Файл: Жизненный цикл организации и управление организации.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы жизненного цикла организации
1.1. Понятие и факторы жизненного цикла организации
1.2. Этапы жизненного цикла организации
1.3. Стадии жизненного цикла организации
1.4. Модели жизненного цикла организации
Глава 2. Управление жизненным циклом организации
2.1. Маркетинг в различных стадиях жизненного цикла системы
Таким образом, и управление организацией, и управление персоналом должны решить, что для организации сейчас целесообразно: максимально сосредоточиться на «эксплуатации» достигнутого или начать изменения, готовить новый продукт новый рынок, саму организацию к будущему, и этим предотвратить неотвратимо приближается стадию кризиса. Однако менеджер по персоналу должен учитывать, что человеку свойственно стремление к стабильности, естественности процесса. Поэтому даже после принятия стратегического управленческого решения -приготовится к новому этапу, создавать новый продукт, изменять деятельность и организационную структуру -персонал необходимо включить в реорганизационных, инновационную деятельность. Начать процесс изменения можно только, преодолевая сопротивление изменениям.
Зависимость целей предприятия от стадии его жизненного цикла.
В современных условиях конкурентной рыночной среды на любых этапах жизнедеятельности украинских предприятий часто возникает проблема выбора, разработки и формирования обоснованной стратеги развития. Использование концепции жизненного цикла предприятия в сфере стратегического планирования является сегодня актуальным и обоснованным как в теоретическом плане, так и с точки зрения практического воплощения.
В управлении предприятием отправной точкой стратегических действий является цель. Главная цель (миссия) предприятия может быть определена при условии четкого представления о продукции или услугу, которая может найти сбыт на конкретном сегменте рынка, о существовании общественной фирмы, наряду с идеей самопризнания и формирования неповторимого имиджа является основой философии существования предприятия в современных условиях.
После формулировки меси устанавливаются стратегические цели предприятия, которые являются способом выполнения главной цели и помогают сформировать стратегии. Цели предприятия могут быть разными, некоторые из которых приведены в таблице 1. Конечно, это прежде всего достижение экономических целей, то есть получение прибыли, которые обеспечивают долгосрочную прибыльность, жизнеспособность и развитие предприятия, дает возможность реализации предприятием и других указанных целей. Бывают случаи создания социально-ориентированных предприятий, главной целью которых является, например, новые рабочие места, охрана окружающей среды и тому подобное. Предприятия, которые долгое время существуют на рынке и хорошо укрепили свои позиции кроме экономических целей ставят перед собой также целые социальные, корпоративные. Следует заметить также, что ко всем предприятиям в процессе реализации своих целей можно применить модель жизненного цикла. Для предприятий, например, со специфическими целями (смотреть таблицу 1.) модель жизненного цикла не является характерная, ведь не все украинские предприятия создаются, ориентируясь на «беспредельное» существования.
Таблица 1. Цели предприятия
Название группы |
Цели предприятия |
Рыночные |
Завоевание доли рынка. Увеличение объемов продаж. Создание конкурентного преимущества. Завоевание новых рынков. |
Экономические |
Рост прибыли. Рост рентабельности оборота. Рост рентабельности собственного капитала. Рост рентабельности общего капитала. |
Финансовые |
Обеспечение ликвидности. Усиление торгового и кредитного рейтинга. Обеспечение самофинансирования. |
Специфические |
Создание предприятия с целью получения льгот как юридического лица. Преднамеренное банкротство с целью реализации специфического плана приватизации (коммерциализации) предприятия. Создание предприятия и преднамеренное банкротство как результат сознательного перераспределения потоков расходов и доходов между предприятиями. |
Социальные |
Создание новых рабочих мест. Увеличение доходов и выполнения социальных обязательств работникам предприятия. Содействие личному развитию работников предприятия. Охрана окружающей среды. |
Корпоративные |
Рост имиджа и престижа. Создание политического влияния. Влияние на общественность. Сохранение корпоративных традиций. |
Цели предприятия зависят от стадии его жизненного цикла, поэтому стратегии и, в частности, маркетинговые стратеги избираются в зависимости от местонахождения предприятия на кривой ЖЦП. Есть и противоположная зависимость: с помощью формулировки и выполнения соответствующих стратегий осуществляется управление жизненным циклом предприятий. В табл.2. представлены возможные цели и стратегии в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия.
Таблица 2. Зависимость целей и стратегий предприятия от стадии его жизненного цикла
Стадии цикла |
Цели и стратегии предприятия |
Создание |
Выживание, формирование предпосылок дальнейшего развития предприятия, избрание перспективных направлений деятельности, обеспечения безубыточности деятельности и минимальной прибыли |
Рост |
Ускоренный рост объемов продаж и прибыли, самофинансирования, диверсификация деятельности, формирование имиджа |
“Стойкая” зрелость |
Сбалансированный рост, диверсификация деятельности, формирование портфеля капиталовложений |
“Пассивная” зрелость |
Сохранение позиций обеспечения средней нормы дохода; развитие направлений деятельности, преследуют внеэкономические цели |
Упадок |
Ликвидация или поиск дополнительных импульсов в деятельности предприятия путем реорганизации или переориентации |
Цели устанавливают направление движения компании в рыночной среде, а стратегия определяет метод реализации целей. В экономической литературе сформирован взгляд на классификации стратегий предприятия на трех стратегических уровнях – общефирменной, уровне стратегических хозяйственных подразделений (стратегических зон хозяйствования (СЗХ)) и функциональном.
2.2. «Выращивание здоровых организаций»
Основной вызов для организации на любом этапе развития – это преодолеть те проблемы, которые возникают сначала во время внутреннего роста команды, а затем и во внешних изменениях – изменениях рынка, конкурентов, технологий, бизнеса и политической среды.
Эта неизбежная реальность ведет к следующим пяти важных сущностей проблемы в организации:
1. Проблемы – нормальные и желательны. Они естественным результатом изменений. Есть только одно место на кривой жизненного цикла, где менеджера ничего не беспокоит, – это Смерть. Если Вы думаете, что хорошие менеджеры – это те, чьи организации не имеют проблем, – подумайте еще раз. Ваше вознаграждение за успешное решение сегодняшних проблем будет нашествие новых проблем завтра – при том больших и комплексными. Если Ваша компания стоит перед большим количеством изменений на Вашем рынке, в технологиях или в области, увеличивается и вызов, который Вы должны принять, чем больше изменений, тем быстрее появляются и растут проблемы.
2. Ваша роль как лидера – не заискивать проблемам или замедлять темп изменений. Вместо этого, сосредоточьтесь на улучшении способности организации признавать и решать проблемы. Ваше умение работать командой и быстро браться за любые ситуации, или же решать, что можно проигнорировать, и является вашей критической конкурентным преимуществом.
3. Проблемы, перед которыми Вы сталкиваетесь, могут быть нормальными и аномальными. Нормальные проблемы – это те, решение которых переведет организацию на следующий этап жизненного цикла. Аномальные не дают такой надежды. С тех пор, как у вас не становится достаточно времени, чтобы обратить внимание на все проблемы, сосредоточьтесь на аномальных. Многие нормальных проблем могут решиться сами собой в ходе естественного роста и развития.
4. Вы можете ускорять движение своей организации, если знаете путь. Большинство проблемных вопросов являются общими для всех организаций. Поэтому нет необходимости вновь изобретать колесо. Вы можете сохранить кучу времени и усилий, если хотя бы в общих чертах понимать суть стадий жизненного цикла и знать, как перейти с одной ступени на следующий.
5. Расцвет – это источник молодости для организации. Единственная ключевое отличие между жизненным циклом живых существ и организаций: живые существа обречены на смерть, а организации – не обязательно. «Возраст» компании в терминологии ее жизненного цикла не соответствует ее хронологическом возраста, количества работников и размера активов. Наоборот, возраст определяется соотношением между гибкостью и контролем. Для организаций, находящихся в своем расцвете, источник молодости почти неограниченно. На этой стадии организация достигла баланса между контролем и гибкостью. Она знает, что происходит, куда идти и каким путем. Она также объединяет высокий рост и высокую доходность. Как только организация достигает Расцвета, лидеры должны работать на сохранение этой позиции.
фундаментальные изменения в лидерах и менеджерах нужны вместе с осознанием необходимости шаткого баланса между дозами контроля и гибкости на каждой стадии. Лидеры, которые плохо понимают, что надо, могут препятствовать развитию компании и угрожают преждевременным ее старением
Заключение
Вывод, который можно сделать по проделанной работе: предприятие – это реально существующее, но проходящее и «смертное» образование, работает не просто во времени, но и в определенных временных рамках. Эти рамки могут «сжиматься» и «растягиваться» в зависимости от конкретного временного периода (интервала), в котором находится определенная фирма (это могут быть не только дни, но и месяцы, даже может доходить до десятков и даже сотен лет).
Каждая фирма преодолевает несколько этапов развития. Задача менеджеров состоит в том, чтобы знать эти стадии. В противном случае, без опоры на правильный диагноз, если придет время вводить изменения, может быть принято неправильное решение.
Таким образом, в жизненном цикле организации четко выделяются пять этапов:
- Предпринимательский этап – период становления организации, осознание своих целей, творческого подъема (цели двусмысленные, высокий творческий подъем).
- Этап коллегиальности – период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирования стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства).
- Этап формализации деятельности – период стабилизации роста (развития) (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность).
- Этап реструктуризации – период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсификации рынков).
- Этап спада – период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли, организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация).
Кривая жизненного цикла характеризует основную тенденцию изменений (исторического развития) организации. Эту закономерность необходимо учитывать при разработке стратегических и тактических планов развития организации, совершенствование ее структуры и системы управления.
Среди основных факторов, которые влияют на срок жизни предприятия, можно выделить следующие: размер фирмы, отрасль, тип товара; степень интегрированности, комбинирование, диверсификации; технический и технологический уровень развития; общее состояние рыночной конъюнктуры, уровень менеджмента и тому подобное.
Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько стиль руководства соответствует этому этапу. Поэтому на различных стадиях жизненного цикла организации управления имеет свои особенности.
Относительно целей предприятия, то конечно одной из главных целей является достижение прибыли, которая обеспечивает долгосрочную прибыльность, жизнеспособность и развитие предприятия, дает возможность реализации предприятием и других указанных целей.Цели предприятия зависят от стадии его жизненного цикла.
Таким образом, применение системы контроля и планирования деятельности организации на базе системы жизненного цикла организации позволяет менеджерам организации получить полное и объективное представление о том, какие действия необходимы для усиления позиций организации на рынке, которые пронести внутри организации имеют негативный характер, а какие – положительный, что грозит организации в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Список использованных источников
1. Абдулина В.Э. Жизненный цикл организации и его практическое применение на основе анализа коммерческой организации / В.Э. Абдулина // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – № 3. – 228с.
2. Барановский А.Г. Жизненный цикл организации (предприятия). Часть 1. Эволюция понятия / А.Г. Барановский, А.П. Тренихин // Экономика и социум. – 2014. – № 2(11). – 325с.
3. Маранова Н.А. Управление человеческим капиталом на основе модели жизненных циклов в интересах инновационного развития / Н.А. Маранова. – Нижний Новгород: НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2014. – 158с.
4. Чемезов И.С. Система управления развитием предприятия в российских условиях / И.С. Чемезов. – Пенза: ПГУАиС, 2013. – 207с.