Файл: Применение объектно-ориентированного подхода при проектировании информационной системы (Основные понятия объектно-ориентированного проектирования).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы объектно-ориентированного подхода
1.1 Основные понятия объектно-ориентированного проектирования
1.2 Пример объектно-ориентированного анализа
1.3 Процесс объектно-ориентированного проектирования
2. Объектно-ориентированный подход в программировании
2.1 Технологии программирования
2.2 Сущность объектно-ориентированного подхода к программированию
3. Внедрение объектно-ориентированного подхода в трудовую деятельность
3.1 Анализ работы менеджера по продажам
3.2 Определение недостатков существующей системы обработки информации
3.3 Обоснование необходимости разработки информационной системы
3.4 Выбор и обоснование варианта реализации задач автоматизации
3.5 Описание выходных документов
Введение
В век всеобщей компьютеризации ни для кого не секрет, что без компьютерной техники и специализированного программного обеспечения практически невозможно обойтись. Применение специализированных программ позволяет улучшить качество выполняемой работы, упростить человеческий труд, ускорить выполнение технологического процесса, облегчает хранение и передачу информации – перечислять все достоинства можно практически до бесконечности.
1. Теоретические основы объектно-ориентированного подхода
1.1 Основные понятия объектно-ориентированного проектирования
Деловые компьютерные программы, используемые в бизнесе и научных исследованиях, строятся на основе моделей реального мира. В таких моделях реальным процессам и системам ставится в соответствие совокупность величин, называемых переменными состояния. Изменение состояния исследуемого процесса или системы отображается изменением переменных состояния модели. В общем случае математическая модель описывается набором переменных состояния и отношениями (связями) между этими переменными. Переменные состояния могут быть как числовыми, так и не числовыми, в том числе словами и предложениями естественного языка. Проектирование и разработка программ, реализующих модели сложных процессов и явлений, достаточно сложны и трудоемки. Одним из подходов, обеспечивающих структурирование математической модели и упрощение ее программирования, является объектный подход, в котором реальный процесс или система представляются совокупностью объектов, взаимодействующих друг с другом. Понятию “объект” сопоставляют ряд дополняющих друг друга определений. Ниже приводим некоторые из них:
- Объект - это осязаемая реальность, характеризующаяся четко определяемым поведением;
- Объект - особый опознаваемый предмет, блок или сущность (реальная или абстрактная), имеющая важное функциональное назначение в данной предметной области.
Объект может быть охарактеризован структурой, состоянием объекта, его поведением и индивидуальностью.
Состояние объекта определяется перечнем всех возможных (обычно статических) свойств и текущими значениями (обычно динамическими) каждого из этих свойств. Свойства объекта характеризуются значениями его параметров. Поведение объекта описывает, как воздействует на другие объекты или подвергается воздействию со стороны других объектов с точки зрения изменения его собственного состояния и состояния других объектов. Также говорят, что поведение объекта определяется его действиями.
Определенное воздействие одного объекта на другой с целью вызвать соответствующую реакцию именуют операцией. В объектно-ориентированных языках программирования операции называют методами. Выделяются пять типов операций:
- конструктор, создание и инициализация объекта;
- деструктор, разрушающий объект;
- модификатор, изменяющий состояние объекта;
- селектор для доступа к переменным объекта без их изменения;
- итератор для доступа к содержанию объекта по частям в определенной последовательности.
Известна и другая классификация методов объекта, когда выделяют функции управления, реализации, доступа, а также вспомогательные функции.
Под индивидуальностью объекта понимают свойство объекта, позволяющее отличать этот объект от всех остальных.
Объекты могут находиться в определенных иерархическими отношениях друг к другу. Основные иерархические отношения - это отношения использования и включения.
Так, отношение использования реализуется посылкой сообщений от объекта A к объекту B. При этом объект A может выступать в роли:
- активного или воздействующего объекта, когда он воздействует на другие объекты, но сам воздействию не подвергается;
- пассивного или исполняющего, когда объект подвергается воздействию, но сам на другие объекты не воздействует;
- посредника, если объект и воздействует и сам подвергается воздействию.
Отношение включения имеет место тогда, когда составной объект содержит другие объекты.
Структура и поведение схожих объектов определяют их класс, между которыми также могут быть установлены следующие отношения:
- отношение разновидности (кошка - вид определенного биологического семейства или кошка - домашнее животное);
- включения или составной части (лапа - часть кошки);
- ассоциативности, когда между классами есть сугубо смысловая связь (кошки и собаки - домашние животные).
Объект, обладающий перечисленными характеристиками, в общем случае служит моделью реальной сущности, поскольку при его описании пренебрегают второстепенными или несущественными в конкретной ситуации свойствами.
Выделение надлежащим образом совокупности объектов и отношений между ними позволяет построить объектную модель определенной предметной области, а на основе такой модели разработать программные средства для исследования этой предметной области и принятия решений.
Приведенная выше характеристика объектного подхода соответствует его применению для построения и программирования имитационных моделей реальных процессов и систем.
С точки зрения собственно программирования объектный подход можно рассматривать как развитие понятия типов данных. Тип данного определяет множество значений, которые может принимать данное, и набор операций, которые могут быть выполнены над данными этого конкретного типа. В языках программирования предусматриваются некоторые предопределенные (базовые) типы данных, обычно это целые и вещественные числовые типы, символьные и строковые типы, а в ряде случаев и преобразования данных одного типа в другой. В языках программирования со строгой типизацией каждое данное принадлежит только одному типу и разрешаются только явные преобразования данных одного типа в другой. Строгая типизация повышает надежность разрабатываемых программ, позволяя выявить многие ошибки еще на этапе отладки программы. В языках программирования предусматривается и возможность построения новых типов данных, определяемых программистом, но для таких типов, как правило, отсутствует перечень допустимых операций.
Объектно-ориентированные языки программирования позволяют распространить требования строгой типизации на типы данных, определяемых программистом.
Объектно-ориентированный подход к проектированию программных изделий предполагает:
- проведение объектно-ориентированного анализа предметной области;
- объектно-ориентированное проектирование;
- разработку программного изделия с использованием объектно-ориентированного языка программирования.
Объектно-ориентированный анализ
Объектно-ориентированный анализ (ООА) - это метод отождествления важных сущностей реального мира для понимания и объяснения того, как они взаимодействуют между собой. Говорят также, что ООА - это моделирование проблемы с целью формирования словаря предметной области, определения объектов и классов.
Известны несколько подходов к проведению ООА. Так, в работе С. Шлеер и С. Меллора "Объектно-ориентированный анализ: моделирование мира в состояниях" выделены три этапа ООА:
- построение информационной модели, абстрагирование реальных сущностей в терминах объектов и атрибутов.