Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Причины конфликтных ситуаций в ДИТ ДБ АО «Сбербанк»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность конфликта
1.1. Конфликт, как социальное явление
1.2. Понятие конфликта, его сущность
1.5. Причины возникновения конфликта
1.6. Модели управления конфликтами
1.7. Стратегии разрешения конфликта
Глава 2. Оценка уровня социального конфликта в организации и выявление его причин
2.1 Краткая характеристика Департамента информационных технологий ДБ АО «Сбербанк»
2.3 Причины конфликтных ситуаций в ДИТ ДБ АО «Сбербанк»
2.4 Предложение путей преодоления конфликта в ДИТ ДБ АО «Сбербанк»
Глава 3. Разработка стратегии управления коммуникации в условиях конфликта
3.1 Разработка стратегии поведения руководителя в ходе конфликта
Таким образом, руководителям приходится брать ситуацию в свои руки, разрабатывать и реализовывать варианты управления ими.
Глава 2. Оценка уровня социального конфликта в организации и выявление его причин
2.1 Краткая характеристика Департамента информационных технологий ДБ АО «Сбербанк»
В Департаменте информационных технологий ДБ АО «Сбербанк» насчитывает 65 сотрудников, из них: Директор Департамента - 1 Заместитель Директора Департамента; - 2 Начальник отдела технической поддержки; (ОТП) - 1 Сотрудники отдела технической поддержки; - 35 Начальник отдела телекоммуникаций и связи (ОТиС); - 1 Сотрудники отдела телекоммуникаций и связи; - 7 Начальник отдела системного администрирования (ОСА); - 1 Сотрудники отдела системного администрирования; - 11 Начальник отдела закупок (ОЗ); - 1 Сотрудники отдела закупок; - 5. Заработная плата сотрудников отличается в зависимости от выполняемой работы.
Повремённая оплата труда (оклад) осуществляется своевременно для всех работников. Также существуют единовременные выплаты в виде бонусов по результам работы в каждом квартале. В декабре 2015 года был создан новый Отдел по архитектуре и построению бизнес-процессов (ОАиПБП) с привлечением Начальника отдела и четырех новых сотрудников. После начала работы отдела изменился психологический климат в коллективе Департамента. Увеличилось число конфликтных ситуаций.
2.2 Описание кoнфликтных ситуаций, возникших в Департаменте информационных технологий ДБ АО «Сбербанк».
Как было сказано выше, с появлением нового отдела в Департаменте информационных технологий увеличилось число конфликтных ситуаций, связанных непосредственно с работой нового отдела.
Ситуация № 1. Задания работников ОАиПБП связаны с частой работой с людьми из других департаментов с привлечением работников ОСА. Однако при обращении к сотрудникам ОСА в сoобщениях или лично результата нет; Начальник ОАиПБП не может решить проблему на своем уровне (переговорив с Начальником ОСА), и для этого приходится подключать Заместителя Директора ДИТ. Работники ОСА недовольны, что их отвлекают, а работники ОАиПБП, в свою очередь, недовольны, что работа двигается очень медленно.
Ситуация № 2. В Департамент информационных технологий пришел новый Заместитель Директора. Он стал часто задерживать на работе сотрудников Отдела по архитектуре и построению бизнес-процессов, не подчиненного ему. Это вызывало недовольство работников отдела, а так же привело к конфликту между Начальником ОАиПБП и новым Заместителем Директора ДИТ.
Ситуация № 3. Начальник ОСА в течение долгого времени не согласовывал документ, подготовленный работниками ОАиПБП, пока не вышел срок предоставления согласованного документа. Проблему пришлось эскалировать до Директора Департамента, т.к. на замечания Заместителя Директора Начальник отдела системного администрирования никак не реагировал. Это привело к конфликту между Начальником ОАиПБП, Начальником ОСА, Директором и Заместителем Директора.
Ситуация № 4. В начале февраля 2016 года было принято решение о сокращении штата, вследствие того, что создавалась новая управляющая должность в руководстве IT-блока. Но кто именно будет сокращен, не говорилось; этот процесс длился около 2 месяцев, вследствие чего работники Департамента находились в постояннoм напряжении.
2.3 Причины конфликтных ситуаций в ДИТ ДБ АО «Сбербанк»
Рассмотрим причины конфликтных ситуаций, описанных в разделе 2.2. Первая ситуация: - здесь мы видим низкую организацию труда отдела системного администрирования; - непонимание Начальником ОСА того, что сотрудники одного Департамента должны работать сообща, т.к. являются единомышленниками. - нежелание руководства наладить отношение между отделами, объяснив важность работы обоих отделов; Во второй ситуации: - объективное нежелание вышестоящего начальства разделить зоны ответственности между двумя Заместителями Директоров и объяснить данное разделение; - строгая позиция Начальника ОАиПБП и нежелание разрешить конфликт своими силами, а лишь с привлечением вышестоящего руководства; - непонимание Заместителем Директора последствий выполняемых им действий. Третья ситуация: - нежелание вышестоящего руководства осознать то, что в Департаменте появилась конфликтная ситуация; - принуждение сотрудников ОСА к работе, без разъяснений сути и важности работы; - обвинение рабoтников ОАиПБП в том, что документ не был согласован, без выслушивания аргументов обеих сторон конфликта. В четвертой ситуации: - мы видим объявление новости о сокращении штата без объяснения причин реорганизации, что и породило недоверие и негативное отношение к руководству.
2.4 Предложение путей преодоления конфликта в ДИТ ДБ АО «Сбербанк»
Для того, чтобы разрешить вышеописанные конфликтные ситуации, предлагаются следующие действия.
Для разрешения ситуации №1: - необходимо провести беседу с работниками ОСА для улучшения организации работы с разъяснением общей цели работы Департамента; - вести мониторинг совместной деятельности двух отделов, разработать справедливую систему штрафов и поощрений.
Для разрешения ситуации № 2: - Директору Департамента необходимо показать Заместителям Директора, что каждому подчиняются определенные отделы; - Заместители Директора должны прийти к понимаю, что привлекать к своей работе подчиненных друг друга они могут только при взаимной договоренности при помощи телефона или корпoративной электронной почты.
Для разрешения ситуации № 3: - в разрешении конфликтной ситуации нужно участвовать непосредственно обоим Заместителям Директора, т.к. ее причиной стали отношения отделов, которые подчиняются непосредственно им; - Директору Департамента нужно выступить в качестве арбитра, учитывать голоса каждого участника конфликта и ни в коем случае не делать виноватым непосредственного исполнителя поручения
Для разрешения ситуации № 4: - Директору Департамента необходимо провести встречу со всеми сотрудниками Департамента, объяснить причины такого решения Правления Банка и дать понять, что сокращение работников не является причиной какой-либо личной неприязни и решение о сокращении будет даваться руководству нелегко. Так же предлагаются действия, необходимые для поднятия корпоративного духа и налаживанию отношений между отделами: - совместные тренинги и семинары, как внутренние, так и внешние; - обучение персонала (внутреннее и внешнее); - спортивные мероприятия; - выезды на природу, тимбилдинг; - поздравления с днем рождения сотрудников и т.д.
2.5 Определение стрессоустойчивости работников Департамента информационных технологий ДБ АО «Сбербанк»
Для определения частоты и источников конфликтных ситуаций предлагается провести тренинги для работников каждого отдела с предлoжением пройти два теста: - тест на оценку степени раздражительности, нервозности, вспыльчивoсти и способности к рабoте.
Глава 3. Разработка стратегии управления коммуникации в условиях конфликта
3.1 Разработка стратегии поведения руководителя в ходе конфликта
Существует несколько эффективных способов управления конфликтными ситуациями. Они разделяются на две категории: структурные и межличностные. Но не следует считать причиной конфликтов простое различие характеров, хотя, конечно, и оно может стать причиной конфликта в каком-то конкретном случае.
"Управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отнoшению к нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения конфликта. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами. Управление конфликтами включает их предупреждение и конструктивное завершение."
Руководитель должен начать с анализа фактических причин, а уже затем использовать соответствующую методику. Для того, чтобы избежать конфликтов с сотрудниками и между сотрудниками, необходимо:
• в общении с подчиненными использовать спокойный тон и вежливость в сочетании с твердостью, не допускать грубости в обращении с сотрудниками, потому что грубостью нельзя добиться желаемого эффекта, а лишь наоборот, руководитель чаще всего получает отрицательный результат, так как подчиненный вместо работы зацикливается на обиде и переживаниях;
• ругать сотрудника за некачественную работу только с глазу на глаз, так как неофициальный разговор спасает его от позора, а взамен руководитель может рассчитывать на благодарность и заверения, что подобное больше не повторится; в противном случае сотрудник вместо того, чтобы исправлять ошибку, будет тратить время на переживания по поводу пережитого позора;
• хвалить сотрудника за качественную работу при всем коллективе, так как человеку всегда приятно, когда его усилия замечает руководитель, и тем более делает это при всех сотрудниках; в противном случае он станет считать, что его успехи никому не нужны, и в дальнейшем не будет стараться выполнять качественно свою работу;
• не допускать панибратства в отношениях с подчиненными, соблюдение субординации необходимо, иначе станет невозможно что – либо потребовать от своих подчиненных;
• быть объективным по отношению ко всем сотрудникам, а это означает, что руководитель должен повышать или понижать в должности, штрафовать и увольнять сотрудников по справедливости, относясь ко всем сотрудникам одинаково (критерием для повышения может быть только стабильно успешная работа того или иного сотрудника, а для наказания — стабильно плохая), иметь любимчиков и нелюбимых сотрудников недопустимо, так как хорошо работающий сотрудник с "неудобным" характером лучше, чем плохо работающий подхалим;
• выступать в роли арбитра, а не адвоката одной из сторон, лучше всего объективно выслушать обе стороны, а затем принять объективное решение;
• быть вне конфликта, не участвовать в склоках и дрязгах, не передавать сплетни, так как, находясь вне конфликта, легче вовремя его ликвидировать;
• решительно пресекать склоки, сплетни и ябедничество, для чего можно на первый раз оштрафовать уличенного в этом сотрудника и строго предупредить его о недопустимости подобного поведения, а если это не поможет, то этого сотрудника нужно уволить, чтобы не создавать прецедентов; так же следует поступать и с теми, кто привык "выступать" по любому поводу, тем самым мешая работать другим;
• если примирение между двумя сотрудниками невозможно, не обходимо обязать их общаться по делу, так как работа не должна страдать из-за чьих-то эмоций и все личные неприязни и споры должны оставаться вне рабочего времени.
Менеджеры должны тратить свое рабочее временя на улаживание конфликтов. Поскольку менеджеры неизбежно работают в условиях межгрупповых конфликтов, они вынуждены их улаживать. Неспособность делать это может привести весьма к катастрофическими последствиям. Конфликты способны вызвать у сотрудников чувство отчуждения, снижать результативность работы и даже приводить к отставкам.
Руководитель должен помнить, что конфликты могут разрешаться через официальные органы третьей стороны. Третьей стороной может быть более крупная организация, которая просто приказывает прекратить конфликтное поведение под угрозой увольнения (как в случае запрещения правительством стачек и локаутов в трудовых спорах, которые угрожают национальным интересам), или же это могут быть посредники.