Файл: Создание и функционирование маркетинговой службы в организации (Роль и значение маркетинговой службы в современных организациях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические подходы к созданию и функционированию маркетинговой службы в организации

1.1 Роль и значение маркетинговой службы в современных организациях

1.2 Условия создания маркетингового подразделения в компании

1.3 Принципы и процедуры организации службы маркетинга

2. Анализ эффективности маркетинговой деятельности в компании ООО «Инженерные сети»

2.1 Краткая характеристика компании

2.2 Анализ организационной структуры

2.3 Оценка эффективности системы управления маркетинговой деятельностью

3. Совершенствование маркетинговой деятельности путем создания службы маркетинга к компании ООО «Инженерные сети»

3.1 Разработка плана создания отдела маркетинга

3.2 Анализ экономической эффективности проекта

3.3 Оценка социальной значимости проекта

Заключение

Список использованных источников

2. Анализ эффективности маркетинговой деятельности в компании ООО «Инженерные сети»

2.1 Краткая характеристика компании

Компания ООО «Инженерные сети» позиционирует на строительном рынке с 2003 года и выполняет полный комплекс работ, по строительству инженерных коммуникаций начиная с подготовки технического задания, получения технических условий, разработки проектной документации, строительства, пуско-наладки и заканчивая сдачей и вводом построенного объекта в эксплуатацию. Основными видами инженерных сетей и систем, с которыми работает компания, являются: отопление и теплоснабжение; водоснабжение и водоотведение; вентиляция (в том числе противодымная вентиляция, газоудаление) и кондиционирование; электроснабжение и электроосвещение; автоматизация; охранная и пожарная сигнализация; контроль доступа; видеонаблюдение; структурированные кабельные сети.

Для выполнения работ по строительству инженерных сетей и систем компания располагает мощной материально-технической базой, современной строительной техникой, оборудованием и инструментом. Строительная компания «Инженерные сети» специализируется на строительстве, реконструкции, ремонте и проектировании инженерных сетей и систем для обеспечения объектов промышленного, общегражданского и специального назначения, необходимых для промышленного производства и безопасной жизнедеятельности. Среди деловых партнеров и клиентов у компании ООО «Инженерные сети» имеются как отечественные, так и иностранные компании, перечень которых представлен в приложении 1 настоящей работы.

ООО «Инженерные сети» функционирует на основании положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью», других законодательных актов России. Кроме того, деятельность компании осуществляется на основании членства в саморегулируемых организациях, таких как «Межрегиональная организация содружество профессиональных строителей» с 10 февраля 2010 г. и «Объединение инженеров проектировщиков» с 03 июня 2010 г. Система менеджмента качества ООО «Инженерные сети» соответствует требованиям международного стандарта ГОСТ ISO 9001-2011.


Принципы, на которых строиться деятельность ООО «Инженерные сети», систематизированы ниже в таблице 1:

Таблица 1

Основные принципы деятельности компании ООО «Инженерные сети»

№ п/п

Принцип деятельности

Содержание принципа деятельности

1

2

3

1.

Комплексный подход

создание систем, согласованных и оптимизированных для совместного функционирования.

2.

Клиентоориентированность

ориентация на решение конкретных задач потребителя с применением как типовых так и индивидуальных решений.

3.

Перспектива расширяемости систем

пригодность систем к планомерному развитию в процессе эксплуатации.

4.

Необходимость интеграции

интеграция систем не самоцель, а средство решения задач.

5.

Разумная достаточность

применение только тех средств, которые необходимы для решения поставленной задачи и соответствуют им наилучшим образом.

Ниже, в таблице 2 и на рисунках 1 и 2 представлена динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности компании, которая демонстрирует успешное развитие ООО «Инженерные сети».

Все значения показателей имеют тенденцию роста на протяжении всего рассматриваемого периода, в частности:

  • выручка выросла на 18%, до 61 122 млн. руб.,
  • EBITDA выросла на 32%, до 13 392 млн. руб.,
  • рентабельность по EBITDA увеличилась с 20 до 22%,
  • совокупный доход вырос на 102%, до 4 914 млн. руб.,
  • соотношение Чистый долг/EBITDA сократилось с 3,33 до 2,65.

Таблица 2

Ключевые финансовые показатели деятельности компании ООО «Инженерные сети» за период 2016-2018 гг.

№ п/п

Показатель

2016 г.

2017 г.

2018 г.

1

2

3

4

5

1.

Выручка, млн. руб.

49950

51910

61122

2.

EBITDA[9], млн. руб.

8687

10135

13392

3.

EBITDA, %

17

20

22

4.

EBIT, млн. руб.

6307

7703

10668

5.

EBIT, %

13

15

17

6.

Прибыль до налогообложения, млн. руб.

2496

3734

6420

7.

Прибыль за период, млн. руб.

1742

2432

4914

8.

Совокупная прибыль, млн. руб.

1693

2439

4914

9.

Собственный капитал, млн. руб.

53144

53947

56701

10.

Общий долг, млн. руб.

31703

38922

39475

11.

Чистый долг / EBITDA

3,5

3,3

2,65


Рисунок 1 – Динамика выручки ООО «Инженерные сети» за период 2016-2018 гг.

Рисунок 2 – Динамика показателя EBITDA ООО «Инженерные сети» за период 2016-2018 гг.

Итак, из представленного краткого обзора деятельности ООО «Инженерные сети» становится очевидным, что данное предприятие достигла определенных успехов в своей деятельности и в настоящее время это профессионально работающая компания, обладающая значительным потенциалом для дальнейшего развития. Несмотря на это, компании нельзя останавливаться на достигнутых успехах. Необходимо выявлять, оценивать резервы роста деятельности компании и задействовать их в полном объеме.

2.2 Анализ организационной структуры

Компания ООО «Инженерные сети» является проектно-ориентированной организацией, то есть, осуществляющая свою деятельность преимущественно в проектной форме. Штат компании колеблется от 50 до 200 сотрудников в зависимости от загрузки объектов. Основные структурные подразделения компании ООО «Инженерные сети» представлены на схеме в приложении 2 настоящей работы, функции основные подразделений компании — в приложении 3. Из представленных функций основных подразделений компании ООО «Инженерные сети» ясно, что осуществление маркетинговой деятельности возложено на отдел развития компании. Кроме того, как видно из перечня функций, перед отделом развития стоит и другая важная группа задач – задачи по стратегическому развитию компании. Вместе с тем, как показывает практика, планирование и реализация стратегии требует значительных усилий и затрат времени. Не менее важной, а можно сказать идентичной по важности функцией со стратегическим управлением, является управление маркетинговой деятельностью компании. Маркетинг является ведущей функцией, определяющей техническую, производственную политику предприятия, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельностью. Поэтому, необходимо разграничить эти две функции в компании ООО «Инженерные сети». Последнюю из выше названных возложить на другое структурное подразделение – службу маркетинга. Создание указанного подразделения, наряду с производственной, финансовой, торгово-сбытовой, технологической, кадровой и другими видами деятельности, - позволит в компании ООО «Инженерные сети» создать единый интегрированный процесс, направленный на удовлетворение запросов рынка и получения на этой основе прибыли. В свою очередь, отдел развития (переименовать на отдел стратегического развития) на основе информации отдела маркетинга и сбыта определял бы недостатки в предоставляемых услугах компании и предлагал бы варианты их устранения или вносил предложения по новым проектам.


О том, насколько эффективно ведется маркетинговая деятельность в компании ООО «Инженерные сети» с действующей структурой управления будет изложено в следующем разделе настоящей работы.

2.3 Оценка эффективности системы управления маркетинговой деятельностью

Анализ эффективности системы управления маркетинговой деятельностью проводился с помощью системы показателей (приложение 4). За основу методики исследования были взяты показатели, разработанные автором учебного пособия «Исследование систем управления» В.А. Созиновым[10].

Источником информации для исследования послужили регламенты бизнес-процессов, положения о подразделениях компании, положение об организационной структуре, штатное расписание, должностные инструкции сотрудников аппарата управления маркетинговой деятельностью, статистика производственных и технико-экономических показателей работы как отдельных штатных единиц, так и компании ООО «Инженерные сети» в целом. Рассчитанные значения показателей применительно к системе управления маркетинговой деятельностью в компании ООО «Инженерные сети», согласно указанной выше методике, систематизированы ниже в таблице 3.

Таблица 3

Показатели эффективности системы управления маркетинговой деятельностью в компании ООО «Инженерные сети»

№ п/п

Название показателя

Расчет показателей

Эталонное значение

Отклонение от эталонного значения

1

2

3

4

5

1.

Коэффициент полноты охвата функций управления маркетинговой деятельностью

1

0,50

2.

Коэффициент дублирования функций

= 0,43

0

0,43

3.

Коэффициент качества выполнения управленческих функций в сфере управления маркетингом

=

=0,40

1

0,60

4.

Коэффициент концентрации специфических управленческих функций по вертикали

= 0,17

0,2

0,97

5.

Коэффициент концентрации специфических управленческих функций по горизонтали

= 1,17

0,2

0,97


Итак, полученные показатели свидетельствуют о том, что система управления маркетинговой деятельностью в компании ООО «Инженерные сети» является неоптимальной и сигнализирует о наличии проблем, поскольку все значения находятся вне диапазоне допустимых (эталонных) значений. Наибольшее отклонения значение от эталонного наблюдается по коэффициенту полноты охвата функций управления. Заслуживают также внимания получившиеся значения коэффициентов концентрации специфических управленческих функций, как по вертикали, так и по горизонтали. Согласно методическим рекомендациям по интерпретации значений этих коэффициентов можно утверждать, что в компании ООО «Инженерные сети» имеется проблема с эффективностью реализации функций, связанных с усложнением коммуникации при перемещении ее с уровня на уровень, а также перегрузке руководителя, уполномоченного управлять маркетинговой деятельностью, и как следствие - проблемы с эффективностью выполнения своих функций.

Тем самым можно сделать вывод о необходимости организации службы маркетинга в компании ООО «Инженерные сети».

3. Совершенствование маркетинговой деятельности путем создания службы маркетинга к компании ООО «Инженерные сети»

3.1 Разработка плана создания отдела маркетинга

Для создания службы маркетинга в компании ООО «Инженерные сети» необходима разработка комплексной программы действий. Она призвана синтезировать результаты аналитической работы и на их основе четко определить задачи, пути, способы, условия достижения поставленных целей, предстоящие мероприятия, ресурсы и их источники.

Таким образом, для создания отдела маркетинга был разработан следующий план действий, который нашел отражение на составленной диаграмме Ганга (рисунок 3).