Файл: Статус нотариуса (Полномочия нотариуса и проблемы привлечение к ответственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо запретов, установленных в ст. 18 Основ законодательства о нотариате, ст. 3.2 Кодекса этики содержит дополнительные ограничения, например, нотариус не вправе: совершать нотариальные действия вне установленных границ нотариального округа, кроме определенных законом случаев; совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя или от имени своего супруга или супруги, их и своих родственников (родителей, детей, внуков); осуществлять нотариальную деятельность без страхования профессиональной ответственности; произвольно изменять размер нотариального тарифа; использовать денежные средства, ценности и иное имущество, переданное ему в иных целях, чем те, для которых они передавались; без уважительных причин не иметь постоянного места для совершения нотариальных действий более двух месяцев подряд или более шести месяцев в течение календарного года; совершать нотариальные действия одновременно с лицом, его замещающим; поручать своим работникам исполнение профессиональных обязанностей, которые он в соответствии с законодательством должен исполнять лично; уклоняться от исполнения своих обязанностей и/или передавать свои полномочия без уважительных причин или с нарушением порядка, утвержденного Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной нотариальной палатой в соответствии с законодательством о нотариате; отказывать и/или необоснованно задерживать предоставление документов при проведении в соответствии с законодательством проверки его деятельности и/или рассмотрения дела о дисциплинарной ответственности.

Необходимо отметить, что ст. 18 Основ о нотариате содержит дополнительную обязанность для нотариуса, занимающегося частной практикой, — он должен заключить договор страхования своей деятельности.

Надо сказать, что страхование деятельности нотариуса имело место и в XIX в. В частности, согласно Положению 1866 г. перед зачислением на данную должность претенденты должны были внести денежный залог[[28]].

Страхование деятельности нотариуса в целом имеет положительный характер, так как в случае причинения ущерба страховая сумма выступает своего рода гарантом при совершении нотариальных действий. Однако страховая сумма не всегда покрывает сумму ущерба, поэтому для возмещения вреда необходим своего рода имущественный фонд, как это делается во многих зарубежных странах.

Страхование деятельности нотариуса напрямую связано с его ответственностью.


«Укрепление потенциала нотариата, — пишет Е.Н. Клячин, — повышение общественного уважения и доверия и к государству, и к нотариату неразрывно связаны с назревшей необходимостью повышения ответственности нотариуса и нотариального сообщества за риск профессиональной ответственности»[[29]].

Мы уже отмечали, что в России по законодательству созданы два вида нотариусов, что предполагает различие между ними, хотя ч. 3 ст. 2 Основ законодательства о нотариате закрепляет: «При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу»[[30]].

Так, правовой статус нотариусов различается по праву нотариуса иметь контору, иное рабочее место, но обеспечение деятельности при этом различается. Основы устанавливают, что государственные нотариальные конторы содержатся за счет отчислений из федерального бюджета Российской Федерации». Частный нотариус находится на самоокупаемости, самостоятельно и за свой счет содержит свое рабочее помещение.

Взыскиваемая нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, государственная пошлина за совершаемые ими нотариальные действия, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы перечисляется в доход государства. Частный нотариус взыскивает тариф, при этом он сам уплачивает государственные налоги. Размеры тарифа и пошлины одинаковы. Они установлены законодательством РФ.

Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, имеют право на оплату труда – получение заработной платы от государства. Заработную плату от государства получают также стажеры и помощники нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, а также все другие работники конторы[[31]]. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, не ограничены в зарплате, уровень ее в значительной степени зависит от их способностей и профессиональной подготовки.

Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции РФ или по его поручению органами юстиции на местах. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, открывают нотариальную контору в том округе, где определено его рабочее место органом юстиции и нотариальной палатой. Он вправе открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступающим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени.


Из равного статуса государственных и частнопрактикующих нотариусов до 1 января 2015 года были два исключения. Существовала статья 36 Основ о нотариате, согласно которой только государственные нотариусы вели наследственные дела, выдавали свидетельства о праве на наследство и принимали меры к охране наследственного имущества. Но если речь шла и идет о ведении наследственных дел, то при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение указанных нотариальных действий поручается одному из нотариусов, занимающихся частной практикой, то есть его положение вторично при ведении данной категории дел, что не говорит о его равном статусе с государственным нотариусом.

И, кроме того, до настоящего времени деятельность государственных нотариусов финансируется из средств государственного бюджета, следствием чего является то, что в соответствии со статьей 17 Основ ответственность за действия государственных нотариусов несет государство. Нотариус, занимающиеся частной практикой, осуществляет свою деятельность на принципе самофинансирования и отвечает за свои действия всем принадлежащим ему имуществом, т.е. несет полную материальную ответственность за законность совершаемых им нотариальных действий[[32]]. Рассохина А.А., Бажуря Ю.В. считают, что, раз государственные нотариусы находятся на бюджетном финансировании, то объективно они не заинтересованы напрямую в совершении большего числа нотариальных действий, поэтому частные нотариусы более эффективно и быстро выполняют свою работу[[33]].

Рассмотрение организации государственного нотариата в некоторых странах Европы свидетельствует, что государственный нотариат призван обеспечивать совершение нотариальных действий в основном в тех местностях, где потребность в них низка из-за незначительного количества населения и нотариальная деятельность в силу этого носит затратный характер[[34]].

Мы не согласны с позицией ученых и исследователей, которые считают, что наиболее полно, эффективно и ответственно выполняют свои обязанности частные нотариусы, так как они материально заинтересованы в выполнении качественно своей работы. Наше мнение заключается в том, что в современном обществе наибольшее доверие у граждан все таки к государственным структурам, как бы их не ругали и не обвиняли в бюрократии. Условия деятельности частных нотариусов таковы, что в случае выполнения ими некачественной работы, не легко провести проверку их деятельности, привлечь к ответственности и, в случае причинения значительного ущерба их деятельностью, компенсировать весь объем ущерба.


При исполнении своей функции частнопрактикующий нотариус несет персональную ответственность, в том числе и всем своим имуществом, за ущерб, причиненный им какому-либо лицу. Частнопрактикующий нотариус обязательно входит в состав коллегиального органа - нотариальной палаты, что является необходимым принципом деятельности нотариата латинского типа. Это действительно способствует эффективности контроля за деятельностью нотариусов, не ограничивая при этом принципов независимости и беспристрастности нотариуса при осуществлении нотариальных действий, поскольку нотариальная палата не является органом государства, а представляет собой некоммерческое профессиональное самоуправляющееся объединение, образованное на корпоративных началах.

Существует такая точка зрения, что, если имеющееся равенство прав и обязанностей государственных и частнопрактикующих нотариусов дополнить выравниванием их компетенции по совершению нотариальных действий (а именно лишить нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, исключительного права на ведение наследственных дел), то «можно прогнозировать дальнейшее значительное повышение эффективности деятельности частнопрактикующих нотариусов по сравнению с нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах»[[35]].

Провести анализ деятельности по России нотариусов и сравнить по объему выполненной ими работы на сегодня затруднительно. Последний раз Министерством юстиции РФ обобщение практики деятельности нотариусов осуществлялось в 2015 году[[36]].

На сегодняшний день в Красноярском крае все нотариусы частнопрактикующие, входят в состав Нотариальной палаты. Таким образом, можно сказать, что в нашем субъекте создана единая нотариальная структура, нотариусы в которой действительно обладают равными правами и несут одинаковые обязанности.

2.2. Проблемы ответственности нотариуса

Статья Основ законодательства о нотариате устанавливает, что частный нотариус отвечает всем своим имуществом, за деятельность государственного нотариуса несет ответственность государство[[37]].

Из теории государства и права ответственность это совокупность правовых последствий за неисполнение или некачественное выполнение обязанностей субъекта[[38]].


Издавая Основы законодательства о нотариате, государство, на первый взгляд, создало гарантии возмещения причиненного нотариусами ущерба. Но в настоящее время отсутствует разработанный механизм привлечения нотариуса к ответственности. Любая деятельность организаций, лиц, выполняющих свои функции, должна быть подконтрольна. Иванов подчеркивает, что цели контроля в сфере нотариальной деятельности носят неоднозначный характер, что обусловлено спецификой нотариальной деятельности и нотариальных актов, специфика контроля в сфере нотариальной деятельности определяется особенностью нотариальных актов/ В основном эти акты не имеют ограничений времени действия. Например, свидетельство о праве на наследство, нотариально удостоверенные договоры будут действовать до тех пор, пока наследник не пожелает каким-либо образом распорядиться своим имуществом, либо пока не будет заключена новая сделка [[39]]. Ограничены по времени действия, например, доверенности, так как срок их действия не может превышать трех лет с момента удостоверения. Допущенные в нотариально удостоверенных документах ошибки могут проявиться через десятки лет, и многие из них практически неустранимы, например, в тексте завещания, если завещатель уже умер и решается вопрос о подтверждении прав наследников.

Законодательством о нотариате предусмотрены различные формы контроля за деятельностью нотариусов. Однако в вопросе классификации этих форм нет единого мнения. Некоторые исследователи как, например, А.Я. Бугрей и Е.Б. Тарбагаева подразделяют контроль на административный и судебный[[40]]. По мнению В.В. Яркова разделение контроля только на административный и судебный вряд ли можно считать правильным, «поскольку контроль органов исполнительной власти существенно подразделяется по содержанию и формам осуществления», и классифицирует формы контроля следующим образом: профессиональный контроль; контроль налоговых органов и органов, взимающих обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды; судебный контроль; контроль (надзор), осуществляемый органами прокуратуры[[41]].

Статья 34 Основ законодательства о нотариате закладывает базу для контроля за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей. Причем часть 2 названной статьи разделяет контроль по субъектному составу. За исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, реализующий свои функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а за нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты[[42]]. Статья 39 Основ о нотариате не разграничивает порядок совершения нотариальных действий по субъектному составу. Гражданское законодательство также не предусматривает различий в порядке осуществления нотариального удостоверения государственным нотариусом и нотариусом, занимающимся частной практикой. Нельзя не согласиться с мнением Лесницкой Л.Ф. о том, что поскольку деятельность частных нотариусов осуществляется от имени государства, последнее не может быть безразлично к результатам такой деятельности. Для руководства и контроля за деятельностью частнопрактикующих нотариусов и созданы нотариальные палаты, то есть они существуют, прежде всего, для реализации тех же функций, которыми наделены органы юстиции в отношении государственных нотариусов в сфере контроля и организации их деятельности»[[43]]. Подтверждением данной позиции являются выводы Конституционного Суда РФ, который в своем постановлении от 19 мая 1998 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» отметил следующее: осуществление нотариусами нотариальных функций от имени государства предопределяет их публично-правовой статус и обуславливает необходимость организации государством эффективного контроля за деятельностью, включая нотариусов, занимающихся частной практикой и в качестве таковых принадлежащих к лицам свободной профессии[[44]].