Файл: Статус нотариуса (Полномочия нотариуса и проблемы привлечение к ответственности).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие статуса нотариуса в российском законодательстве
1.1. Определение правового статуса нотариуса
1.2. Правовые основы деятельности нотариусов в России
Глава 2. Полномочия нотариуса и проблемы привлечения к ответственности
2.1. Права и обязанности нотариуса
2.2. Проблемы ответственности нотариуса
Глава 3. Проблемные вопросы деятельности нотариусов и пути их разрешения
Такое разделение контрольных функций за деятельностью нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, и нотариусов, занимающихся частной практикой, необходимо рассмотреть как с точки зрения соответствия Конституции РФ, так и с точки зрения целесообразности и эффективности. В отношении государственных нотариусов никаких сомнений не возникает. Налицо, хоть и с некоторыми особенностями, взаимоотношения: работник – работодатель[[45]]. В ст. 12 Основ законодательства о нотариате закреплено, что увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе РФ о труде. Согласны с выводом о том, что на него полностью распространяется и возможность привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушение трудовой дисциплины[[46]].
Нотариальная палата, как и орган регистрационной службы, наделена полномочиями по осуществлению контроля в сфере нотариальной деятельности. Нельзя не согласиться с Алексеевым С.С., по мнению которого Конституция Российской Федерации, закрепив основы построения органов государственной власти, предопределила исключительную монополию на принуждение только со стороны государственных органов. Во всех других случаях взаимные действия носят сугубо частный характер и базируются на принципе частного права - свободе волеизъявления[[47]].
Основы законодательства РФ о нотариате не закрепляют мер дисциплинарной ответственности, применяемых нотариальной палатой к нотариусу, занимающемуся частной практикой. Тем не менее, 18 апреля 2001 года постановлением собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации № 10 «О Профессиональном кодексе нотариусов Российской Федерации» был принят Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации[[48]]. А совсем недавно Кодекс профессиональной этики нотариусов.
В качестве мер профессионального воздействия за дисциплинарные проступки Кодекс этики нотариусов предлагает вынести замечание, выговор или строгай выговор.
Французский опыт законодательного регулирования доказывает, что меры дисциплинарного воздействия в нотариальном сообществе могут быть сугубо специфическими, например: вынесение в адрес нотариуса порицания председателя палаты; выговор перед общим собранием палаты; запрет на повторное совершение соответствующих нотариальных действий; временный запрет на осуществление профессиональной деятельности; лишение права быть избранным в органы нотариальной палаты на определенный срок. Интересно, что французскому нотариусу, если он небрежен в ведении дел, назначается попечитель из числа нотариусов в отставке. Если длительное время нотариус вынужден находиться вдали от конторы, к нему применяется обязательная отставка[[49]].
Статья 55 Конституции Российской Федерации закрепляет: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом...». Основы законодательства РФ о нотариате, как уже отмечалось, не устанавливают мер дисциплинарной ответственности, применяемых нотариальной палатой к нотариусу, занимающемуся частной практикой, а лишь устанавливают, что нотариус несет дисциплинарную ответственность за нарушения, предусмотренные Кодексом профессиональной этики нотариусов. Эта отсылка вступила в силу только с 01.01.2015 года.
В отличии от Профессионального кодекса нотариусов, где раньше были прописаны меры ответственности нотариуса, Кодекс этики является нормативным актом, поэтому приоритет в правоприменении всегда будет отдаваться ему[[50]]. Хотя мы считаем, что нормы дисциплинарной ответственности нотариусов должны быть отражены в Основах законодательства о нотариате. Попытка была предпринята законодателем, разработанный проект Федерального закона № 398234-6 «О нотариате и нотариальной деятельности» содержал предложение о закреплении дисциплинарной ответственности частных нотариусов на уровне федерального законодательства[[51]].
Законопроект содержал меры дисциплинарного воздействия: 1) вынесение предписания, обязывающего нотариуса устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения данных нарушений; 2) вынесение нотариусу предупреждения; 3) отстранение нотариуса от должности в порядке, установленном в законопроекте; 4) иные меры, определяемые актами Федеральной нотариальной палаты. Но данный законопроект не нашел своего одобрения и не был принят.
В настоящее время глава 9 Кодекса профессиональной этики устанавливает меры дисциплинарной ответственности и перечисляет виды дисциплинарных проступков. Согласно ст. 9.4. мерами дисциплинарной ответственности нотариуса являются замечание, выговор, строгий выговор[[52]].
Нотариус может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка не позднее чем через девять месяцев со дня поступления в нотариальную палату документов, послуживших основанием для возбуждения дисциплинарного производства.
Таким образом, законодатель устанавливает срок давности привлечения к ответственности частного нотариуса.
Хотя, как отмечается в постановлении Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П, Конституция Российской Федерации не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной. Организационно внебюджетный нотариат не входит в структуру органов юстиции, но, по сути, всегда являлся частью этой системы[[53]]. И участие государства в сфере регулирования деятельности нотариата должно быть более существенным и, в первую очередь, это касается контроля за деятельностью нотариусов. Вполне оправданно мнение Е.Н. Клячина о том, что сейчас наблюдается парадоксальная ситуация, когда государство в лице органов юстиции назначает нотариуса на должность, но не имеет права поставить вопрос о лишении его полномочий за допущенные им нарушения. Только нотариальная палата может подать в суд соответствующий иск. Причем порой бывает так, что профессиональная неподготовленность нотариуса более чем очевидна, он некомпетентен, допускает грубые ошибки, однако территориальный орган Росрегистрации не вправе каким-либо образом поправить ситуацию, а нотариальная палата, исходя из внутрикорпоративных отношений, также не принимает по этому поводу никаких мер. В итоге нарушаются права и законные интересы граждан[[54]].
Как показывает практика применения Основ законодательства РФ о нотариате, контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, своих профессиональных обязанностей является одним из самых слабых мест действующего закона[[55]]. Между тем в некоторых бывших республиках Советского Союза имеется положительный опыт совместной работы органа юстиции и нотариальной палаты в сфере контроля за профессиональной деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой. Например, Законом Республики Казахстан «О нотариате» от 14 июля 1997 г. № 155-1 ЗРК закреплено, что контроль за законностью совершаемых нотариальных действий и соблюдением правил делопроизводства нотариусом, занимающимся частной практикой, осуществляется органом юстиции и нотариальной палатой [[56]].
Статья 33 Основ законодательства о нотариате предусматривает судебный контроль за совершением нотариальных действий и отмечает, что отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуется в судебном порядке. Обусловлено это правоохранительной природой функции нотариуса. В действиях нотариуса нет ни административного принуждения, ни государственно-властных управленческих полномочий, хотя он и является должностным лицом [[57]]. Правовое регулирование ответственности нотариуса зависит от принадлежности нотариуса к нотариату государственному или частному. Так из содержания ст. 17 Основ нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, несет ответственность в установленном законом порядке. Следовательно, речь идет о том, что в случае совершения противоправного действия он может быть, как любой государственный служащий, привлечен к дисциплинарной, гражданской или уголовной ответственности в зависимости от тяжести последствий его правонарушения[[58]].
В соответствии со ст. 13.14 Кодекса об административных правонарушениях в РФ предусмотрена административная ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом, в соответствии с которой разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом[[59]].
Однако в зависимости от характера понесенного ущерба нотариус, может быть привлечен не только к административной, но и уголовной ответственности.
Как установлено ст. 202 УК РФ Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за использование частным нотариусом своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц[[60]].
Гражданско-правовая ответственность нотариуса предусмотрена ст. 17 Основ о нотариате, в соответствии с которой по иску заинтересованных лиц, в случае умышленного разглашения сведений о совершенном нотариальном действии, нотариус может быть привлечен и к материальной ответственности.
Как установлено ст. 49 Основ законодательства о нотариате любой человек, который считает незаконным нотариальное действие, осуществленное нотариусом или в совершении такового, наделен правом подачи об этом жалобы в районный суд по месту нахождения государственной нотариальной конторы (нотариуса, занимающегося частной практикой).
Возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом или арбитражным судом в порядке искового производства.
Законодатель не предусматривает контроля за деятельностью нотариуса в порядке подчиненности в силу специфики правового статуса нотариуса.
В своей деятельности нотариус является полностью независим от кого-либо при выполнении своих прямых профессиональных обязанностей[[61]].
Следует отметить, то и органы прокуратуры, как специализированные правоохранительные органы правового надзора не имеют права проверять законность действий нотариуса. Вряд ли юридически оправдан такой своеобразный нотариальный иммунитет и, тем более вызывает недоумение с позиции социальной справедливости и равенства публично-правовых образований перед законом.
Глава 3. Проблемные вопросы деятельности нотариусов и пути их разрешения
Изучив полномочия нотариусов, обязанности и ограничения в их деятельности, мы считаем, что правовой статус нотариусов нуждается в доработке.
Если обратиться к международному законодательству, то увидим, что в некоторых странах нотариус осуществляет действия, которые в России отнесены к компетенции суда. В Испании, например, согласно законодательству нотариус также является юристом свободной профессии и одновременно официальным лицом, назначаемым министерством юстиции, испанский нотариус действует в сфере традиций латинского нотариата: испанские нотариальные акты обладают в полной мере силой доказательности и исполнимости[[62]].
Учитываю огромную загруженность судов, особенно мировых судей, считаем возможным расширить перечень полномочий нотариусов с целью разгрузить от работы аппарат суда. Прежде всего, мы считаем, что все категории дел, где отсутствует спор о праве, следует передать для рассмотрения нотариусам. В качестве примера можно привести следующие данные: в 2017 году мировым судьей судебного участка № 166 в Эвенкийском районе Красноярского края рассмотрено 452 гражданских дела, из них 113, то есть 1/3 дел о взыскании алиментов. При этом обжаловано было только 1 решение суда[[63]]. Право родителя, на иждивении которого находится ребенок, на получение средств для его содержания безоговорочно. Если это право подтверждено свидетельством о рождении ребенка или свидетельством об установлении отцовства, если ребенок рожден вне брака (а эти документы оформляются только с согласия обоих родителей), то мы считаем, что нотариусу следует предоставить право – выдавать свидетельство о праве на получение алиментов в долях от заработной платы и (или) иного дохода родителя, которое будет иметь силу исполнительного листа, если внести соответствующие изменения в ст. 12 и ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве».
В настоящее время нотариус вправе удостоверить лишь соглашение о уплате алиментов, и такие соглашения имеют полную силу исполнительных документов и предъявляются к исполнению. Например, в Ванаварском отделе судебных приставов Эвенкийского района УФССП России по Красноярскому краю за 2017 год было возбуждено 118 исполнительных производств о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей, из них всего 4 на основании нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов[[64]].
Взыскание алиментов твердой денежной сумме считаем необходимым оставить в компетенции судьи, так как размер суммы законом не определен, и судье приходится индивидуально рассматривать и изучать материальное положение сторон.
Кроме того, считаем необходимым упорядочить расположение нотариусов. Так, в районах Крайнего Севера, в Эвенкийском муниципальном районе расположены 18 населенных пунктов, из них три бывших районных центров, относительно крупных поселков, при этом в пгт. Тура деятельность осуществляют два нотариуса, а специалисты администраций местного самоуправления иных крупных поселков – с. Ванавара и с. Байкит занимаются удостоверением доверенностей, копий документов. Квалификация сотрудников невысока, и зачастую гражданам приходится неоднократно обращаться к данным специалистам для исправления допущенных ошибок или переоформлению документов. К таким специалистам не предъявляются требования о наличии обязательного высшего юридического образования.