Файл: Мотивации персонала и проектирование систем стимулирования труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является трудовые ресурсы, от ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий.

Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления.

Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.

Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей.

Эволюция применения различных моделей мотивации показала как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям.

Актуальность работы обусловлена тем, что мотивация труда играет большую роль в организации деятельности предприятия, так как она направлена на мотивацию работника к эффективному и качественному труду, который не только покрывает издержки работодателя на организацию процесса производства, оплату труда, но и позволяет получить определенную прибыль, которая используется на выплату налогов в бюджет, на расширение производства и т.д.

Объект исследования – ООО «Профиль».

Предмет исследования – мотивация персонала.

Цель работы – исследование мотивации в ООО «Профиль» и проектирование систем стимулирования труда.

Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:

1. Рассмотреть теоретические аспекты мотивации в организации;

2. Провести анализ системы мотивации в ООО «Профиль»;

3. Спроектировать систему стимулирования труда в ООО «Профиль».

В процессе исследования были изучены научные труды как отечественных, так и зарубежных авторов, таких как: Балашов А.П., Бутеня В.Е., Виханский О.С., Зарецкий А.Д., Кнышова Е.Н., Маслова Е.Л., Михалева Е.П., Самойлова А.Г. и др., а также документы предприятия.

1 Теоретические аспекты мотивации персонала


1.1 Сущность и значение механизма мотивации персонала

Мотив рассматривается как внутренняя движущая сила, которая побуждает сотрудника предприятия к конкретному поведению, а мотивация труда представляет собой процесс активизации мотивов поведения работника с помощью разным стимулов, которые побуждают к определенным действиям по достижению поставленных задач [9, c. 132].

Под мотивацией понимается внутренняя энергия, которая включает активность работника в процессе выполнения трудовых функций. Система мотивации представляет собой совокупность определенных мероприятий, которые направлены на удовлетворение потребностей людей, работающих на предприятии.

Мотивация – это внутренняя энергия, включающая активность человека в жизни и на работе [9, c. 134].

Мотивированный сотрудник – тот, у которого «горят глаза», который идет на работу «как на праздник», внутренне нуждается в рабочем процессе, привязан к нему и получает от него настоящее удовольствие. А, как известно, человек может делать хорошо только ту работу, которая доставляет ему радость и удовлетворение.

Система мотивации персонала в компании – комплекс мероприятий, стимулирующих персонал не только к работе, за которую платят деньги, но прежде всего к особой старательности и активному желанию работать именно в этой организации, к получению высоких и высочайших результатов в своей деятельности, к лояльности по отношению к руководству [4, c. 276].

Система мотивации труда работников представляет собой систему мер, которые стимулируют сотрудников не только к выполнению трудовых функций, за которые платят деньги, но, в первую очередь, к старательности и активному стремлению работать именно на данном предприятии, к получению значительных результатов в своей деятельности, к лояльному отношению к руководству [2, c. 187].

Взаимосвязь факторов динамичного развития предприятия представлена на рисунке 1.1.

Динамичное развитие предприятия

Экономический потенциал

трудовой деятельности

Основной капитал

Оборотный капитал

Трудовые

ресурсы

Организаци-онная структура управления

Иннова-ционные

технологии

Социальная защита

работников


Условия и охрана

труда

Материаль-ное стимулирование

Социально-психологи-ческий климат

Свободное время

Социальное развитие предприятия

Рисунок 1.1 – Взаимосвязь факторов динамичного развития предприятия

Источник: [6, c. 43]

Выделяют значительное множество методов мотивации труда работников в зависимости от проработанности системы мотивации на предприятии, общей управленческой системы и характерных черт работы предприятия [6, c. 45].

Можно выделить такие методы мотивации труда работников, как:

– материальное поощрение;

– организационные методы;

– морально-психологические [13, c. 121].

Материальное стимулирование труда представляет сочетание экономических форм и методов побуждения работников, направленных на усиление заинтересованности и экономической ответственности за результаты деятельности, способствующих динамичному развитию хозяйствующих субъектов, основанных на основном и дополнительном материальном вознаграждении, получении льгот.

При этом материальное стимулирование труда следует рассматривать не просто как совокупность элементов, а как систему, элементы которой оказывают влияние на инновационное поведение работников, меняют отношение к труду, активизируют трудовой потенциал [13, c. 123].

Материальное стимулирование труда может обеспечить прямые выгоды в виде выплаченной суммы денежных средств или косвенные, облегчающие получение прямых выплат.

Материальное стимулирование труда определяет материальное вознаграждение трудового вклада и является фактором и основой динамичного развития предприятия.

1.2 Основные формы мотивации персонала организации

В целях мотивации персонала, а также для обеспечения требуемой степени трудовой активности руководству предприятия нужно, в первую очередь, определить набор благ, который необходимо положить в основу системы мотивации сотрудников. Данный набор должен отражать все конкретные потребности персонала [3, c. 51].

Система мотивации труда состоит также и из стимулирования, т.е. формирование условий, при которых сотрудник предприятия может удовлетворить свои потребности, достигнув утвержденных показателей.

Стимулирование труда представляет собой, в первую очередь, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, который влияет на поведение работника в трудовой сфере, материальная оболочка мотивации сотрудников. В то же время оно включает и нематериальную нагрузку, которая дает возможность сотруднику проявить себя как личность и как работник одновременно.


Наиболее распространенным материальным стимулом является заработная плата, которая представляет собой эффективный, но, одновременно, и самый дорогой способ мотивации труда работников [5, c. 98].

Главным недостатком данного способа мотивации, кроме его высокой стоимости, является эффект привыкания.

Было проведено множество экспериментов, которыми определено, что увеличение заработной платы, в большинстве случае, приводит к повышению эффективности труда, однако по истечении определенного времени эффект прибавки исчезает и эффективность труда снижается еще ниже той, в которой была осуществлена прибавка [5, c. 101].

За исключением этого, в отличие от морального стимулирования, есть минимальный размер прибавки к заработной плате, ниже которого прибавка будет оказывать демотивирующее влияние.

В организациях используются и нематериальные способы стимулирования – моральное поощрение. Они получили достаточное распространение по двум причинам.

Во-первых, они, при этом, относительно дешевы и, во-вторых, они достаточно эффективны [7, c. 172].

К формам морального поощрения отдельных работников относятся:

– награждение работника специальным дипломом или наградным листом (похвальная грамота) за высококачественный бездефектный труд;

– вручение наградных значков («знаков почета», которые работник носит на одежде), нередко вместе с небольшим подарком;

– вывешивание фотографий на доске почета с указанием конкретных достижений;

– посылка благодарственного письма в семью отличившегося работника.

Организационные способы мотивации (мотивирования) включают в себя:

– участие в делах организации (как правило, социальных);

– перспектива приобрести новые знания и навыки;

– обогащение содержания труда (предоставление более интересной работы с перспективами должностного и профессионального роста) [10, c. 81].

Морально-психологические методы мотивирования включают в себя:

– создание условий, способствующих формированию профессиональной гордости, личной ответственности за работу (наличие известной доли риска, возможность добиться успеха);

– присутствие вызова, обеспечение возможностей выразить себя в труде;

– признание (личное и публичное, а так же ценные подарки, почетные грамоты, Доска почета и т.п.). За особые заслуги – награждение орденами и медалями, нагрудными знаками, присвоение почетных званий и др.;

– высокие цели, воодушевляющие людей на эффективный труд (любое задание должно содержать в себе элемент вызова);


– атмосфера взаимного уважения, доверия [10, c. 85].

Своеобразным комплексным методом мотивации является продвижение в должности. Однако этот метод внутренне ограничен, так как, во-первых, в организации число должностей высокого ранга ограничено; во-вторых, продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации.

Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все группы методов [8, c. 215].

В заключение главы можно сделать вывод, что мотив следует рассматривать как внутреннюю движущую силу, побуждающую работника к определенному поведению, а стимул как внешнюю побудительную причину, как элемент интереса с конкретной формой его реализации. Стимулирование персонала – это внешние рычаги активизации персонала. Методы мотивирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы мотивирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. Существуют следующие методы мотивирования эффективного трудового поведения: материальное поощрение; организационные методы; морально-психологические.

2 Оценка системы мотивации персонала в ООО «Профиль»

2.1 Общая характеристика предприятия

  1. ООО «Профиль» было создано в 2001 году. Учредительными документами предприятия являются Устав и учредительный договор. Согласно Уставу основным видом деятельности предприятия является производство окон ПВХ любой сложности «под ключ» [14].
  2. Благодаря большому опыту работы в данной сфере компания изготавливает высококачественную продукцию по выгодным ценам. Для изготовления оконных систем используется качественный немецкий профиль и надежная фурнитура.
  3. ООО «Профиль» возглавляет директор. Общая управленческая структура представлена на рисунке 2.1. Она является линейно-функциональной.

Директор

Главный бухгалтер

Производственный отдел

Зав. складом

Начальник производства