Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста (Анализ содержания современных мультфильмов).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Анализ содержания современных мультфильмов
1.2.Характеристика ребенка дошкольного возраста
1.3.Влияние мультфильмов на психическое развитие дошкольников
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА
2.1. Описание организации и методов исследования
2.2. Анализ результатов исследования о роли современных мульфильмов в развитии ребенка дошкольника
2.3.Психолого-педагогические рекомендации родителям, направленные на повышение медиа-грамотности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования определяется тем обстоятельством, что современная мультипликация все больше и больше оказывает влияние на формирование личности современных детей дошкольного возраста.
Как известно, ребенок познает мир с помощью взрослого. Тема более важно, какие кинообразы он рассматривает в качестве примера для подражания.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает необходимость общего развития дошкольника, то есть он обращает внимание на то, как развит физически, личностно и интеллектуально (умственно) ребенок. Именно эта совокупность трех направлений развития ребенка в целом составляет интегративные качества [12, с. 3].
Одним из актуальных направлений в настоящее время является исследование влияния современных мультфильмов на личность ребенка, на формирование различных образов и представлений у детей.
Мультипликация рассматривается как средство воспитания.
Работе предшествовал анализ теоретических положений психолого-педагогической литературы по личностному развитию дошкольников.
Все это позволило определить актуальность предлагаемой темы работы.
Объект исследования: процесс психического развития ребенка-дошкольника
Предмет исследования: влияния современных мультфильмов на детей дошкольного возраста.
Целью работы является целостное изучение роли современной мультипликации в психическом развитии ребенка.
В ходе достижения цели были определены следующие задачи:
- проанализировать современные подходы к изучению влияния современных мультфильмов на развитие дошкольника;
- определить влияние просмотра мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста;
- изучить эффективность педагогического механизма положительного влияния современных мультфильмов на развитие дошкольника.
Степень исследования темы работы.
Данная проблематика остается малоизученной в современном научном обществе и носит больше житейский характер. Однако накоплена определенная база в области изучения влияния мультфильмов на развитие детской психики в целом такими исследователями, как О. В. Козачёк [1], О. А. Воронина, М. И. Медведева [2], Н. П. Гришеева [3, с. 75], В. И. Абраменкова, А. Л. Богатырёва [4].
Методы исследования включали:
- анализ и обобщение научной и методической литературы;
- изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта по теме исследования;
- эмпирические методы: аналитическое наблюдение, диагностическое исследование, собеседование.
Структура: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения составили содержание работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Анализ содержания современных мультфильмов
Ольга Валерьевна Козачёк в своей статье «Современные мультфильмы и дети»[1] под современными мультфильмами понимает преимущественно зарубежные работы, которые дети предпочитают в большей степени. Опираясь на мнения Д. В. Андрющенко, Н. Е. Марковой, И. Я. Медведевой, она перечислила несколько признаков «вредного мультика»: главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление ребенком жестокости, безжалостности, агрессии в реальной жизни[2].
Исследования А. Бандуры, проведенные им и его коллегами еще в 6о-х гг. ХХ в., доказали, что сцены телевизионного насилия увеличивают агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера;
- девиантное поведение героев мультфильма никем не наказывается. В итоге у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения;
- демонстрируются опасные для жизни ребенка формы поведения, повторять которые в реальности опасно;
- транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот;
- распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью;
- присутствуют несимпатичные, а порой даже уродливые герои[3].
Практика работы в дошкольном учреждении позволяет констатировать, что уровень социально-коммуникативного развития воспитанников с каждым годом снижается. Причиной этого является чрезмерное увлечение детей и родителей средствами массовой информации (далее – СМИ), в том числе просмотром мультфильмов, видеоблогов, кинофильмов. Врачи настоятельно рекомендуют не подпускать ребенка до трех лет к телевизору. Однако дети начинают привыкать к голубому экрану еще с младенчества.
Приходя домой, родители включают телевизор – это уже давно выработанный рефлекс. Мало кто из них ограничивает ребенка от просмотра телепередач, любимых «мультиков».
Как полагают исследователи, телевидение оказывает негативное воздействие на развитие речи детей, особенно если оно заменяет общение с близким человеком. Ребенок при просмотре телепередач занимает пассивную позицию, сам не участвует в игре, не может задать вопрос, он молчит.
Если дети с раннего возраста смотрят телевизор регулярно, по мнению психологов, то к 3 годам они отстают от своих сверстников на год. Поэтому для того, чтобы избежать деформирования психики детей, необходимо соблюдать нормы и правила, ограничивающие просмотр телевизионных передач.
По данным Всемирной организации здравоохранения, требования к организации кинопросмотра для детей таковы: младенцы и ранний возраст (0-3 года) – полный запрет просмотра телевизора; дошкольный возраст (3-7 лет) – до 30 минут в день. Одно из самых распространенных занятий дошкольников – просмотр мультфильмов. Рассмотрим плюсы и минусы мультипликации. Сцены насилия нередки в мультфильмах. Разумные родители не разрешат смотреть ребенку картинки, где все дерутся, наносят вред друг другу и показывают предметы смерти (орудия убийств или кровь)[4].
Большинство иностранных мультфильмов изображают отрицательных героев крайне агрессивными, недалекими, грубыми и пошлыми. Ребенок, наблюдая за таким поведением, перевозбуждается, становится гиперактивным. Сюжет таких фильмов часто содержит сцены, которые показывают насилие. Малыш смотрит, запоминает, это откладывается в сознании, и ребенок начинает вести себя подобным образом с окружающими, т.е. переносит уведенное в реальный мир. Именно так и создается конкретная модель поведения, независимо от правил и ценностей, прививаемых родителями. У детей есть уникальная особенность – они соотносят себя с любимыми героями, и, соответственно, копируют их стиль поведения. И здесь возникает большой контраст между показанной на экране безнаказанностью злодея и тем, как реагирует на агрессию реальный мир.
Помимо этого, преставления о красоте и о прекрасном вообще формируются не на основе родительских ценностей, а на базе тех стандартов, которые диктуют СМИ. Именно поэтому следует детей до трех лет максимально отстранить от просмотра таких мультфильмов, допускаются только специальные развивающие передачи, созданные для маленьких детей с учетом всех особенностей их психики. Подверглись критике с точки зрения психологов и психотерапевтов и наши горячо любимые советские мультфильмы.
Вот далеко не полный список мультфильмов, которые можно рассматривать как вредные для детей. «Ну, погоди!»: волк пропагандирует курение и хулиганство; «Крокодил Гена»: Крокодил Гена курит трубку; «Чебурашка» занимается бродяжничеством – живет в телефонной будке; «Трое из Простоквашино»: Дядя Федор уходит из дома и подрывает семейные ценности; «Бременские музыканты»: как «призыв» к бродяжничеству можно рассматривать слова из песни: «Наша крыша – небо голубое...»; «Малыш и Карлсон»: взрослый мужчина проявляет интерес к мальчику и просит скрывать их отношения от родителей; «Колобок» следует запретить для детей до шести лет, поскольку он содержит «ненатуралистические изображение или описание физического... насилия» и при этом не соблюдено условие «торжества добра над злом». Рассмотрим положительные качества мультфильмов.
Через них ребенок узнает о способах взаимодействия с окружающим миром, у него формируются первичные представления о добре и зле. Ассоциируя себя с героями мультфильмов, ребенок учится уважительному отношению к другим, учится бороться со своими страхами. В целом, узнает, как себя вести в той или иной ситуации. Мультфильм эффективно используется в воспитании ребенка, так как он оказывает большое влияние на формирование его мировоззрения, мышления, и представления об эталонах хорошего и плохого поведения. Сегодня создано много таких мультфильмов, которые учат ребенка считать и читать, различать цвета, формы и фигуры, а еще красочно повествуют об окружающем мире. Кроме этого есть уникальная возможность, просматривая мультфильм изучать иностранный язык. Во время просмотра фильма малыши пополняют свой словарный запас, учатся говорить грамотно и красиво формулировать свои мысли. Хорошие мультфильмы развивают креативность детей.
При просмотре ярких, неординарных картинок включается фантазия, нестандартное мышление, что может стать началом творчества ребенка. Если говорить о советских мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно — добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в советских мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность.
Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Они дают правильные модели поведения: как заводить друзей, как быть хорошим товарищем, как помогать другим
Анкета для родителей дошкольника содержит вопросы, позволяющие выявить степень его зависимости от телеэкрана. При преобладании утвердительных ответов родителям стоит серьезно задуматься об угрозе экранной зависимость ребенка (ответы «да» и «нет»):
1. Ребенок проводит за экраном телевизора больше одного часа в день.
2. Без телевизора ребенок скучает, мается от безделья.
3. Увлекшись просмотром телепередач, ребенок отказывается идти принимать пищу или гулять.
4. Ребенок чтению вслух предпочитает просмотр мультфильмов.
5. Ребенок не может обходиться без экранных друзей[5].
Таким образом, в современном обществе влияние СМИ на формирование и поведение детей дошкольного возраста весьма велико. По объему и силе воздействия оно вполне сравнимо с таким мощным институтом формирования личности как семья, и по многим параметрам значительно превосходит многие другие институты. Важно, чтобы ребенок овладел необходимыми знаниями, связанными с телевидением на уровне привычек (привычек положительных, сообразных адекватному восприятию действительности и виртуального мира, познаваемого через экран). Родителям необходимо повышать свой культурный уровень.
Для решения этой непростой проблемы целесообразно самим просматривать телепрограммы и выбирать из них те, которые доступны детям в интеллектуальном и эмоциональном планах. Нужно добиться взаимопонимания и согласия с ребенком в отношении конкретных установок (что смотреть, когда смотреть и сколько). Ребенку важно видеть цель воспитания через поведение взрослых и в первую очередь ближайшего окружения.
1.2.Характеристика ребенка дошкольного возраста
Дети дошкольного и младшего школьного возраста, по мнению В. И. Короткого, склонны одушевлять явления природы, наделять человеческими свойствами животный и растительный мир. Поэтому они легко понимают и принимают язык мультфильмов, сказок, былин. Их герои просты и типичны, они делают все то, что делают обыкновенные люди[6].
Мультфильмы воздействуют на чувства ребенка. Он неосознанно в своем воображении идентифицирует себя с героями, если они ему симпатичны. Вместе с героями ребенок проявляет доброту и благородство, совершает подвиги, становится смелым, верным, справедливым, предприимчивым. Сказки и мультфильмы передают нравственные понятия и чувства ребенку в ясной по смыслу и одновременно захватывающей форме. Идентификационные механизмы позволяют ему развиваться в направлении ожиданий общества.