Файл: Органы государственного управления (Понятие органа государства и его признаки).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы системы государственных органов РФ
1.1 Понятие органа государства и его признаки
2. Органы государственной власти Российской Федерации контексте принципов разделения властей
2.1 Законодательная власть Российской Федерации
2.2 Органы исполнительной власти РФ
ВВЕДЕНИЕ
Органы государства – это один из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ, осуществляет свою власть. Государственными органами вырабатываются и реализуются управленческие решения. В России в соответствии с принципом разделения властей, который официально признан и конституционно закреплен, государственные органы являются носителями законодательно ветви власти, исполнительной ветви власти и судебной ветви власти.
Современное состояние государственной власти Российской Федерации показывает, что её реформа осуществляется под воздействием вполне определенных традиций, а на складывающуюся систему органов влияет инерция прежних властных отношений тоталитарного государства. В ход идут прежние формы и методы, присущие командно-административной государственности. Во многом этому способствует и неразвитость федерального законодательства, в особенности тех, нормативно-правовых положений, которые способствуют подлинной реализации принципа разделения властей, продекларированного в Конституции Российской Федерации.
Актуальность темы связана также с тем, что и в субъектах Российской Федерации происходит реальное становление системы органов государственной власти на основе принципа разделения властей. Причем этот процесс идет без законодательного «сопровождения» на федеральном уровне, он неравномерен в республиках, входящих в состав Федерации, по-своему складывается в краях и областях, особую специфику имеет в автономных областях и автономных округах, входящих в состав края или области.
Иногда, как показывает законотворческая практика в субъектах Федерации, возводимый в абсолют принцип разделения властей в жизни порождает серьезные проблемы: речь идет о создании и функционировании системы органов власти субъекта Федерации, взаимоотношениях с органами местного самоуправления.
Догматическое восприятие принципа разделения властей проявляется в том, что государственную власть понимают как «делимый предмет», который сначала на три блока, затем неоднократно делится на части и в результате при отсутствии должной централизации агенты власти получают в свой «удел» некие полномочия, «кусок» или «кусочек» власти. Можно сказать, что в современной России уже четко обозначился предел, за которым деление единой власти на части по «ветвям», по уровням власти (федеральный, субъектов Федерации и местного самоуправления) грозит обернуться тотальной неуправляемостью и распадом государственности.
Механизм государства – это система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции. Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собой систему государственных органов, наделенных властными полномочиями. Он включает в себя основные кадры государственных служащих, работников центральных органов власти всех типов: законодательной, исполнительной, судебной. Понятие органа государства в механизме и аппарате государства является самым важным. Существует огромное количество государственных органов.
Нужно отметить, что с развитием человеческого общества создавались именно такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. И естественно, что для каждой нации и в каждом государстве создавалась своя особая система органов власти. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами.
В теории, типов органов государства существует столько же, сколько и государств, и все они в своих функциях, признаках, компетенциях имеют некоторые сходства и различия. Поэтому существуют некоторые классификации органов государств, однако и эти классификации поводятся по различным основаниям. Нужно заметить, что виды органов государства и компенсации зависят от формы государства, то есть от формы правления и формы государственного устройства.
Объектом исследования выступают – органы государственной власти и их система.
Предметов является характеристика деятельности органов государственной власти на различных уровнях.
Целью курсовой работы является общая характеристика органов государства и их признаков, а также конституционной системы государственных органов Российской Федерации.
Основные задачи исследования:
- раскрыть понятие, сущность и признаки органа государства;
- охарактеризовать виды органов государственной власти.
Методологическую основу составляют современные методы познания и теоретического описания общественных явлений, в частности государственных и правовых.
При написании курсовой работы использовались такие труды известных авторов, как Назаренко Г.В., Рассолов М.М., Лазарев В.В., Хропанюк В.Н.
Данная тема рассматривает не только понятие и признаки органов государства, но и их основные классификации, делая акцент на классификацию по принципу разделению властей, так как, она наиболее полно отражает признаки и виды властвующих органов.
1. Теоретические основы системы государственных органов РФ
1.1 Понятие органа государства и его признаки
Механизм государства состоит из различных частей имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Самым важным элементом является орган государства.
Государственный орган – это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.[1, c.65]
Государственные органы так же можно определить, как структурные звенья государственного аппарата, посредством которых функционирует государство. Понятие «государственный орган» можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, орган государства представляет собой орган власти, с другой же, - это орган, выполняющий определенные задачи и функции.
Государственный орган имеет свою собственную структуру, установленную законом, а также определенные полномочия по управлению определенной областью общественной жизни. Причем все государственные органы должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими частями государственного механизма.
Каждый государственный орган имеет свой собственный предмет, то есть осуществляет определенную деятельность, а также имеет свою собственную компетенцию, то есть наделенную определенными полномочиями.
Компетенция государственного органа - это совокупность прав и обязанностей, возложенных на него в соответствии с законом. Свою компетенцию государственные органы могут реализовывать в трех формах:
- путем издания предписаний общего характера (издание нормативных актов);
- путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения);
- путем осуществления организационной деятельности.
Все государственные органы образованы и действуют на основе правовых актов: Конституции и соответствующих законов.
Государственные органы, как и все структурные элементы государства, обладают рядом признаков:
- органы государства, обладая определённой самостоятельностью, служит частью единого механизма государства, занимает в нем свое место и прочно связан с другими ее частями. Он осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;
- органы государства имеют определенную структуру , они объединены в подразделения, скреплены едиными целями, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать. Государственные служащие, находятся в особых правоотношениях между собой и органом и являются официальными. Права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус;
- орган государства обладает определенной компетенцией, за ним закреплены некоторые задачи, функции, права и обязанности (правомочия). Компетенция обусловлена предметом ведения, т.е. конкретными задачи и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена. Реализация органом государства своей компетенции – это не только его право, но и обязанность, поэтому иногда трудно понять, где есть право, а где есть – обязанность;
- орган государства обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий. Государственные органы вправе издавать обязательные для исполнения правовые акты. Причем обеспечение выполнения своих правовых актов так же относится к полномочиям государственных органов. Для обеспечения требований этих актов органы могут применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения, а так же осуществлять надзор за их реализацией;
- для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из государственного бюджета);
- для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из государственного бюджета). [7, с.13]
Орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.
Государственные органы тесно взаимодействуют друг с другом. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, защита внешней безопасности и территориальной целостности государства.
Государственный орган имеет территориальный масштаб деятельности; Государственные органы тесно взаимодействуют друг с другом и устанавливают правоотношения персонала. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, защита внешней безопасности и территориальной целостности государства.[4, с.12]
2. Органы государственной власти Российской Федерации контексте принципов разделения властей
2.1 Законодательная власть Российской Федерации
Представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации.
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы пользуются неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.[9, c.23]
Совет Федерации и Государственная Дума заседают, как правило, раздельно.
Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных правилами палаты, она имеет право проводить закрытые заседания. Палаты могут собираться вместе для заслушивания сообщений Президента Российской Федерации, сообщений Конституционного Суда Российской Федерации и выступлений руководителей иностранных государств. Совет Федерации.
Совет Федерации состоит из двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительных и исполнительных органов государственной власти. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.[3, с.18]
К ведению Совета Федерации относятся:
- утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределам и территории Российской Федерации;
- назначение выборов Президента Российской Федерации;
- отрешение Президента Российской Федерации от должности;
- назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Федеральный закон считается утвержденным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или если он не был рассмотрен Советом Федерации в течение четырнадцати дней. Государственная Дума РФ. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается на четырехлетний срок. [14, c.32]
Одно и то же лицо не может быть одновременно членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом других представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на регулярной профессиональной основе и не могут быть на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.[5, с.66]
Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Первое её заседание открывает старейший по возрасту депутат.
К ведению Государственной Думы относятся:
- дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
- решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
- объявление амнистии;
- выдвижение обвинения против П резидента Российской Федерации для отрешения его от должности. [8, c.30]