Файл: Влияние сексуальной информации на сознание, поведение школьников (Понятие, сущность и возрастные особенности поведения школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что в настоящий период времени специалисты в области социологии, психологии, педагогики, а также смежных отраслей научного знания всерьез обеспокоены тем, какое влияние оказывают современные средства массовой информации и массмедиа на подрастающее поколение. Тот факт, что на множестве кабельных каналов демонстрируются телесериалы, фильмы и передачи, переполненные насилием, сексуальными сценами, сценами употребления алкогольных напитков и курения, ненормативной лексикой и т.д., заставляет задуматься о том, чему могут научить подрастающее поколение подобные продукты массовой культуры. В группе особого риска в данном случае оказываются дети начиная со среднего школьного возраста и подростки, поскольку именно подростки представляют собой основную целевую аудиторию большинства телевизионных программ и сериалов. Также необходимо отметить тот факт, что сексуальные и эротические сцены, которые нередко демонстрируются в телесериалах, идущих в прайм-тайм, оказывают негативное влияние на подрастающее поколение по целому ряду направлений, о чем будет более подробно сказано далее.

Соответственно, представляется целесообразным проанализировать особенности влияния сексуальной информации в СМИ на сознание и поведение современных школьников.

Объектом исследования в рамках заявленной темы выступает сознание и поведение современных школьников.

Предмет исследования – влияние сексуальной информации, предлагаемой массмедиа на сознание и поведение российских школьников.

Целью исследования в рамках заявленной темы выступает анализ особенностей влияние демонстрации сексуальной информации в современных массмедиа на сознание и поведение школьников. Для достижения заявленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач, а именно:

- дать понятие, охарактеризовать сущность и выявить основные возрастные особенности поведения школьников;

- проанализировать основные факторы влияния на поведение школьников;

- охарактеризовать современное состояние демонстрации сексуальных сцен в СМИ;

- рассмотреть особенности негативного влияния на психику и поведение школьников демонстрации сексуальных сцен в СМИ;

- предложить направления работы со школьниками, направленная на минимизацию влияния сексуальной информации на их сознание и поведение.

В качестве основных источников исследования по заявленной теме можно отметить следующие:


- во-первых, законодательные акты, так или иначе касающиеся СМИ, например: ФЗ «О средствах массовой информации», ФЗ «О рекламе», а также ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

- во-вторых, исследования педагогов и психологов, касающиеся особенностей влияния сексуальной информации в СМИ на сознание и поведение школьников. Здесь необходимо отметить работы таких авторов, как: В.В. Браницкий, О.И. Воронцова, И.Г. Лаверычева, Н.В. Розенберг и др.

Основными методами исследования в рамках заявленной темы послужили следующие: аналитический (анализ теоретической литературы по проблеме исследования), формально-логический, контент-анализ, метод сплошной выборки, а также метод обобщений.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1 Теоретическая характеристика сознания и поведения детей школьного возраста

1.1 Понятие, сущность и возрастные особенности поведения школьников

Проблема изучения возрастных особенностей школьников на сегодняшнее время остается самой актуальной не только для родителей, но и для школьных педагогов, которым необходимо быть также психологом, чтобы эффективно осуществлять свою педагогическую деятельность. Успех воспитания зависит, прежде всего, от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, с помощью которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются развития психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного [22, с. 100].

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности: слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д. Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.


В настоящее время принято следующее деление школьного возраста на такие возрастные периоды:

- младший школьный возраст - от 7 до 11-12 лет;

- средний школьный возраст (подростковый) - от 12 до 15 лет;

- старший школьный возраст (юношеский) - от 15 до 18 лет [4].

Определение границ этих периодов является условным, так как наблюдается большая вариативность в этом отношении. Вместе с тем следует иметь в виду, что учет возрастных особенностей учащихся нельзя понимать как приспособление к слабым сторонам того или иного возраста, поскольку в результате такого приспособления они могут только закрепиться. Вся жизнь ребенка должна быть организована с учетом возможностей данного возраста, имея в виду побуждение перехода к следующему возрастному периоду. Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не абсолютны – границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности. Каждый возрастной период, стабильный или критический, является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень. Сложность возрастного этапа как раз и состоит в том, что он содержит в себе психологические реалии сегодняшнего дня, ценностный смысл которых во многом определяется потребностями дня завтрашнего.

Характерными особенностями детей младшего школьного возраста являются: доверчивая обращенность к внешнему миру; мифологичность миросозерцания (переплетение реального и вымышленного на основе неограниченной фантазии и эмоционального восприятия); cвободное развитие чувств и воображения; бессознательное и позже – регулируемое чувством или замыслом подражание; построение моральных идеалов – образцов; обусловленность оценкой взрослых нравственные понятия добра и зла.

Характерными возрастными особенностями подросткового возраста являются: усиленное внимание к собственному внутреннему миру; развитие мечтательности, сознательный уход от реальности в фантастику; авантюризм; утрата внешних авторитетов, опора на личный опыт; моральный критицизм, негативизм; внешние формы нарочитой неуважительности, небрежность, заносчивость; cамоуверенность; любовь к приключениям, путешествиям (побеги из дома); лживость «во спасение», лукавство; бурное выявление новых чувств, просыпающихся с половым созреванием.

Характерными особенностями старшего школьного (юношеского) возраста являются: этический максимализм; внутренняя свобода; эстетический и этический идеализм; художественный, творческий характер восприятия действительности; бескорыстие в увлечениях; cтремление познать и переделать реальность; благородство и доверчивость.


1.2 Факторы влияние на поведение школьников

В силу того, что тема данной работы посвящена особенностям влияния сексуальной информации на сознание и поведение школьников, а такого рода информация попадает к детям и подросткам, главным образом, посредством СМИ и сети Интернет, представляется целесообразным проанализировать, каким образом вышеназванные факторы оказывают влияние на сознание и поведение школьников.

Пользование средствами массовой информации (СМИ), в том числе социальными, является одним из наиболее распространенных видов деятельности современных детей и подростков. Любой веб-сайт, что позволяет осуществлять социальное взаимодействие, считается социальным СМИ. К ним относятся, например, сайты социальных сетей (Facebook, MySpace, Twitter), азартных игр и виртуальных миров (Club Penguin, Second Life, Sims), видео-сайты (YouTube) и блоги. Упомянутые ресурсы в последние годы чрезвычайно бурно развиваются, давая современной молодежи возможности для развлечений и общения. Важно, чтобы родители были осведомлены о природе таких медиа-сайтов, поскольку там не всегда создаются здоровые условия для детей и подростков.

Как показали исследования, преимуществами использования детьми и подростками различных форм социальных СМИ в повседневной деятельности является расширение общения, создания социальных связей и даже приобретения технических навыков. Такие сайты социальных СМИ, как Facebook и MySpace, предлагают разнообразные ежедневные возможности для общения друзей, одноклассников и людей с общими интересами. За последние 5 лет количество детей и подростков, пользующихся такими сайтами, резко возросло. Согласно недавнему опросу, 22% подростков заходят на свой любимый сайт социальных СМИ более 10 раз в день, а больше половины посещают его чаще одного раза в день [19]. На сегодня 75% подростков имеют мобильные телефоны, а 25% пользуются ими для пользования социальными сетями, 54% - для написания текстовых сообщений, 24% - для обмена мгновенными сообщениями. Таким образом, значительная часть социального и эмоционального развития этого поколения происходит с привлечением интернета и мобильных телефонов.

Осуществляя «плавание» и экспериментируя в социальных СМИ, дети и подростки подвергаются определенному риску из-за ограниченной способности к саморегуляции и восприимчивость к давлению со стороны сверстников. Последние исследования показывают, что случаются частые «проявления оффлайновой поведения онлайн», такие как преследование, формирование узких группировок и сексуальные эксперименты, создает проблемы «киберпреследование», конфиденциальности и секстинг. Другими проблемами являются интернет-зависимость и одновременно депривация сна.


Многие родители сегодня успешно и с комфортом пользуются теми же технологиями и программами, посещают те же онлайн-сайты, и их дети. Однако для некоторых родителей может быть трудно установить онлайн-связь с их «цифро-подкованными» потомками по нескольким причинам. Им может не хватать базового понимания этих новых форм социализации, которые являются неотъемлемой частью жизни их детей. Они часто не имеют технических возможностей или времени, необходимых для того, чтобы шагать в ногу со своими детьми меняющимися видами интернета. Кроме того, родителям часто не хватает понимания того, что «онлайн жизни» детей является продолжением их социальной жизни. В результате часто наблюдается большая разница между уровнем знаний и технических навыков родителей и молодежи, которая мешает им посещать мир онлайн вместе.

Использование социальных СМИ создает риск для школьников чаще, чем это представляется большинству взрослых. Основные риски можно разделить на следующие категории: «от равного равному» (peer-to-peer) нежелательный контент; отсутствие понимания онлайн-неприкосновенности частной жизни; внешнее воздействие посторонних рекламных групп [9].

Киберпреследование - умышленно использования цифровых СМИ для передачи ложной, непристойной или неблагоприятной информации о другом человеке. Это наиболее распространенный онлайн-риск типа «от равного равному» для всех школьников.

Хотя «онлайн-домогательства» часто используется наравне с термином «киберпреследование», это действительно разные вещи. Есть данные о том, что «онлайн-домогательства» встречается не так часто, как преследование в реальности, и участие в социальных сетях не связана для большинства детей с риском «онлайн-домогательств». С другой стороны, киберпреследование случается довольно часто, может угрожать любой молодой особе онлайн и привести к глубоким психосоциальным последствиям, к основным из которых можно отнести: депрессии, беспокойства, тяжелой изоляции и, к сожалению, самоубийства.

Секстинг можно определить как «передачу, прием и пересылка сексуальных сообщений, фотографий или других изображений с помощью мобильного телефона, компьютера или других цифровых устройств». Множество этих изображений быстро распространяются через мобильные телефоны или интернет. Это явление распространено среди школьников; недавний опрос показал, что 20% школьников отправляли или размещали фото и видео, на которых они изображены обнаженными или полуобнаженными [4]. Однако, необходимо отметить, что в основном секстинг-инцидент не распространяется за пределы одной-двух небольших групп сверстников и не имеет серьезных последствий.