Файл: Формы государственного устройства (Понятие и виды форм).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виды федераций:

В зависимости от юридической основы различают федерации:

  1. Договорные (Швейцария, Объединенная Республика Танзания, Объединенные Арабские Эмираты);
  2. Конституционные (Германия. Бразилия, Россия).

Статус субъектов в конституционных и договорных федерациях различен. В конституционных федерациях основными учредительными актами выступают общегосударственные конституции (иные общегосударственные законодательные акты), а в договорных федерациях – федеративные договоры, заключаемые между субъектами федерации.

Если в Конституционных федерациях статус самих федеративных государств и их субъектов закладывается и изменятся федеральными органами или населением страны без учета его деления по субъектам федерации, то в договорных федерациях названные вопросы решаются субъектами федерации (их политико – государственными элитами) во взаимном договорном процессе. Во втором случае силы, отстаивающие общественные интересы, остаются как бы в стороне от решения наиважнейших для государства вопросов.

Поэтому даже теоритические споры о выборе между конституционным и договорным федерализмом имею политическую подоплеку и значение. Большинство федераций в мире – конституционные федерации.

В федерации может одновременно иметься и договор, и конституция, как это было в Союзе ССР, что иногда дает основание для выделения наряду с конституционными и договорными федерациями так называемых конституционно – договорных федераций. Однако не любой федеративный договор носит учредительный характер.[8]

Например, не являются учредительными договоры, заключаемые в Российской Федерации между субъектами федерации, федерацией и ее субъектами – они носят вспомогательный характер по отношению к общественной конституции. Поэтому в конституционно – договорной федерации речь идет не о равной юридической силе и роли конституции и договора, а о наличии того и другого инструментов правового оформления федеративных связей.

В зависимости от национального состава населения делятся на:

  1. Административные федерации (США, ФРГ, Мексика, Бразилия и др.)
  2. Национальные федерации (Бывшие СССР, Чехословакия и др.)
  3. Смешанные (административно – национальные), например, Российская Федерация.

В зависимости от особенностей конституционно – правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

  1. Симметричные федерации ( Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединенные Штаты Америки)
  2. Ассиметричные федерации ( Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).

Все федерации, исходя из соотношения статуса разных субъектов федерации и их отношений с федеративным центром, принято делить на симметричные и асимметричные. Симметричными называют федерации, у которых все субъекты обладают равным правовым статусом, прежде всего в сфере взаимоотношений субъектов федерации с федеративным центром. Напротив, асимметричные федерации – это федерации с разным правовым статусом субъектов (групп субъектов).

Как отмечает В.Е. Черкин, симметричных федераций, даже с юридической точки зрения, не говоря уже о неодинаковой фактической роли их различных субъектов, не существует, Тем не менее, различие симметричных и асимметричных федераций имеет определенной методическое значение. Разделение симметричных и асимметричных федераций показывает совпадение (несовпадение) основных, в первую очередь конституционных прав, обязанностей субъектов федеративных государств.

Симметричная и асимметричная модели федерации также выступают определенными конечными целями, которые в их полном виде, наверное, никогда не достижимы, однако способны ориентировать политическую практику, государственное строительство и направлять их в ту или иную сторону[9].

Скажем, во многих федерациях существует определенная конкуренция между разными группами субъектов: они стремятся к получению для себя особого статуса, отличного от статуса иных субъектов (отстаивают идею асимметризма), другие возражают против укрепления асимметричных начал или добиваются для себя прав, ранее полученных иными субъектами (являются сторонниками симметричного федерализма). Таковы, например, взаимоотношения в Канаде между франкоязычными Квебеком и большинством остальных канадских провинций.

В зависимости от формирования федерации выделяют:

  1. Территориальные федерации (Соединенные Штаты Америки, Германия)
  2. Национально – территориальные федерации (бывшие СССР, Чехословакия, Югославия)
  3. Смешанные федерации (например, Россия)

Федеративные государства разделяют на территориальные и национально – территориальные отталкиваясь от этнической окраски субъектов федерации. Территориальные федерации – страны, состоящие из субъектов федерации, не являющиеся национально – государственными образованиями не имеющих особых прав, этнических по природе. К территориальной федерации относится, например, США. Национально – территориальные федерации – государства, состоящие из национально – государственных субъектов (отражают своеобразие национального состава населения, являются способом решения национального вопроса).


В национально – государственных субъектах наравне с государственным языком федерации вводится, как правило, еще один официальный язык, являющийся национальным языком большинства местного населения данных территорий. В некоторых случаях такие языки получают статус официальных языков соответствующих федеративных государств. Так, п. 2 ст.16 Конституционного акта Канады 1982 г. Провозгласил официальными языками Канады английский и французский языки, хотя франкоговорящее население из всех провинций доминирует только в Квебеке и составляет значительную долю жителей провинции Нью-Брансуик.

Национально – территориальные федерации содержат федеративные государства двух типов[10]: одни целиком состоят из национально – государственных субъектов (таковыми были Союз ССР, СФРЮ, Чехословацкая федерация); прочие содержат в своем составе национально – государственные образования наряду с территориальными субъектами, либо не имеющими национальной окраски, или являющимися способом государственной организации национального большинства соответствующих федеративных стран (таковой считается современная Российская Федерация).

От национально – территориальных федераций необходимо отличать национальные государства, организованные как территориальные федерации. Здесь отдельные субъекты федерации не обладают существенным национальным своеобразием по сравнению с иными субъектами, а национальным государством является сама федерация, будучи формой национально – государственного самоопределения национального большинства ( Германия, США и др.).

По степени реализации:

  1. Централизованные ( Аргентина, Индия, Россия, Япония)
  2. Децентрализованные (Швейцария, США)

Уровень централизации может быть различным, и в определенных случаях четко отнести ту либо другую федерацию к тому или иному виду трудно (высокоцентрализованными федерациями называют Индию, Пакистан).

Под децентрализованной федерацией, по своей сути схожей с конфедерацией, предполагается государственное устройство, напоминающее кооперативную федерацию, существующую в ФРГ, или Советский Союз во времена Горбачева.

Централизованной федерацией, приближающейся к унитарному государству, был СССР времен Сталина и Брежнева.

3.2. Основные признаки федеративного государства


В федеративном государстве, в отличие от унитарного, существуют две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наравне с федеральной конституцией субъекты федерации обладают возможностью издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации зачастую существуют собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно – правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета[11].

При этом субъект федерации не способен быть субъектом международных отношений не выйдя из состава федерации (сецессии). Субъекты федерации могут обладать разнообразными наименованиями или правовыми факторами.

Наиболее единые особенности, которые свойственны для большинства федеративных стран:

- Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик, эмиратов и т.д.

- В федеративном государстве высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Полномочия между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.

- В определенных федерациях субъекты выделяют правом принятия своей конституции, имеют свои внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

- В основной массе федераций имеется единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации.

- Главную внешнеполитическую деятельность в федерациях реализовывают федеральные государственные органы.

- Неотъемлемым признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата считается органом общественного представительства и депутаты в нее избираются со всего государства. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.

Основными принципами федерализма считаются:

  • Добровольность и равенство субъектов, образующих единое государство;
  • Установление их целостного конституционного статуса;
  • Суверенитет федерального государства и самостоятельность субъектов федерации;
  • Общность территории и гражданства;
  • Единая армия, валютная, налоговая и таможенная системы;
  • Единое правовое пространство, верховенство федеральной конституции и законов на всей территории страны;
  • Разграничение предметов ведения и полномочий среди федеральных органов государственной власти субъектов федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемой изучения была выбрана тема: «Форма государственного устройства». Цель исследования была достигнута в той мере, в которой позволяла сделать это доступная правовая литература по данному вопросу.

Руководствуясь вопросами изучения сформулированными в начале работы, можно сделать выводы.

1. Форма государственного устройства важная правовая категория, которая определяет форму государства совместно с подобными категориями равно как форма правления политический режим. Форма государственного устройства на современном этапе считается обязательным компонентом нынешнего демократического общества, отражающим его потребности с целью более результативного функционирования государственных институтов.

2. В настоящее время распространенными являются две формы: унитарная и федеративная. Все без исключения имеют свои отличительные признаки и путь становления. К примеру, при унитаризме все без исключения решения, равно как внутригосударственной, так и во внешней сфере считаются привилегией одной единой, центральной власти.

3. Роль Федерации как формы государственного устройства в настоящее время очень велико. Федеративная система существует в более чем двух десятках стран мира – это десятая доля абсолютно всех государств мира. Однако эти показатели, которые делают федеративную форму наиболее результативной, в проблеме о делении государства, не главное. Остальное то, что государства с федеративной формой устройства наиболее динамичны в плане формирования правовых отношений, по сравнению с унитарной формой.

4. Российская Федерация – нетипичная, отклоняющаяся от традиционных стандартов как по национальному, так и по территориальному показателю.

5. Выбор формы государственного устройства должен быть связан со многими факторами: историческими, экономическими, культурными, религиозными, географическими и др. Подобным образом определяющим фактором выбора формы государственного устройства России является многофункциональный состав ее населения (более ста наций и народностей), Федерация, позволяющая избежать сверх централизации с одной стороны, и устанавливающая гарантии прав субъектов Федерации с одной стороны, и устанавливающая гарантии прав субъектов федерации, считается приемлемой формой национально – государственного устройства для России.