Файл: Организационная культура как инструмент преодоления кризисных ситуаций в развитии компании..pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Сущность организационной культуры
1.1 Основные понятия организационной культуры
1.2 Основные типы организационной культуры
1.3 Особенности развития организационной культуры в России и за рубежом
ГЛАВА 2 Анализ организационной культуры салона красоты «Анастасия»
2.1 Общая характеристика салона красоты «Анастасия»
2.2 Оценка организационной культуры организации
2.3 Разработка мероприятий по совершенствованию организационной культуры
Сотрудникам салона красоты было предложено ответить на данные вопросы, заполнив две таблицы. В первой таблице изучалось состояние корпоративной культуры на данный момент («теперь»), во второй – предпочтительное состояние корпоративной культуры организации («предпочтительно»).
Рассмотрим варианты ответов сотрудников салона красоты «Анастасия», представленные в таблице 2, характеризующие состояние корпоративной культуры организации в настоящее время.
Таблица 2
Оценка текущего состояния организационной культуры салона красоты
1 |
Общие характеристики |
Сотрудники |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
A |
Организация уникальна по своим особенностям. Она подобна большой семье. Люди выглядят имеющими много общего. |
10 |
10 |
5 |
20 |
30 |
B |
Организация очень динамична и проникнута предпринимательством, люди готовы жертвовать и идти на риск. |
60 |
70 |
90 |
50 |
70 |
C |
Организация ориентирована на результат и строго контролируется. Люди ориентированы на соперничество и достижение определенной цели. |
10 |
10 |
5 |
20 |
0 |
D |
Организация жестко структурирована и строго контролируется. Действия людей, как правило, определяются формальными процедурами. |
20 |
10 |
0 |
10 |
0 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
2 |
Общий стиль лидерства в организации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
A |
Общий стиль лидерства в организации представляет собой пример мониторинга, стремления помочь или научить |
20 |
40 |
10 |
5 |
20 |
B |
Общий стиль лидерства в организации служит примером предпринимательства, новаторства и склонности к риску |
80 |
60 |
80 |
90 |
60 |
C |
Общий стиль лидерства в организации служит примером деловитости, агрессивности, ориентации на результат |
0 |
0 |
5 |
5 |
20 |
D |
Общий стиль лидерства в организации являет собой пример координации, четкой организации или плавного ведения дел в русле рентабельности |
0 |
0 |
5 |
0 |
0 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Продолжение таблицы 2
3 |
Управление наемными работниками |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
A |
Стиль менеджмента характеризуется поощрением командной работы, единодушия и участия в принятии решений |
20 |
30 |
0 |
20 |
10 |
B |
Стиль менеджмента в организации характеризуется поощрением индивидуального риска, новаторства, свободы и самолюбия |
70 |
60 |
80 |
60 |
90 |
C |
Стиль менеджмента организации характеризуется высокой требовательностью, жестким стремлением к конкурентоспособности и поощрением достижений |
5 |
5 |
0 |
20 |
0 |
D |
Стиль менеджмента в организации характеризуется гарантией занятости, требованием подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях |
5 |
5 |
20 |
0 |
0 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
4 |
Связующая сущность организации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
A |
Организацию связывают воедино преданность делу и взаимное доверие. Обязанности в организации находятся на высоком уровне |
40 |
40 |
10 |
0 |
10 |
B |
Организацию связывают воедино приверженность новаторству и совершенствованию. Акцентируется необходимость быть на передовых рубежах |
20 |
50 |
60 |
90 |
70 |
C |
Организацию связывает воедино акцент на достижение цели и выполнении задачи. Общепринятые темы – агрессивность и победа |
30 |
10 |
30 |
0 |
10 |
D |
Организацию связывают воедино формальные правила и официальная политика. Важно поддержание плавного хода деятельности организации |
10 |
0 |
0 |
10 |
10 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
5 |
Стратегические цели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
A |
Организация заостряет внимание на гуманном развитии. Настойчиво поддерживаются высокое доверие, открытость и участие |
10 |
10 |
20 |
10 |
20 |
Окончание таблицы 2
B |
Организация акцентирует внимание на обретении новых ресурсов и решении новых проблем. Ценятся апробация нового и изыскание новых возможностей |
60 |
80 |
70 |
80 |
70 |
C |
Организация акцентирует внимание на конкурентных действиях и достижениях. Доминирует целевое напряжение сил и стремление к победе на рынке |
10 |
10 |
5 |
5 |
10 |
D |
Организация акцентирует внимание на неизменности и стабильности. Важнее всего рентабельность, контроль и плавность всех операций |
20 |
0 |
5 |
5 |
0 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
6 |
Критерии успеха |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
A |
Организация определяет успех на базе развития человеческих ресурсов, бригадной работы, увлеченности наемных работников делом и заботой о людях |
10 |
5 |
10 |
20 |
10 |
B |
Организация определяет успех на базе обладания уникальной или новейшей продукцией. Это производственный лидер или новатор |
80 |
90 |
60 |
70 |
80 |
C |
Организация определяет успех на базе побед на рынке и опережении конкурентов. Ключ успеха – конкурентное лидерство на рынке |
5 |
5 |
10 |
10 |
10 |
D |
Организация определяет успех на базе рентабельности. Успех определяют надежная постановка, гладкие планы-графики и низкие производственные затраты |
5 |
0 |
20 |
0 |
0 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Вторым важны шагом является определение предпочтительной организационной культуры организации. Для этого также был проведен опрос сотрудников, однако теперь они выбирали те варианты ответа, которые были для них наиболее желательны. Результаты опроса представлены в таблице 3.
Таблица 3
Оценка предпочтительного состояния организационной культуры салона красоты
1 |
Общие характеристики |
Сотрудники |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
A |
Организация уникальна по своим особенностям. Она подобна большой семье. Люди выглядят имеющими много общего. |
100 |
60 |
80 |
70 |
50 |
B |
Организация очень динамична и проникнута предпринимательством, люди готовы жертвовать и идти на риск. |
0 |
5 |
10 |
20 |
10 |
C |
Организация ориентирована на результат и строго контролируется. Люди ориентированы на соперничество и достижение определенной цели. |
0 |
30 |
5 |
5 |
20 |
D |
Организация жестко структурирована и строго контролируется. Действия людей, как правило, определяются формальными процедурами. |
0 |
5 |
5 |
5 |
20 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
2 |
Общий стиль лидерства в организации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
A |
Общий стиль лидерства в организации представляет собой пример мониторинга, стремления помочь или научить |
60 |
20 |
10 |
30 |
60 |
B |
Общий стиль лидерства в организации служит примером предпринимательства, новаторства и склонности к риску |
20 |
20 |
20 |
10 |
30 |
C |
Общий стиль лидерства в организации служит примером деловитости, агрессивности, ориентации на результат |
20 |
40 |
60 |
50 |
5 |
D |
Общий стиль лидерства в организации являет собой пример координации, четкой организации или плавного ведения дел в русле рентабельности |
0 |
20 |
10 |
10 |
5 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Управление наемными работниками |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
A |
Стиль менеджмента характеризуется поощрением командной работы, единодушия и участия в принятии решений |
60 |
50 |
70 |
60 |
80 |
B |
Стиль менеджмента в организации характеризуется поощрением индивидуального риска, новаторства, свободы и самолюбия |
40 |
40 |
10 |
20 |
10 |
C |
Стиль менеджмента организации характеризуется высокой требовательностью, жестким стремлением к конкурентоспособности и поощрением достижений |
0 |
5 |
10 |
10 |
5 |
D |
Стиль менеджмента в организации характеризуется гарантией занятости, требованием подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях |
0 |
5 |
10 |
10 |
5 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
4 |
Связующая сущность организации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
A |
Организацию связывают воедино преданность делу и взаимное доверие. Обязанности в организации находятся на высоком уровне |
70 |
60 |
80 |
90 |
100 |
B |
Организацию связывают воедино приверженность новаторству и совершенствованию. Акцентируется необходимость быть на передовых рубежах |
0 |
10 |
5 |
5 |
0 |
C |
Организацию связывает воедино акцент на достижение цели и выполнении задачи. Общепринятые темы – агрессивность и победа |
0 |
10 |
0 |
0 |
0 |
D |
Организацию связывают воедино формальные правила и официальная политика. Важно поддержание плавного хода деятельности организации |
30 |
20 |
15 |
5 |
0 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
5 |
Стратегические цели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
A |
Организация заостряет внимание на гуманном развитии. Настойчиво поддерживаются высокое доверие, открытость и участие |
70 |
80 |
50 |
60 |
50 |
Окончание таблицы 3
B |
Организация акцентирует внимание на обретении новых ресурсов и решении новых проблем. Ценятся апробация нового и изыскание новых возможностей |
20 |
20 |
30 |
10 |
10 |
C |
Организация акцентирует внимание на конкурентных действиях и достижениях. Доминирует целевое напряжение сил и стремление к победе на рынке |
5 |
0 |
10 |
20 |
30 |
D |
Организация акцентирует внимание на неизменности и стабильности. Важнее всего рентабельность, контроль и плавность всех операций |
5 |
0 |
10 |
10 |
10 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
6 |
Критерии успеха |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
A |
Организация определяет успех на базе развития человеческих ресурсов, бригадной работы, увлеченности наемных работников делом и заботой о людях |
30 |
60 |
40 |
50 |
80 |
B |
Организация определяет успех на базе обладания уникальной или новейшей продукцией. Это производственный лидер или новатор |
30 |
30 |
40 |
20 |
5 |
C |
Организация определяет успех на базе побед на рынке и опережении конкурентов. Ключ успеха – конкурентное лидерство на рынке |
30 |
5 |
10 |
10 |
5 |
D |
Организация определяет успех на базе рентабельности. Успех определяют надежная постановка, гладкие планы-графики и низкие производственные затраты |
10 |
5 |
10 |
20 |
10 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Можно выделить четыре существующих типа организационной культуры организации:
- иерархическая организационная культура (бюрократическая, с доминированием правил, иерархии, специализации, системы отбора, учета);
- рыночная организационная культура (используются механизмы рыночного контроля, обеспечение конкурентоспособности организации);
- клановая организационная культура (создание гуманного внешнего окружения, делегирование полномочий);
- адхократическая организационная культура (новаторские идеи, совершенствование услуг).
Составим рабочие бланки для оценки корпоративной культуры в настоящее время и то, какой она должна быть по предпочтениям сотрудников.
Таблица 4
Бланк оценки корпоративной культуры в настоящее время
Варианты ответов |
Сотрудники |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1А |
10 |
10 |
5 |
20 |
30 |
2А |
20 |
40 |
10 |
5 |
20 |
3А |
20 |
30 |
0 |
20 |
10 |
4А |
40 |
40 |
10 |
0 |
10 |
5А |
10 |
10 |
20 |
10 |
20 |
6А |
10 |
5 |
10 |
20 |
10 |
Сумма |
110 |
135 |
55 |
75 |
100 |
Среднее значение |
18 |
22 |
9 |
12 |
16 |
1B |
60 |
70 |
90 |
50 |
70 |
2B |
80 |
60 |
80 |
90 |
60 |
3B |
70 |
60 |
80 |
60 |
90 |
4B |
20 |
50 |
60 |
90 |
70 |
5B |
60 |
80 |
70 |
80 |
70 |
6B |
80 |
90 |
60 |
70 |
80 |
Сумма |
370 |
410 |
440 |
440 |
440 |
Среднее значение |
61 |
68 |
73 |
73 |
73 |
1С |
10 |
10 |
5 |
20 |
0 |
2С |
0 |
0 |
5 |
5 |
20 |
3С |
5 |
5 |
0 |
20 |
0 |
Окончание таблицы 4
4С |
30 |
10 |
30 |
0 |
10 |
5С |
10 |
10 |
5 |
5 |
10 |
6С |
5 |
5 |
10 |
10 |
10 |
Сумма |
60 |
40 |
55 |
60 |
50 |
Среднее значение |
10 |
6 |
9 |
10 |
8 |
1D |
20 |
10 |
0 |
10 |
0 |
2D |
0 |
0 |
5 |
0 |
0 |
3D |
5 |
5 |
20 |
0 |
0 |
4D |
10 |
0 |
0 |
10 |
10 |
5D |
20 |
0 |
5 |
5 |
0 |
6D |
5 |
0 |
20 |
0 |
0 |
Сумма |
60 |
15 |
50 |
25 |
10 |
Среднее значение |
10 |
2 |
8 |
4 |
1 |