Файл: Формы государственного устройства (Понятие и виды форм).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так и не существует двух совершенно одинаковых государств. И в установлении типа государства нам может помочь такое понятие как форма государства. Пoнятие формы дает возможность выяснить как устроено управление, кто именно управляет, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие способы применяются с целью реализации страны. Наибoлее абсолютное понимание о форме кoнкретного государства предоставляет исследование трех его сложных элементов – формы правления, государственного устройства и государственно – правового режима. Более значимым считаются первые две составляющие, а третья носит очень субъективный характер, таким образом весьма сложно справедливо дать оценку, демократический режим в государстве или нет. Особенно этo труднo сделать по отношению к другому государству, т.е. к тому, в котором ты не проживаешь, т.к. не знаешь исторических, культурных, религиозных и других особенностей народов проживающих в этом государстве.

Теоретическая значимость работы вытекает из обоснования того, что как организована и как реализуется гoсударственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот пoчему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.

Проблемы формы государственного устройства возникли после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией. В период абсолютизма центральная власть в лице монарха определяла административно – территориальные деление страны – систему единиц, на которые делилась ее территория и в которых действовали назначенные из центра должностные лица или органы власти. Деление в некоторых случаях не было чисто искусственным, не определялось произвольно проведенными на карте линиями. Обычно оно строилось с учетом фактического расселения людей, реальных связей между поселениями. Учитывались при этом и административные задачи – интересы обороны, полицейского контроля, удобства сбора налогов и т. д. В более крупных государствах административно – территориальное деление становилось ступенчатым : мелкие единицы, сохраняя свою особенность, включались в крупные, и чиновники управляющие мелкими единицами, ставились в подчинение чиновникам, которым вверялось управление соответствующими крупными единицами.


Целью работы является изучение темы – понятие государства, его типы, формы устройства и правления. Задачи работы состоят в следующем:

- раскрытие понятия государства;

- рассмотрение типологии государства;

- форм государственного устройства;

анализ - анализ форм правления.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что изучение формы государственного устройства показывает, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.

Для рассмотрения в своей курсовой работе я выбрала понятие государственного устройства, а именно государственное устройство России, т.е. федеративное устройство. Данная проблема считается актуальной уже на протяжении десятка лет и в настоящее время. Она не теряет интерес к себе не только среди ученых правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сперва за распадом союзного государства СССР в независимые государства и последующие проблемы в данных государствах, затем за распадом гражданской войной в Югославии и незаконченными в плоть до наших времен проблемами разделения государства по национальным или какими либо другими признаками и так далее.

В настоящее время федеративная система существует в более чем двух десятках стран мира – это десятая часть всех государств мира, третья часть населения и больше пятидесяти процентов территории всех стран мира. Кроме того это самая сложная организация территориального устройства, требующая пристального внимания для решения существующих в таких государствах проблем.

Проблемами форм государственного устройства занимались и занимаются многие исследователи. Когда вопросы государственного устройства попали в поле зрения Карла Маркса и Фридриха Энгельса, они полагали что унитарное государство имеет преимущество перед федеративным . Более высокая обобщенность труда, наиболее близкая взаимосвязь между трудящимися должны были, согласно суждению способствовать активизации революционного процесса, чего невозможно было достичь при федеративных началах. Однако подобная предпосылка оказалась справедливой для таких государств, как, к примеру, Германия, Франция, стран в национальном отношении и практически однородных, где не было и не могло существовать значительных межнациональных конфликтов. Когда же они обратили свои взоры к Великобритании, то заметили, что под Британскими колониями существуют четыре разных народа: английский, шотландский, ирландский, валлийский, что если правительство далее будет единым, то неизбежно размежевание не по классовым, а по национальным признакам. То есть английский рабочий объединится с английским буржуа, шотландский с шотландским и тд. Для того, чтобы избежать этого, утверждали Маркс и Энгельс, Британии нужна федеративная форма государственности, которая гарантирует равенство различных народов, снимет национальный вопрос и станет средством консолидации разных национальностей.


Таким образом, в рамках марксисткой концепции под формой государства понимали внешнее выражение социально – классового и национально – территориального содержания государства, которое определяется характером взаимоотношениями между основными структурами государства высшими органами государственной власти, между этими органами власти и управления территориальных подразделений государства, однако за рамками изучения оставались другие факторы, оказывающие большое влияние на форму государственного устройства, в первую очередь национальные и исторические традиции, национальная психология, религиозное сознание, культурная среда, уровень идеологизации политизации и общества, экологические (географические) факторы и многое другое.

В настоящее время отечественная теория государства и права как наука, со временем преодолевающая методологический упадок, связанный с общим кризисом марксистской концепции и общественного развития, способен представить наиболее полное и довольно аргументированное понимание формы устройства как одно из главных характеристик и форм государства, дать более взвешенную классификацию этих форм, наметить более реальный прогноз их развития. Незачем и заявлять, как это важно сейчас для политической жизни России, если проходит отбор наиболее результативной формы организации территориального устройства страны. Не менее важно при этом учитывать и те факторы, которые ранее исключались из сферы научного рассмотрения и исторические традиции, национальная психология религиозность и т.п.

При этом подчеркнем – современная теория государства сохраняет все то положительное, что существовало на предшествующих этапах ее развития, в том числе и в марксистском направлении а также наиболее основательно предусматривает и все то, что по вопросам государственного устройства было накоплено иными теоритическими государственно – правовыми школами. Вместе с тем она ликвидирует то, что было примитивно упрощенно, входило в отечественную теорию государства и права как итог догматизации и вульгаризации марксистской теории.

Необходимо также отметить, что наравне с исследованием формы государства с позиций теории государства и права в юридической науке государственное устройство, система власти изучаются более конкретно отраслевой наукой государственного (конституционного) права. По этой причине теория государства и права, как исследует из ее методологии, дает лишь самые основные, отправные положения, касающиеся формы государственного устройства.


ГЛАВА 1. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

1.1. Понятие и виды форм государственного устройства

В наше время под формой государства подразумевают организацию государственной власти и ее устройство. От того, как организованна государственная власть, находятся в зависимости эффективности государственного руководства, действительность управления, престиж и стабильность правительства, положение законности и правопорядка в государстве. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.

Под формой государственного устройства подразумевают административно – территориальную систему государственной власти, характер взаимоотношений между государством и частями, которые образуют данное государство, кроме того между отдельными частями страны между центральными и местными органами.

Форма государственного устройства тесно связана с : территориальной организацией населения; с публичностью, кроме того устанавливает объем прав и свобод граждан.

Если проблемы государственного устройства вовремя и грамотно решить, то – гарантируется стабильность страны в значительной мере и гарантируется плодотворное функционирование государства.

Напротив, если в случае формы государства обнаружены неправильно, в случае если они не отвечают его характеру и задачам, они могут быть одним из факторов его разрушения.

Государственное устройство может быть сложным и простым. В связи с этим все без исключения государства делятся на простые (унитарные) [1]

и сложные (федеративные).

Простое (унитарное) государство – это такое государство, составные части которой не обладают собственным суверенитетом и не могут быть субъектами политических международных отношений.[2]

К подобным сторонам относятся: Франция, Италия, Япония, Египет, Финляндия, Беларусь, Польша, Болгария и т.д. Кроме того имеются простые унитарные государства, которые имеют автономные образования. К таким государствам относится Китай (имеет в своем составе ряд автономий – Тибет, Внутренняя Монголия, Гонконг и т.д.).


Унитарное государство это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно – территориальные единицы, не включает других государственных образований.

Признаки унитарного государства:

  1. Единство и однородность территории;
  2. Отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства;
  3. Деление страны исключительно по административно – территориальному признак;
  4. Административно – территориальные части государства имеют равный правовой статус;
  5. Одна общегосударственная конституция, единое законодательство;
  6. Наличие единых для всей страны высших органов государственной власти;
  7. Парламент, как правило, имеет однопалатную структуру;
  8. Единое гражданство;
  9. Единая денежная система;
  10. Общая для всех административных единиц финансово кредитная и налоговая политика.

Унитарное государство отличается абсолютным политическим единством, оно неделимо. Отдельные административно – территориальные единицы или области, выделяющиеся известным своеобразием, не имеют своего собственного законодательства, собственного судопроизводства. Любая из составных частей, единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. Преимущество унитарного государства в том, что оно простое, обладает всей полнотой верховной власти.

Присутствие единой территории, единой конституции, единой системы права, единой судебной системы, единых вооруженных сил. Данное означает то, что административно – территориальные образования никак не обладают своей собственной территорией, не имеют права принимать свою конституцию и издавать законы противоречащие конституции, вводить собственное гражданство, создавать свои вооруженные силы и формировать альтернативные судебные органы. При этом структурные образования унитарного государства в праве принимать нормативно – правовые акты. Но они обязаны носить строго подзаконный характер, и никак не могут противоречить нормам, принятым центральными органами государственной власти.

С целью более эффективной реализации главной функции государства – управления обществом, унитарная форма государственного устройства, является оптимальной.

Неспроста значительная доля современных государств являются унитарными.

Федерация – сложное союзное государство, форма устройства территории, при которой части федеративного государства считаются государственными образованиями, обладающими юридически определенной политической самостоятельностью. Представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.