Файл: Понятие и классификация функций государства (Формы и методы осуществления функций в государстве).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и становление функций государства.
1.2. Признаки функций государства.
1.3. Формы и методы осуществления функций в государстве.
ГЛАВА 2. ВИДЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
2.1. Классификация и виды функций государства.
2.2. Внешние функции государства.
2.3. Внутренние функции государства.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о функциях государства является одним из важнейших в общей теории государства. Это связано с тем, что в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение. Поэтому познание функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Кроме того, функции государства определяют его структуру, т.е. структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, на которые государство оказывает необходимое воздействие, и ее невозможно охарактеризовать в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений, изменение функций неизбежно ведет к изменению структуры.
Выбор данной темы также обусловлен ее актуальностью, которая определена потребностями юридической науки в современном развитии общества, когда произошедшие в нем политические и социально-экономические изменения привели к тому, что взгляд на проблему государства, служивший в течение ряда десятилетий идеологическим оправданием недемократического режима, уступил место новым взглядам на государство, которое функционирует в условиях рыночной экономики, стремится быть правовым и социальным государством.
Говоря о степени научной разработанности проблемы, хотелось бы отметить, что к ней обращались многие ученые. В нашем исследовании используются труды ученых советского периода развития науки. Именно в период существования СССР зарождались основные споры по этому вопросу, появлялись первые научные исследования, оформлялись точки зрения. С начала 90-х годов прошлого века ученые также в своих трудах значительное место уделяли функциям государства, останавливаясь на принципиальных спорных вопросах. Однако вопросы функций государства на конец первого десятилетия настоящего века не получили должного освещения, функции современного российского государства не рассматривались применительно к национальным проектам, к расширению судебной компетенции при разрешении гражданско-правовых вопросов, между тем логика дальнейшего развития научной мысли диктует необходимость исследования проблемы функций государства применительно к данным направлениям.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области такого проблемного вопроса государственно- правового характера как функции государства.
Цель исследования – наиболее полно охарактеризовать функции государства с учетом специфики российского государства.
Цель исследования обусловила следующие конкретные задачи:
-выделить основные признаки функций государства,
-сформулировать определение понятия функции государства,
-раскрыть соотношение между типом и функциями государства, проследить влияние на функции государства стоящих перед ним задач, отличие функций государства от функций его органов, от форм и методов реализации функций государства, объект, содержание, объективный и субъективный характер функций государства,
-выявить факторы, влияющие на динамику функций государства,
- обосновать критерии классификации функций государства, классификацию функций государства,
- охарактеризовать содержание функций современного государства,
-исследовать функции современного российского государства, в том числе, применительно к реализации национальных проектов, расширению сферы гражданской юрисдикции, интеграции в мировую экономику, защиты и обороны.
Методологические основы исследования складываются из совокупности общенаучных и специальных историко-правовых принципов. Проблематика работы предопределила использование формально-логического метода научного исследования, метода конкретных социально правовых исследований. Используются в работе и другие современные методы познания: диалектический, исторический, метод анализа и синтеза.
Теоретической основой при проведении исследования послужили труды М.И. Байтина, Н.В. Черноголовкина, В.В. Лазарева, С.А. Комарова, А.Б. Венгерова, М.Н. Марченко, Л.А. Морозовой.
Информационную базу исследования составляют международные нормативные акты, положения Конституции Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации, учебная, научная и справочная литература, судебная практика.
Структура работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью последовательного изложения материала. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих пять параграфов, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и становление функций государства.
Практически все известные ныне теории происхождения и функций государства в своей основе имеют две концепции, принимающие во внимание ту или иную сторону государственной деятельности. Это, во –первых, концепция государства как воплощения идеи «всеобщего блага». Во-вторых, концепция государства как аппарата для осуществления насилия одной части общества над другой.
Первую концепцию развивают, прежде всего, естественно – правовая и органическая теории. Так, авторы естественно-правовой теории происхождения государства (Т. Гоббс, П. Гольбах, Д. Дидро, Ж-Ж. Руссо) считали, что государству предшествует естественное состояние человека, а само оно – результат юридического акта, своеобразного «общественного договора», положившего конец «войне всех против всех».[1] Государство в их трактовке является порождением воли народа, изобретением человеческого разума. Органическая теория возникновения государства (Платон, Аристотель, Г. Спенсер) исходит из того, что общество и государство – единое целое, социальный организм, действующий по аналогии с человеческим, поэтому изолированное существование человека вне государства невозможно, государство появляется одновременно со своими составными частями – людьми и будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество.[2] Государственная власть в данном случае трактуется как господство целого над своими составными частями, ее цель – обеспечение благополучия всего народа.
Воплощением второй концепции – идеи насилия – является, прежде всего, теория марксизма. Кроме того, определенное развитие позиции марксизма получили в более поздней теории, связывающей возникновение частной собственности, классов и государства с появлением внутреннего и внешнего насилия одной части общества над другой. Эта концепция и получила непосредственно название теории насилия. Ее создатели (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) утверждали, что государство, возникшее в результате непосредственного политического действия, останется аппаратом угнетения до тех пор, пока не сотрутся юридические различия между победителями и побежденными.[3]
На наш взгляд, нельзя абсолютизировать ни первую, ни вторую стороны ориентации государственной деятельности, поскольку ей присуще как одно, так и другое, важно то, в каком соотношении между собой находятся потребности государства прибегать к насилию или заботиться о процветании всего общества.
Термин «функция» в общесоциологическом плане рассматривается как деятельность, обязанность, работа; назначение.[4] Применительно к государству трактовка термина функции становится еще более многогранной.
В трудах значительной части правоведов стран ближнего и дальнего зарубежья функции государства рассматриваются как основные направления его деятельности, как стороны их социального назначения, виды социальной деятельности. Подобную точку зрения высказывает и И.С. Самощенко. Он считает, что функции государства – это его социальное назначение внутри и вне страны.[5]
Широкое признание имеет определение функций государства как направлений и сторон его деятельности, в которых выражаются и конкретизируются его классовая сущность, служебная роль, задачи и цели, закономерности развития.[6] М.И. Байтин подчеркивает, что в связи с многообразием государственной деятельности и общественных отношений перед теорией государства встает проблема определения основных направлений его внутренней и внешней деятельности, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.[7]
Н.В. Черноголовкин, ссылаясь на двойственный характер природы всякой функции, применительно к функции государства определяет ее не как способность, свойство, а как реализацию способности – сторону деятельности.[8] По его мнению, в понятийном аппарате теории государства и права функция государства занимает место между сущностью государства и его деятельностью.
В ряде работ функции государства рассматриваются как сущность (содержание) деятельности государства во внутренней и внешней сферах, как отношение политически господствующего класса к остальным классам и политическим группам и др. Сторонники первого тезиса по существу ставят знак равенства между сущностью и функциями государства, второго – допускают элемент смешения понятия функций государства с известным ленинским определением политики как области отношений всех классов и слоев к государству.[9]
В.М. Манохин под функциями государства понимает не направление, а части его деятельности, из которых слагается вся государственная работа, и подчеркивает, что представление о функциях государства дает практическая деятельность государственного аппарата.[10]
Совершенно обособленно выглядит толкование функции государства Л.И. Каском и Л.В. Николаевой, которое основывается на философской трактовке категории функции как цели деятельности конкретного субъекта, как системообразующего фактора такой деятельности. Иными словами, под функцией государства эти авторы понимают его конечные цели, которые остаются неизменными на всем протяжении существования государственности или, во всяком случае, на протяжении существования государства определенного исторического типа.[11]
Некоторые авторы исходят из отождествления функций государства с его деятельностью. При определении функции они используют такие категории, как управление, воздействие и т.п. Например, такой точки зрения придерживается В.Н. Хропанюк. « Функции государства, - пишет В.Н. Хропанюк, - это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом». [12]
Л.А. Морозова предлагает трактовку функций не только как направлений деятельности государства, но и как механизма государственного воздействия на общественные процессы, ссылаясь на то, что, выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов.[13]
А.С. Комаров рассматривает функции государства в логической связи «цель – задачи - функции» и на этом основании дает следующее их определение: «Функции государства – это основные (главные) направления(стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением».[14]
Видный ученый В.Н. Карташов определяет функции государства как относительно обособленные направления предметной деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.[15]
Зарубежные юридические и политические теории сводят проблему функций государства к деятельности его отдельных органов и обсуждают законодательную, судебную, налоговую и тому подобные функции государства. Некоторые западные авторы выделяют функции государства как организации защиты «общего блага», « всеобщего благоденствия», «охраны справедливости». В целом для западного учения о государстве характерно понимание функций государства, основанное на отрицании закономерной зависимости сущности государства и реального содержания его деятельности от материальных и экономических условий существования господствующих классов.[16]