Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Краткая характеристика организации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения внешней и внутренней среды деятельности организации
1.1 Внешняя среда деятельности организации
1.2 Внутренняя среда деятельности организации
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды деятельности ЗАО «Центр рекламных технологий»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Оценка микросреды деятельности ЗАО «Центр рекламных технологий»
2.3 Анализ макросреды деятельности организации
Глава 3. Совершенствование деятельности ЗАО «Центр рекламных технологий»
ВВЕДЕНИЕ
Каждая организация осуществляет сложный процесс, в который вовлечены все звенья и подразделения субъекта современного бизнеса. Хозяйственная деятельность предприятия и представляет собой взаимодействие между всеми составляющими производства на протяжении полного цикла от закупки сырья до продажи товара потребителю.
Для успешного управления бизнесом недостаточно разбираться в механизмах взаимодействия составляющих элементов, но и необходимо также анализировать процесс как изнутри, так и снаружи. С целью детального и корректного анализа, хозяйственная деятельность предприятия разбивается по нескольким аспектам, из которых выделяются основные показатели, которые используются для отслеживания динамики деятельности в разные отчетные периоды.
Нередко используются синтезирующие методики анализа: все показатели объединяются в единый механизм, и отслеживается связь между ними, определяется степень влияния друг на друга и уровень взаимозависимости факторов между собой (например, как косвенные издержки зависят от валового дохода и, наоборот, в отчетном периоде или в предыдущем).
В современных быстроменяющихся условиях каждая организация подвержена влиянию различных внешних и внутренних факторов. От того насколько грамотно выбрана стратегия развития предприятия, закреплены рыночные позиции, зависит успех в его деятельности. В этой связи существенная роль отводится регулярному анализу бизнес-среды, выявлению конкурентных преимуществ, определению наиболее эффективных мероприятий, позволяющих привлечь дополнительных покупателей и расширить рынки сбыта.
Целью данного работы является характеристика и анализ внешней и внутренней среды функционирования предприятия.
Объект исследования – ЗАО «Центр рекламных технологий» (ЗАО «ЦРТ»).
Предмет исследования – анализ внешней и внутренней среды функционирования предприятия.
В рамках написания проекта выделяются следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность внешней и внутренней среды организации;
2. Выявить методику проведения анализа внутренней и внешней среды функционирования предприятия;
3. Провести анализ деятельности ЗАО «ЦРТ»;
4. Предложить мероприятия по развитию деятельности ЗАО «ЦРТ».
Методы исследования – графический, расчетный, аналитический, а именно метод сравнения, табличного отображения аналитических данных.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения внешней и внутренней среды деятельности организации
1.1 Внешняя среда деятельности организации
Следует отметить, что внешняя среда неоднородна по своему содержанию и структурирована.
Так, В. А. Баринов, В. Л. Харченко внешнюю среду разделяют на [1]:
- экстрасреду;
- макросреду;
- микросреду.
А. Н. Хорин, В. Э. Керимов [10] внешнюю среду делят на микроокружение и макроокружение. По их мнению, макроокружение создает общие условия для деятельности организации во внешней среде. Макроокружение не имеет специфического характера, применительно к отдельно взятой организации, но степень его влияния на различные организации зависит от сферы их деятельности и от внутреннего потенциала. Соответственно, анализ микроокружения организации направлен на оценку состояния тех элементов внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. [8].
Контролировать и влиять на макроокружение достаточно сложно. Однако, в процессе жизнедеятельности компании необходимо регулярно анализировать изменения, происходящие в макроокружении, оценивать их влияние на работу предприятия. Исследование законодательных факторов направлено на изучение нормативно-законодательных документов, определяющих границы действий в отношении к другим субъектам права и возможные методы отстаивания собственных интересов.
Анализ политического фактора осуществляется для определения прогнозов государственных органов в области развития общества, различных отраслей экономики и регионов страны. Изучение достижений научно-технического прогресса позволяют своевременно внедрить в производство инновационные технологии и прогрессивную технику. Анализ социальных факторов направлен на исследование предпочтений населения в потреблении товаров, работ, услуг и т. д.
Именно его результаты могут способствовать реализации востребованной продукции и услуги. Элементы макроокружения между собой взаимосвязаны, следовательно, изменение в одном из них провоцирует перемены в других. В этой связи при их анализе необходимо учитывать данные взаимосвязи. Факторы микроокружения непосредственно влияют на деятельность организации и их анализ необходим для определения рыночных позиций и формирования ее поведения.
Так результаты анализа покупателей, как фактора микроокружения, позволяют определить объем продаж, который может осуществить предприятие, выявить возможности и способы расширения потенциальных потребителей, спрогнозировать изменение спроса на предлагаемую продукцию или услуги и т. д. Анализ поставщиков способствует выявлению направлений деятельности тех субъектов, которые снабжают предприятие сырьем, материалами, полуфабрикатами и т. д.
Именно от них может зависеть себестоимость и качество производимой продукции или услуги. Анализ кредиторов и потенциальных инвесторов необходим для поиска возможностей привлечения нового капитала, расширения деятельности организации.
1.2 Внутренняя среда деятельности организации
Факторы микроокружения непосредственно влияют на деятельность организации и их анализ необходим для определения рыночных позиций и формирования ее поведения. Так результаты анализа покупателей, как фактора микроокружения, позволяют определить объем продаж, который может осуществить предприятие, выявить возможности и способы расширения потенциальных потребителей, спрогнозировать изменение спроса на предлагаемую продукцию или услуги и т. д. Анализ поставщиков способствует выявлению направлений деятельности тех субъектов, которые снабжают предприятие сырьем, материалами, полуфабрикатами и т. д.
Именно от них может зависеть себестоимость и качество производимой продукции или услуги. Анализ кредиторов и потенциальных инвесторов необходим для поиска возможностей привлечения нового капитала, расширения деятельности организации. Исследование конкурентов позволяет определить преимущества и недостатки в их работе, на основе которых можно выявить собственные конкурентные преимущества и сформировать стратегию конкурентной борьбы.
Следует отметить, что большинство организаций уделяют незначительное внимание новым конкурентам и не видит в них потенциальную угрозу, что способствует неправильному формированию конкурентного поведения и потери доли рынка.
Таким образом, анализ бизнес-среды нацелен на исследование внешнего окружения предприятия и внутренних факторов. На его основе выявляются возможности повышения эффективности функционирования, а также предпринимательские риски, способные негативно повлиять на развитие организации. Основные направления анализа бизнес-среды организации представлены на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1. Основные направления анализа бизнес-среды организации
К основным направлениям анализа бизнес-среды необходимо отнести анализ внешней и внутренней среды, а также разработку мероприятий, направленных на усиление рыночных позиций и повышение эффективности деятельности организации.
Следует подчеркнуть, что эффективность проведенного анализа во многом определяется достоверностью используемой информации, выбранными методами и методиками исследования, техническим обеспечением, а также квалификацией аналитика.
Таким образом, благополучное развитие организации в долгосрочной перспективе зависит от регулярного анализа ее бизнес-среды, выявления рыночных позиций и своевременно разработанных мероприятий по повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности.
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды деятельности ЗАО «Центр рекламных технологий»
2.1 Краткая характеристика организации
ЗАО «Центр рекламных технологий» (далее ЗАО «ЦРТ») получило статус юридического лица в январе 1998 года.
Юридический адрес предприятия: 162610, Вологодская область, г. Череповец, ул. Гоголя, 47.
Основной вид деятельности предприятия – предоставление услуг по изготовлению и размещению рекламы.
ЗАО «ЦРТ» предоставляет следующие товары и услуги: изготовление наружной рекламы; аппликации на автотранспорте; полноцветные баннерные плакаты; реклама на установках; визитки, бэджи, буклеты, значки, изделия из пластика различного назначения; кронштейны; подвесы из пластика для плакатов и афиш; демонстрационные стенды; стойки; вывески и принадлежности; рекламные демонстрационные стенды из листового металла; рекламные таблички и модели из пластика; витрины; рекламные щиты из пластика; рекламные вывески; вывески для магазинов неэлектрические; знаки, символы, вывески из нержавеющей стали; знаки, символы, вывески из пластика; знаки, символы, вывески с названием и логотипом компании.
К началу 2015 года ЗАО «ЦРТ» имеет имидж крупной фирмы по изготовлению наружных вывесок, аналогов которой нет в Вологодской области. На сегодняшний день фирма участвует (и выигрывает) наравне со столичными компаниями в тендерах на изготовление вывесок в г. Череповце для столичных брендов (например, компании «Евросеть», сети игровых залов «Вулкан»). Кроме того, вывески, изготовленные ЗАО «ЦРТ» можно увидеть не только в Череповце, но и в других городах Вологодской области (например, г. Бабаево).
Далее рассмотрим структуру ЗАО «ЦРТ» (рисунок 2.1).
Директор
Начальник производственного отдела
Начальник неонового производства
Главный бухгалтер
Бухгалтер
Заведующий складом
Отдел продаж
Отдел верстки
Цех изготовления
Монтажные бригады
Менеджер (4)
Дизайнер (4)
Электросварщик
Бригада
№ 1
Бригада
№ 2
Бригада
№ 1
Бригада
№ 2
Бригада
№ 3
Электрик
Стеклодув (2)
Рисунок 2.1. Организационная структура ЗАО «ЦРТ»
С увеличением штата в 2017 году возникла необходимость структурирования организации. Сначала были выделены два подразделения: отдел продаж (менеджеры – 2 человека, и бухгалтерия – 2 человека) и изготовление (дизайнеры – 2 человека, бригады изготовления – 4 человека и монтажники – 3 человека).
В конце 2017 года количество работников выросло до 37 человек, структура постепенно приняла тот вид, который существует сейчас. Кроме того, в штатном расписании появились новые руководящие должности: начальники отделов продаж и верстки, бригадиры.
Организационная структура управления ЗАО «ЦРТ» относится к линейно-функциональным организационным структурам. В целом можно сказать, что в ЗАО «ЦРТ» тип структуры соответствует целям организации.
Достоинствами линейно-функциональной организационной структуры ЗАО «ЦРТ» являются следующие:
- освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчетов, материально-техническим обеспечением и др.;
- построение связей «руководитель – подчиненный» по иерархической лестнице, при которых каждый работник подчинен только одному руководителю.
Недостатками линейно-функциональной организационной структуры ЗАО «ЦРТ» являются следующие: