Файл: Понятие и классификация функций государства (Формы и методы осуществления функций в государстве).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и становление функций государства.
1.2. Признаки функций государства.
1.3. Формы и методы осуществления функций в государстве.
ГЛАВА 2. ВИДЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
2.1. Классификация и виды функций государства.
2.2. Внешние функции государства.
2.3. Внутренние функции государства.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
При проработке национальный проектов власть сделала акцент на четыре направления, приоритета: здравоохранение, образование, жилье, развитие АПК (агропромышленного комплекса). При выборе приоритетных направлений учитывалось то, что именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. Кроме того, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала.
К первоочередным шагам в реализации национального проекта в сфере здравоохранения относятся повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, повышение зарплаты некоторым категориям врачей (например, участковым терапевтам); денежные выплаты врачам, медсестрам, акушерам; вакцинация; обследование новорожденных; профессиональная переподготовка. В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты». Его цель — улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах. Делается это путём выдачи талонов родовых сертификатов, по которым: женская консультация и родильный дом получают определенную сумму денежных средств. Родовые сертификаты введены с 1 января 2006 г.
Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование». Национальный проект в сфере образования предусматривает создание двух новых университетов (Южный и Сибирский федеральный университеты), двух бизнес - школ (в том числе Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербурге), выделение грантов, поощрение лучших учителей, а также талантливых студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих, выделение денежных средств из бюджета на стимулирование инновационных программ, на закупки учебного оборудования, школьных автобусов, подключение школ к Интернету. Для реализации задачи дать стимул к движению вперед в проекте предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех. С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих.
Благодаря проведенным в 1991–2005 годах реформам в жилищной сфере окончательно ушли в прошлое планово-административные методы строительства. В предыдущие годы в стране была разработана основная правовая база, принят пакет законов, направленных на формирование жилищного рынка. Развитию жилищного строительства препятствует сложная процедура выделения земельных участков и слабое развитие инженерной инфраструктуры. Огромной проблемой остается высокий уровень износа коммунальных сетей. Национальный проект призван создать условия для решения всех этих проблем. Однако это не значит, что государство будет самостоятельно строить новые дома, помогать строительным компаниям, вкладывать деньги в развитие их бизнеса и регулировать ценовую политику. Формируя рынок, государство действует по рыночным принципам, и его основной задачей является создание условий для развития жилищного строительства в стране и сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке. Для решения этих проблем Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Жилище», которая является базовым механизмом реализации национального проекта.
В рамках проекта предусмотрена государственная поддержка молодым семьям в приобретении квартир или строительстве индивидуального жилья на собственные средства или с помощью ипотечных жилищных кредитов. Так, в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006г. № 285 с внесенными в него изменениями, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая определенным условиям, в числе которых и условие о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 Правил.[29] По п. 6 Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются, в том числе, и молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления: ускоренное развитие животноводства», стимулирование развития малых форм хозяйствования, обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе. Реализация первого направления Национального проекта позволит повысить рентабельность животноводства и промышленного рыбоводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм), предприятий промышленного рыбоводства (аквакультуры) и ввести в эксплуатацию новые мощности. Второе направление Национального проекта направлено на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Реализация третьего направления позволит обеспечить доступным жильем молодых специалистов на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса.
Во взглядах на внешние функции государства по мере перехода России к рыночным отношениям и становления новой политической идеологии также произошла эволюция. Это проявилось, во-первых, в том, что с разрушением мировой системы социализма отпала необходимость в экономической помощи тем странам социалистического лагеря, которые в ней остро нуждались, например, Куба, Вьетнам. Во - вторых, изменилась политическая и идеологическая ориентация России по отношению к бывшим колониям западных и других развитых государств, а также по отношению к национально – освободительному движению, исчезли и соответствующие функции экономической помощи, помощи военными советниками и т.д. В-третьих, с середины 80-х годов прошлого столетия изменилось отношение официальной России к западным странам. Сначала многолетнее идеологическое противостояние уступило место политике соглашательства по ряду принципиальных вопросов, политического заискивания, затем данная политика сменилась политикой твердого и последовательного отстаивания интересов России по всем направлениям, как в области экономики, так и в вопросах границ и территорий, защиты и обороны. В настоящее время, на наш взгляд, можно уверенно говорить об интеграции России в мировую экономику, защите и обороне.
Генеральная Ассамблея ООН провозгласила на своей третьей сессии резолюцией 217А (III) от 10 декабря 1948г. Всеобщую Декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства.[30]
Согласно ст. 17 Конституции, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.[31]
В условиях построения в современной России правового государства, защиты прав и свобод человека, имеет смысл остановиться на увеличении категорий гражданских дел, которые могут быть рассмотрены судом, т.е. в условиях независимости, открытости, гласности, равенства сторон. Ныне каждый вправе обратиться в суд за защитой чести и достоинства с иском как к гражданину, так и к средствам массовой информации, и рассчитывать на вынесение справедливого судебного постановления. Все с большим количеством исков обращается в суд и прокурор, причем немалое число среди предъявленных прокурором исков составляют иски в защиту экологических прав неопределенного круга лиц, прав граждан на благоприятную окружающую среду Все большее число граждан России прибегают к юрисдикции Европейского Суда, когда внутри государства возможности защиты нарушенного права оказываются исчерпанными. В Европейский Суд обращается и государство Россия, когда защищает права своих граждан, проживающих вне пределов государства, так происходило при разрешении дела Кононова, Викуловых, Василевского и ряда других споров.[32]
Таким образом, можно утверждать, что на современном этапе развития центростремительные силы возобладали, российская государственность укрепляется, что проявляется во всех его функциях: экономических, социальных, политических, охранительных, идеологических, экологических, в том числе, и применительно к реализации национальных проектов, расширению сферы гражданской юрисдикции, интеграции в мировую экономику, защиты и обороны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принято выделять следующие признаки функций государства: 1.функция государства не любое, а именно основное главное направление его деятельности, это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере; 2. в функциях выражается сущность государства; 3.выполняя свои функции, государство решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом; 4.функции государства концентрируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества; 5. реализуются функции в определенных формах и особыми, характерными для государственной власти методами.
Опираясь на данные признаки, можно определить функции государства, как главные направления его деятельности в той или иной сфере для решения задач по управлению обществом, в которых выражается сущность государства и которые реализуются в определенных формах и особыми, характерными для государственной власти методами.
С эволюцией государства меняется и деятельная сторона государства, эта деятельность наполняется новым содержанием, возникают новые структуры государства, иные средства и способы, обеспечивающие функции государства.
Но характер функций определяется не только типом государства, его социально – классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним на том или ином этапе развития целей и задач.
Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних обладают по сравнению с функциями всего государства более узким характером, распространяясь лишь на часть государственного аппарата или на отдельные его части.
Функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации. Основными правовыми формами осуществления функций современного государства являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность. Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства.
Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. В то же время, объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества.
Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект – определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его органы. Раскрытие содержания функций государства позволяет всесторонне рассмотреть деятельность современного государства и продемонстрировать взаимосвязь всех направлений его деятельности.
На изменение функций государства оказывают влияние следующие основные факторы: форма государства и его сущность, национальные и территориальные особенности, научно-техническое развитие цивилизации, экологический фактор, интернационализация мировой экономики, субъективные процессы.
Поскольку объектом воздействия функций государства являются крупные сферы жизни общества – экономика, социальная сфера, политика, безопасность, духовная жизнь общества, экология, то возможно предложить и следующую классификацию функций государства как во внешней, так и во внутренней его деятельности: экономические, социальные, политические, охранительные, идеологические, экологические.
На современном этапе развития центростремительные силы возобладали, российская государственность укрепляется, что проявляется во всех его функциях: экономических, социальных, политических, охранительных, идеологических, экологических, в том числе, и применительно к реализации национальных проектов, расширению сферы гражданской юрисдикции, интеграции в мировую экономику, защите и обороне.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Всеобщая декларация прав человека. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1948г. // Библиотечка Российской газеты. - 1999. – Выпуск 22-23.
2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) // РГ. - 1993. - 25 декабря.