Файл: Формы государственного устройства (Понятие и виды форм).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
1.1. Понятие и виды форм государственного устройства
1.2. Признаки федеративного государства:
ГЛАВА 2. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
2.1. Понятие и виды унитарного государства
2.2. Основные признаки унитарного государства
ГЛАВА 3. ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО
3.1. Понятие и виды федеративного государства
1.2. Признаки федеративного государства:
- Территория федерации состоит из территорий ее субъектов;
- Верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
- Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной конституцией;
- Субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
- Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны). Бикамерализм – двухпалатная структура парламента.
Принципы образования функционирования федерации:
- Добровольность объединения функционирования государства;
- Равноправие субъектов федерации в отношениях с федерацией;
- Плюрализм и демократизм в отношениях между собой;
- Законность и конституционность;
- Разграничение сфер деятельности и компетенции;
- Запрет выхода субъектов федерации из ее состава.
Принципы разграничения полномочий федерации и ее субъектов:
- Выделение предметов исключительного ведения федерации (ст.71 КРФ);
- Выделение предметов совместного ведения федерации субъектов (ст.72 КРФ).
- Выделение предметов ведения субъектов федерации (ст. 73 КРФ).
Виды федераций:
- По статусу субъектов федерации
-
-
-
- Симметричные (США – все субъекты являются штатами);
- Ассиметричные (РФ – различные субъекты: края, области, республики, автономные округа и тд.).
-
-
-
- По правовым основаниям возникновения:
- Договорные (в основе лежит федеральный договор);
- Конституционные;
- Конституционно – договорные.
- По принципу образования:
- Территориальные;
- Национальные;
- Национально – территориальные.
ГЛАВА 2. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
2.1. Понятие и виды унитарного государства
Унитарное государство – это единое государственное образование, состоящее из административно – территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти признаками государственной независимости не обладают. Это самая преобладающая форма государственного устройства в мире. Унитарными государствами являются такие страны как Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания и т.д.[3]
Исторически унитарная форма государственного устройства сформировалась самой первой, совместно с самим государством. Все без исключения государственные образования с древних веков обладали этой формой государственного устройства. Пример тому могут служить Римская империя, императорские – Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позже, сформированием мыслей просвещения гуманизма, возникло много прогрессивных идей, что и привлекло к возникновению в сфере государственного строительства многих государств и других форм государственного устройства федеративных государственных объединений.
Унитаризм – наиболее элементарная форма территориальной организации государства. Государство считается унитарным ( слитным, простым ), в случае если большая часть элементов данного государства не обладают статусом государственного образования. В составе унитарного государства могут быть отдельные автономные национально – государственные образования, имеющие ряд атрибутов собственной государственности. Как правило, в унитарном государстве есть только одна конституция, одно гражданство и одна система высших органов власти. Составные части унитарного государства чаще всего имеют статус единиц административно – территориального деления; они управляются на основе законов применяемых центральными органами; их территория может быть изменена простым общегосударственным законом без согласия местных органов и местного населения.
В унитарном государстве все без исключения внешние межгосударственные взаимоотношения реализовывают центральные органы, представляющие государство а никак не территория. Палаты унитарных государств, как правило однопалатны. Унитарных характер государства не ликвидирует наличия автономных образований.
Виды унитарных государств по степени централизации:
- Централизованные (Норвегия, Румыния)
- Децентрализованные (Великобритания, Япония)
В децентрализованных унитарных государствах в абсолютно всех звеньях административно – территориального деления существуют только лишь избираемые органы и не имеется назначенных сверху чиновников общей компетенции.
В относительно централизованных унитарных государствах самоуправляются не все, а доля территориальных единиц. К примеру, в Болгарии самоуправляются низовые единицы – общины, а области носят административный характер. [4]
В централизованных унитарных государствах сверху донизу существует система назначенных «сверху» органов управления.
Унитарное государство может быть:
- Простое (Болгария, Польша)
- Сложное (Финляндия, Дания)
Простое государство – это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно территориальных единиц (округов, областей, краев и тд.) и не имеющие в своем составе других государств или государственных образований.
Сложное унитарное государство – имеет в составе одно или несколько автономных образований.
Автономия – это самоуправление конкретной части территории государства, отличающаяся национальными, бытовыми, географическими условиями.
Основные виды автономий:
- Территориальная
- Культурно национальная (персональная)
Территориальная автономия формируется по национальному признаку (этнотерриториальная независимость) либо с учетом отличительных черт быта, традиций, культуры населения определенной территории и вместе компактного проживания этнических или других групп. В зависимости от объема полномочий акцентируют общественно политическую административную автономии. В общественно – политических автономиях функционирует местный орган исполнительной власти; формируется местный парламент, который принимает законы.[5] Законы как правило издаваться только лишь согласно проблемам местного значения. В ряде случаев автономии имеют собственную конституцию либо собственное гражданство (Аланские острова в Финляндии). В определенных государствах общественно политические автономии обладают рядом полномочий в международных отношениях (Гренландия в Дании и др.). Административная автономия попадается реже. В подобных образованиях местный представительный орган не наделен правом издавать законы, а только издает нормативные акты в пределах своей компетенции. От территориальных единиц, не обладающих статусом автономии, их отличает представление широких прав по использованию национального языка (обучение в школах, создание средств массовой информации и пр.) и учет отличительных черт культурных и иных традиций населения.[6]
Культурно – национальная автономия – предоставление особых прав национальным меньшинствам, проживающим не компактно, а разрознено, сформирования и сохранения национальной культуры, традиций, языка. Для осуществления этих целей автономии создают собственные организации выборные органы; они могут и менять представителя в органах государственной власти.
В наше время в мире увеличивается число автономий (к примеру, в 2000г. Административной автономией стал Уэльс в Великобритании).
2.2. Основные признаки унитарного государства
Унитарное государство – форма государственного устройства, при которой его составные части считаются административно – территориальными единицами никак не обладают статусом государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве имеются единые для всей для всей страны высшие органы государственной власти, единые правовая система и конституция. На сегодняшний день большая часть суверенных государств унитарные. Как правило, крупные по численности населения и размеру территории страны являются федерациями ( Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства могут быть унитарными только в аспекте внутреннего политического устройства, так как они не вполне суверенны.
Главные черты:
- Функционирует одна конституция на всей территории без ограничений.
- Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых распространяется также не территорию всей страны.
- В основном Однопалатный парламент.
- Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом никак не владеют.
- Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.
- В унитарном государстве все внешние межгосударственные связи осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
- В основной массе нынешних унитарных государств главное территориальное деления является политико – административным.
- Функционирует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь едиными для всех государственных образований нормами материального и процессуального права.
ГЛАВА 3. ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО
3.1. Понятие и виды федеративного государства
Федерация – форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Федеративное государство представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, состоящее из государств или государственных образований (субъектов федерации)[7].
В настоящее время в мире существует 28 федеративных государств. Они находятся в Европе (Австрийская Республика, Российская Федерация, Федеративная Республика Германия, Швейцарская Конфедерация, Королевство Бельгия, Федерация Боснии и Герцеговины); в Азии (Исламская Республика Пакистан, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Республика Индия, Республика Ирак, Федеративная Демократическая Республика Непал); в Америке (Аргентинская Республика, Боливарианская Республика Венесуэла, Канада, Мексиканские Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Бразилия, Федерация Сен – Кристофер и Невис); в Африке (Союз Коморы, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Федеративная Республика Нигерия, Судан, Южный Судан, Сомали); Австралия и Океания (Австралийский Союз, Федеративные Штаты Микронезии, Палау).
Федеративные государства возникают двумя способам: 1) путем объединения нескольких суверенных государств в одно новое без утраты ими государственного статуса. Здесь федерация возникает как бы снизу; 2) путем придания унитарным государством статуса государственности своим первичным политико – территориальным частям с сохранением за собой государственного суверенитета. В данном случае унитарное государство само преобразует себя в федерацию, т.е. создание последней идет сверху.
Видом федерации следует признать сложившиеся в государственной практике различных стран модели федерации, различающиеся способами образования, особенностями их правового статуса, характером его закрепления в национальных конституциях и др. Следует иметь в виду то обстоятельство, что Россия является нетипичной, отклоняющейся от классических образцов федерацией, ей, в той или иной мере, присущи черты различных видов федерации.
Исходя из данной классификации типов федерации, Россия в соответствии с действующей Конституцией РФ относится к числу федераций смешанного типа (территориальной и национальной), поскольку основа ее федеративного устройств заложена Конституцией РФ, но отдельные вопросы разграничения вопросов между центральными и региональными органами государственной власти могут решаться на основании Федеративного и иных договоров.