют руководителей активнее контактировать с подчиненными;
– мотивируют работников пересмотреть сущность своей работы и профессиональные возможности;
– вызывают перемены и предотвращают медленное развитие организации;
– разногласия могут подхлестнуть творческую активность работников. Для климата в компании прямой конфликт иногда полезнее, нежели климат общего сомнения и постоянной неудовлетворенности[2];
– столкновение двух работников сможет помочь узнать, почему им так сложно работать вместе. Если благодаря этому станет вероятным
ликвидировать напряженность, то в последующем, возможно, обоим станет проще находить общий язык;
– контрагенты, научившиеся, невзирая на глубокие расхождения в понятиях, правильно обращаться друг с другом, сумеют подтолкнуть себя к новым достижениям;
– несогласия между отдельными работниками смогут подтолкнуть рабочую группу к пересмотру форм коллективной деятельности и к реорганизации группы. Это увеличило бы ощущение общей сплоченности;
– нередкие разногласия между работниками могут указывать на трудности, которые следует решить, для того чтобы исключить серьезные осложнения в будущем.
При любом исходе результаты конфликта оказывают конкретное воздействие на компанию и ее штат. Главное грамотно оценить положительные и отрицательные результаты, для того чтобы придать конфликту, по возможности, благоприятный вид и свести к минимальному количеству вреда от его отрицательных последствий.
В основании конфликта лежат противоречия: объективные, существующие до их осознания людьми, и субъективные, связанные либо с пониманием объективных противоречий, либо непосредственно с сознанием, психологией людей. Некоторые, в особенности внутриличностные и межличностные конфликты, могут иметь место и в отсутствии объективных, коренящихся в действительной ситуации противоречий.
Субъектами конфликта считаются члены конфликтного взаимодействия, в качестве которых могут выступать единичные личности, группы, компании. Необходимо выделить, что оппоненты должны обладать возможностью действовать от своего лица, а не выступать от третьего лица, не быть орудием в осуществлении чьих-то интересов. В этом случае разговор будет идти о посредниках, а не об определенных участниках конфликта.
Объектом конфликта[3] становится то, на что притязает любая из конфликтующих сторон, то что вызывает их противоборство, предмет их спора, получение чего одним из участников целиком или частично лишает другую сторону возможности достичь своих целей.
Любой конфликт своеобразен, и все-таки имеются определенные общие черты, потому что, как правило, в центре каждого конфликта – столкновение непохожих потребностей, а кроме того статусов или обстоятельств распределения.
Обнаружение причин столкновений раскрывает источники их появления и содействует последующему их урегулированию.
Причины конфликта – это трудности, явления, события, которые предшествуют конфликту и при конкретных ситуациях активизируют его.
В зависимости от количества факторов выделяются однофакторные, когда в основании конфликта находится один фактор, и многофакторные конфликты, образующиеся в силу двух и более факторов, а также кумулятивные конфликты, когда ряд факторов накладываются один на другой, и это приводит к внезапному увеличению интенсивности конфликта.
Согласно областям проявления, отличают канализируемые конфликты, допускающие ограниченность области соперничества и инициативности участников, и эскалирующие конфликты, характеризующиеся безграничным и расширяющимся диапазоном конфликтного взаимодействия. Конфликты, касающиеся второй разновидности, слабо поддаются управлению и влекут за собой более разрушительные результаты.
В рамках типологий[4], составленных, отталкиваясь от временных параметров, конфликты разделяют на единичные, периодические и частые, а также на скоротечные и длительные, затянутые. В зависимости от конфигураций проявления отличают открытые, с заметно выраженными враждебными деяниями, и скрытые, характеризующиеся отсутствием подобного рода действий и косвенным, закамуфлированным противоборством.
Современная конфликтология подразделяет всех участников конфликта на основных(прямых) и неосновных(косвенных):