Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы системы государственных органов РФ
1.1 Понятие органа государства и его признаки
2 Органы государственной власти Российской Федерации контексте принципов разделения властей
2.1 Законодательная власть Российской Федерации
2.2 Органы исполнительной власти РФ
-назначение выборов Президента Российской Федерации;
-отрешение Президента Российской Федерации от должности;
-назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
-назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
-назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовал о более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течении четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Государственная Дума РФ. Государственная Дума состоит из 450депутатов и избирается сроком на четыре года.
Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваем ой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Первое её заседание открывает старейший по возрасту депутат.
С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
К ведению Государственной Думы относятся:
-дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
-решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
-назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
-назначение на должность и освобождение от должности Председателя
Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
-назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
-объявление амнистии;
-выдвижение обвинения против П резидента Российской Федерации для отрешения его от должности.
2.2 Органы исполнительной власти РФ
Структура федеральных органов исполнительной власти России :
- Президент Российской федерации,
- Правительство Российской Федерации,
- Федеральные министерства,
- Государственные комитеты Российской Федерации,
- Федеральные комиссии России Федеральные службы России,
- Российские агентства,
- Федеральные надзоры России,
- Иные федеральные органы исполнительной власти.
В этом разделе необходимо подробно остановиться на первых двух пунктах, считая их наиболее важными. Итак:
А) Президент Российской Федерации. Статус
Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человек а и гражданина. В установлен ном Конституцией РФ порядке Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Он издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Президент Российской Федерации обладает неприкосновенность. Полномочия
Президент Российской Федерации назначает:
- председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы);
- заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (по предложению Председателя Правительства ).
Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; - принимает решение об отставке Правительства.
Кроме того, Президент Российской Федерации назначает:
- полномочных представит елей Президента Российской Федерации
- высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации; дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания);
- судей федеральных судов (кроме Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного).
Формирует:
- Администрацию Президента Российской Федерации;
- Совет Безопасности Российской Федерации (и возглавляет его). Представляет кандидатуры:
- Государственной Думе - на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации;
- Совету Федерации - на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также Генерального прокурора Российской Федерации, а также:
- утверждает военную доктрин у Российской Федерации;
- вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы;
- назначает выборы Государственной Думы; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
- является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силам и Российской Федерации;
- вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение;
- решает вопросы гражданства, предоставления политического убежища; награждения;
- присвоения почетных званий и высших воинских званий; помилования.
Б) Правительство РФ. Статус
Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.
Функции Правительства перечислены в статье 114 Конституции:
1. Правительство Российской Федерации: разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Дум е отчет об исполнении федерального бюджета;
- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры , науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
- осуществляет у правление федеральной собственностью;
- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с.преступностью
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральным и законам и, указами Президента Российской Федерации.
Порядок деятельности Правительств а определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ»
Срок полномочий. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Если Дума трижды отклоняет предложенные Президентом кандидатуры - Президент назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает новые выборы. Члены Правительства назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации.
Таким образом, любое Правительство формируется на срок до вступления в должность новоизбранного Президента после выборов 7 марта 2004 года, каковое вступление должно состояться 7 мая 2004. Президент может отправить Правительство в отставку по собственной инициативе, по инициативе самого Правительства, или по инициативе Государственной Думы. Решение об отставке Правительства во всех случаях принимается Президентом. В случае двукратного вынесения Думой вотума недоверия Правительству Президент обязан либо отправить Правительство в отставку, либо распустить Государственную Думу.
Состав. Правительство РФ по Конституции состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Существовала также категория должностей, «приравненных по статусу к федеральному министру» (в том числе директор ФСБ и председатель Госкомимущества, входившие в Президиум Правительства), статус которых не получил однозначного и с толкования ни в законах, ни в указах.
Во всяком случае, при отставке Правительства они не считаются отставленным и и не назначаются заново. Указом № 1176 от 14 августа 1996 Президент Ельцин постановил, что такое «приравнивание» впредь не допускается. Совет федерации. Государственная Дум а представляет собой все население РФ, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем это - государственный орган всей федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам РФ, а государству в целом.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом, а именно федеральным законом от 5 декабря 1995 г.«О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
Согласно ему, в верхнюю палату входит по два представителя от каждого субъекта федерации: глава законодательного (представительно го) и глава исполнительно го органов государственной власти, по должности. В двухпалатном (представительном ) органе субъекта федерации совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совете Федерации.
К ведению верх ней палаты относится утверждение изменения границ между субъектам и Федерации, утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил за пределами страны, назначение выборов Президента РФ, отрешение его от должности, назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного Суда, назначение на должность и освобождение от нее Генерального Прокурора РФ.
Государственная дума. Согласно Конституции Российской Федерации ,государственная Дум а состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4года. Депутатом ГД может быть избран граждан ин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Госдумы устанавливается федеральным законом
К ведению нижней палаты парламента относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка России, Назначение на должность и освобождение от нее Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом, объявление амнистии, выдвижение объявления против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
2.3 Органы судебной власти РФ
Судебная власть РФ представляет собой, в соответствии с теорией разделения властей, систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие .
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. В целях успешного осуществления судебной власти закон наделяет суды всеми необходимыми и достаточными полномочиями. Судебная власть в России принадлежит судам образующим единую судебную систему. В основе ее организации лежат положения Конституции , Российской Федерации, которая предусматривает порядок назначения судей высших судебных органов - Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, а также судей федеральных судов и определяет, что судебная систем а Российской Федерации устанавливается Конституцией и федеральным законом «О судоустройстве».
Конституционный Суд Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела в соответствии с Конституцией Российской Федерации:
- федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительств а Российской Федерации;
- конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;