Файл: Органы государственного управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции

- между федеральными органами государственной власти; между органам и государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации

- между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Конституционный Суд Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

Акты или их отдельные положения, признанные не конституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Сове та Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяж кого преступления, (статья 125 Конституции Российской Федерации).

Верховный Суд Российской Федерации является высшим суд органом по гражданским , уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных форм ах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики, (статья126 Конституции и Российской Федерации).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики, (статья127 Конституции Российской Федерации).

Единство судебной системы Российской Федерации находит свое выражение в общности задач всех судов по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и свобод граждан и других социальных ценностей; единстве принципов организации и деятельности; в применении судами одних и тех же материальных и процессуальных законов; в единстве правового статуса судей; в инстанционных и иных взаимосвязях ниже - и вышестоящих судов; в порядке финансирования органов судебной власти за счет федерального бюджета.


Важной чертой судебной власти является участи е представителей народа в осуществлении правосудия.

Конституционное положение о праве граждан участвовать в отправлении правосудия развивается в судоустройственных ипроцессуальных законах. Оно реализуется путем участи я в рассмотрении и разрешении судебных дел народных заседателей, при сяжных заседателей и представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Одним из обязательных признаков судебной власти является властный характер полномочий суда. Это проявляется в том, что требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций и других юридических лиц и граждан. Выполнение требований суда и исполнение его решений обеспечивается силой государства

3 Проблемы определения органов государственной власти

В настоящее время российские власти реализуют масштабную программу реструктуризации и реформирования системы государственного управления и государственной службы. Эта программа является составной частью комплекса мероприятий, направленных на создание сильного государства (причем не просто сильного, а такого, которое содействовало бы становлению рыночной экономики). Эта реформ а предполагает:

-реальное, быстрое и неуклонное повышение эффективности государственного управления на всех уровнях;

- создание независим ого и профессионального государственного управления и центральной государственной службы, штат которых комплектуется на основе квалификации и деловых качеств сотрудников;

- повышение качества обслуживания и создание системы государственного управления, ориентированной на конечного потребителя услуг; совершенствование взаимодействия между правительственными чиновниками и частным сект ором (устранение административных барьеров).

Современная систем а государственного управления необходима Росси и для того, чтобы успешно кон курировать с другим и странами на мировых рынках, создать инвестиционный климат, привлекательный для российского капитала и российских инвесторов, существенно увеличить прямые иностранные инвестиции, сделать более благо приятными условиями для малого и среднего бизнеса, который должен стать двигателем экономического роста, как это произошло в соседних стран ах. Только так можно значительно ускорить общий рост экономики и ее реформирование.


Каждая группа потребителей услуг российского государственного управления вполне заслуживает - и все настойчивее требует - создания системы управления, отвечающей международным стандартам.

Такая система нужна и политикам (для анализа и оценки текущей экономической ситуации, а также для своевременной и эффективной реализации государственных программ), и российским и иностранным предприятиям и банкам, осуществляющим прямые инвестиции в российскую экономику (чтобы иметь точное представление об инвестиционном климате в России и о сохраняющихся элементах государственного регулирования экономической деятельности), и обычным гражданам, пользующимся услугам и этой системы и общественными благами.

Основная проблема - это проблема конституционного порядка и законности, а так же взаимодействия системы государственного управления и местного самоуправления.

Проблем а разделения власти по вертикали в федеративном государстве не ограничивается исключительно вопросами так ого разделения между федеральным центром и субъектами федерации. Логическим продолжением ее являются проблемные вопросы разграничения властных полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и находящимися на их территории органами местного самоуправления

Несмотря на то, что органы местного самоуправления согласно нормам (статьи 12 Конституции Российской Федерации) не входят в систем у органов государственной власти, они в любом случае осуществляют публичную власть со всеми присущими власти признаками (свойствами ). Более того в соответствии с нормами пункта 5 статьи 4, пункта 6 статьи 5 и частью 4статьи 6 Федерального закон а «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления помимо законодательно закрепленных за ними на федеральном уровне субъектов Российской Федерации предметов ведения могут наделяться также и отдельными государственными полномочиям и.

Вопросы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, несмотря на их важное место в системе местного самоуправления, остаются до сих пор мало изученными и разработанным и, следовательно, и достаточно проблематичными.

Анализ принято го в данной области законодательства субъектов Российской Федерации, в условиях несвоевременного и ненадлежащего регулирования этих вопросов федеральным законодатели свидетельствует оразнообразии подходов субъектов федерации к решению проблемы наделения органов местного самоуправления отдельным и государственными полномочиями на своих территориях. Некоторые субъекты Российской Федерации (Пермс кая, Свердловская, Ленинградская области и др.), воспользовавшись в отсутствие федерального закона правом опережающего нормотворчества, разработали и принял и свои законодательные акты, устанавливающие общие принципы и подходы наделения органов местного самоуправления отдельным и государственными полномочия ми.


Иные субъекты Федерации, к числу которых относиться и Республика Коми, осуществляю регулирование данных вопросов посредством принятия, порой недостаточно последовательных, отдельных законов по наделению представительных и исполнительных органов местного самоуправления государственными полномочиями различного род. Только в течение 1999года Государственным Советом Республики Коми были приняты 4 законодательных акта, в соответствии с нормами которых органы местного самоуправления наделялись отдельными государственными полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния; по совершению нотариальных действий; по регулированию цен (тарифов), надбавок, распоряжению землями, находящимися в границах муниципальных образований. К сожалению, подобную тенденцию нельзя признать позитивной. [2, с.35]

Однако, как показывает практика, целый рад проблем в деле передачи субъектами Российской Федерации органам местного самоуправления государственных полномочий вызвано не только отсутствием законодательного акта по указанным вопросам, но и несовершенством положений действующего Федерального закона «О б общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».Представляется целесообразным остановиться на следующих проблемных моментах:

-до настоящего времени остается открыты м вопрос о пределах делегирования государственных полномочий. Очевидно, что отдельные государственные полном очи я не могут быть делегированы органам местного самоуправления ни при каких обстоятельствах.

-не имеется единства мнений по вопросу, касающемуся объема передаваемых муниципальным образованиям полномочий - осуществлять передачу равного объема полномочий одновременно всем органам местного самоуправления либо, использовав механизм постепенной поэтапной передачи, наделять полномочиями конкретные муниципальные образования.

-нечеткость в определении субъекта, которому передается осуществление государственных полномочий, порождает теоретическую возможность наделения таким и полномочиями в соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 1и частью 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» в Российской Федерации, либо из выборных и других орган ах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования. Во избежание нарушения статуса органов местного самоуправления наиболее оптимальным и юридически верным представляется передача полномочий представительному органу с указанием на возможность либо невозможность вторичного делегирования.


-неоднозначность в понимании вызывают также и положения последнего абзаца части 2 статьи 6 во взаимосвязи с нормами части 4 данной статьи, поскольку, если принятие к своему рассмотрению муниципальными образованиями иных вопросов местного значения законами субъектов РФ является их правом, предполагающим добровольность такого принятия, то представляется не ясным характер делегирования органам местного самоуправления государственных полномочий.

-требуют законодательного разрешения вопросы , касающиеся оснований и порядка возвращения (отзыва) переданных муниципальным органам государственных полномочий.

-не имеет логической и правовой завершенности также вопрос,, касающийся формы передачи муниципальным образованиям для выполнения государственных полномочий необходимых материальных и финансовых средств, поскольку наделить материальными и финансовыми средствами разны е по своим масштабам и специфике муниципального образования и определи в размеры так их ресурсов на неограниченный срок, закрепив это в нормах одного конкретного закона, регламентирующего общие положения передачи государственных полномочий, практически невозможно.

К сожалению, нельзя согласиться с позицией судов общей юрисдикции по проблемам делегирования полномочий органами местного самоуправления государственным органам . Так, в решении Верховного Суда Республики Ком и от 02.11.98г., подтвержденным определением Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.98г., признаны несоответствующие конституционным принципам организации местного самоуправления в Российской Федерации такие нормы Закона Республик и Ком и «О местном самоуправлении в Республике Коми», которыми закреплял ось право органов местного самоуправления на передачу в случае невозможности выполнения ими отдельных полномочий по решению вопросов местного значения органам государственной власти. Со своей стороны это право лишь расширяет полномочия органов местного самоуправления, а не сужает их.

Обилие законов, актов, инструкций, злоупотребление дискреционными полномочиям и со стороны чиновников, слабость правовой и судебной системы - все это в настоящее время создает высокие административные барьеры, отпугивающие как иностранных, так и отечественных инвесторов. При этом, согласно последним данным, давление на предприятия в отдельных регион ах со стороны местных регулирующих органов не уменьшается, а возрастает.

В настоящее время моральное разложение государственных служащих (в частности, и сотрудников центрального государственного аппарата) стало укоренившейся нормой.