Файл: Понятие и классификация функций государства (Формы и методы осуществления функций в государстве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Б.П. Курашвили категорически отвергает различие функций на внутренние и внешние, поскольку оно не вскрывает фактической взаимосвязи функций, а всякая функция, объявленная внутренней, имеет свой внешний аспект, и наоборот. Действительно, деление государственных функций на внутренние и внешние имеет условный характер, т.к. они органически взаимосвязаны, переплетены, проникают друг в друга.

А.Б. Венгеров обращает внимание на важность разграничения сферы деятельности и полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов федерации,[19] что также можно расценить в качестве критерия классификации государственных функций.

В зависимости от продолжительности времени своего действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции присущи государству на всех этапах его существования и развития, например, экономическая функция, временные функции характеризуются непродолжительностью существования, обусловлены спецификой задач государства на отдельных этапах его жизни. С.А. Комаров приводит пример временной функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов при смене государственного строя в ходе революции. В результате или перевоспитания, или физического уничтожения бывших эксплуататоров эта функция полностью отмирает или сливается с другой – функцией охраны правопорядка существующего строя.[20]

По социальной значимости принято выделять основные и неосновные функции. Н.В. Черноголовкин под основными функциями понимает «…наиболее важные направления деятельности государства, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы», а под неосновными – «..относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры».[21] Данное представление об основных и неосновных функциях, как отмечает Н.Н. Марченко, сохраняет свою общетеоретическую значимость и поныне.[22]

Однако существуют и иные точки зрения. Так, С.А. Комаров называет функции общими на том основании, что они выполняются всеми его органами во взаимодействии. Они присущи каждому звену государства. Неосновые функции автор называет отдельными, так как они характерны для отдельных государственных органов, общие функции государства осуществляются через отдельные функции государственных органов, и наоборот, отдельные функции тесно связаны с общими, им подчинены, являются средством их реализации, поэтому «именовать их «неосновными», на наш взгляд, было бы ошибочно».[23]


Необходимо упомянуть о проблеме существования у государства главной функции и второстепенных функций. В этой связи высказывается мнение о том, что «…главной функцией государства не может быть признана хозяйственно- организаторская деятельность, ибо это приводит к неизбежному огосударствлению общественной жизни…», а в качестве таковой может быть признана «…охрана интересов человека, защита его прав…».[24] Безусловно, что при рыночной экономике сфера регулирования государством хозяйственной жизни страны весьма ограничена, но недооценка экономического воздействия государства на экономику также ошибочна. Как отмечает М.Н. Марченко, « У современного государства, осуществляющего свою многогранную деятельность в весьма сложном и противоречивом мире, требующем его особого внимания сразу не к одной, а к нескольким сферам жизни общества, нет и не может быть только одной основной ( главной) функции….охрана интересов человека, его прав – это скорее не функция, а основная цель, задача..»[25]

К числу критериев классификации функций государства можно отнести и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество, исполнительно- распорядительная, правоохранительная. Соответственно, и функции государства подразделяются на законодательные, управленческие и судебные, что отражает механизм реализации государственной власти. Такого мнения придерживаются С.А. Комаров и А.Б. Венгеров.[26] А.Б. Венгеров к числу правоохранительных функций относит судебную и информационную. Специфика информационной функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленная информированность населения, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.[27]

Классификация функций государства может быть также проведена на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеральном государстве – это функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве – это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации – это координирующие функции всего сообщества (союза государств) и функции, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.


Западные теоретики, - приверженцы концепции «государства всеобщего благоденствия» ( Г. Ласки, К. Корсланд, Дж. Мадэн и др.), - считают, что современному государству свойственны следующие функции:

в области политической жизни – обеспечение социальных служб, развитие системы социального страхования, обеспечение полной занятости,

в области экономической жизни – курс на увеличение государственной собственности, на создание «смешанной» экономики, на осуществление ее планирования,

в области социального обслуживания – обеспечение программ образования, медицинского обслуживания, профессионального, интеллектуального и морального «формирования» граждан. [28]

Таким образом, все авторы классификаций в целом отмечают, что объектом воздействия функций государства являются крупные сферы жизни общества – экономика, социальная сфера, политика, безопасность, духовная жизнь общества, экология. Поэтому возможно предложить и следующую классификацию функций государства как во внешней, так и во внутренней его деятельности: экономические, социальные, политические, охранительные, идеологические, экологические.

2.2. Внешние функции государства.

Деятельность государства по решению задач во внешней политике и является внешней функцией государства.

Колоссальные изменения, произошедшие в мире и в нашей стране за последние несколько десятков лет, коренным образом изменили внешние функции государства. Надобность в некоторых из них отпала (функции сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам), другие же – получили дальнейшее развитие в новых условиях (функции в области обороны страны, борьбы за мир), а некоторые и вовсе возникли вновь (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономику).

Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от нападения извне, ведение захватнических войн, обеспечение дипломатических отношений. В связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций.

Функция обороны страны не только наполнилась новым содержанием, но и обрела новую правовую базу. Оборона страны, формирование и функционирование Вооруженных Сил России, других войск и воинских формирований, привлекаемых к обороне, осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ее законами по военным вопросам. Впервые в истории России приняты Федеральные законы «Об обороне» от 31 мая 1996г. № 61-ФЗ , «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ и другие акты. Данная функция осуществляется государством по следующим направлениям: укрепление и модернизация вооруженных сил; развитие оборонной промышленности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; ведение разведки и контрразведки; подготовка мобилизационных резервов; военное сотрудничество с другими государствами и др.


Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка предполагает: политическое сотрудничество со всеми государствами; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений; участие в работе международных организаций (ООН и др.); участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов; сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризмом, наркомафией и т.д.)

В силу своего потенциала, геополитического положения и влияния на Россию возлагается особая ответственность за поддержание стабильности и порядка в современном мире. Сообразно этому одно из предназначений Вооруженных Сил Российской Федерации состоит в проведении операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами РФ. Правовому обеспечению этой стороны рассматриваемой внешней функции служит Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23.06.1995 № 93-ФЗ. Не менее важной формой участия России в преодолении возникающих в мире межнациональных и иных вооруженных конфликтов является соответствующая дипломатическая деятельность.

Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем подразумевает участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники; участие в деятельности международных экономических организаций; совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности; предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т.д.

Важным фактором интеграции России в мировую экономику стало снятие ограничений на ее внешнеэкономические связи, что открыло благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику. Действуя в этом направлении, Россия вступила в основные международные экономические организации, заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. В настоящее время Россия входит в АТЭС, ОДКБ, ЕврАзЭС, ЦАЭС и ШОС.

Авторы статьи Хабибулин А.Г. и Чернобель Т.Г. об охранно-защитной функции государства подробно анализируют проблемы обеспечения интересов государства, национальных интересов различных стран и отмечают для России увеличение стратегической угрозы вторжения со стороны стран азиатско-тихоокеанского региона. Для минимизации этой угрозы необходимо такое выстраивание внешней экономической политики, которое связывало бы интересы развития России с другими наиболее мощными в экономическом плане странами Азии, в первую очередь с Индией, со странами Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Вьетнам, Сингапур и др.), КНДР и Южной Кореей, в том числе на уровне правоохранительных структур. Для России наиболее оптимальным вариантом должно являться проникновение на все азиатские рынки, взаимодействие одновременно со всеми экономическими блоками. В этой связи важно активизировать взаимодействие со странами АСЕАН, ССАГПЗ, СААРК, ОПЕК.


Изменение внешнеэкономической политики потребовало соответствующего правового обеспечения. В этих целях были приняты такие Федеральные законы как «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003г. № 173-ФЗ , «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» от 23.02.1996г. № 19-ФЗ и др.

Некоторые авторы применительно к России выделяют отдельную функцию, появившуюся относительно недавно – функцию сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ. Осуществляя рассматриваемую функцию, Российское государство выступает за укрепление содружества прежде всего по линии формирования экономического союза, общего рынка СНГ, системы коллективной безопасности, совместной охраны границ; гражданства и защиты переселенцев, заботы о россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации; создания единого информационного пространства. Наглядным выражением данной функции являются различные решения межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, решения экономического совета СНГ, Совета глав государств СНГ, решения Совета министерств иностранных дел государств-членов СНГ, закрепленные в Статусе международных договоров Евразийского экономического сообщества.

Так же можно отметить, что в настоящее время важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и других глобальных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с обязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

В качестве отдельных внешних функций также можно выделить:

  • функцию борьбы с международным терроризмом;
  • экологическую функцию.

Эти функции по своему содержанию являются и внешними, и внутренними.

В функциях наглядно проявляются национальные особенности страны, т.к. государство обязано обеспечивать геополитические интересы этноса, поддерживать развитие национальной культуры, языка и т.п. По функциям можно судить о том, кому служит данное государство, чьи интересы выражает. Качество их выполнения предопределяет ценность и социальную востребованность государства в целом.