Файл: Понятие и классификация функций государства (Формы и методы осуществления функций в государстве).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и становление функций государства.
1.2. Признаки функций государства.
1.3. Формы и методы осуществления функций в государстве.
ГЛАВА 2. ВИДЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
2.1. Классификация и виды функций государства.
2.2. Внешние функции государства.
2.3. Внутренние функции государства.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.2. Признаки функций государства.
Насколько многообразно в юридической литературе представлены формулировки функций государства, настолько же многообразно авторы трактуют и их признаки. На сегодняшний день отсутствует единое понятие функций государства. В целом авторы единодушны в определении признаков, поэтому общее представление о них вполне можно рассмотреть. Для этого требуется изучение основных признаков государства, которые содержат в себе общие черты и особенности государства.
- Наличие комплексного характера у функций государства. Функции являются лишь основными направлениями деятельности государства, а не самой государственной деятельностью. Содержание каждой из них формируется из множества сходных аспектов деятельности государства. Подразумевается, что деятельность государственных органов, как и всего государственного аппарата, будет осуществляться сознательно и целенаправленно.
- Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества. Реализация целей в значительной мере зависит от важности и масштабности задач государства. Функции государства являются средством достижения главных целей и решением основных задач, которые, в свою очередь, зависят от их характерных признаков:
- потребностей и интересов населения;
- экономических возможностей общества;
- нравственного и культурного уровня общества;
- профессионализма государственных служащих и структур и др.
- Функции государства должны быть объективны. Они обусловлены закономерностью взаимодействия государства и общества, а потому у государства не остается выбора и оно обязано их выполнять. Так как при невыполнении государством надлежащих ему функций, повлечет за собой негативную реакцию в обществе.
- Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.
- В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.
Делая вывод, отметим, что признаки функций государства помогают нам распознать непосредственно саму функцию, определить ее значение для всего общества на основе содержания самой функции.
1.3. Формы и методы осуществления функций в государстве.
В литературе, изучающей право, под формами осуществления функций государства понимается несколько аспектов: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Согласно первому критерию основными формами осуществления функций государства являются законодательная, управленческая (исполнительная), судебная и контрольно-надзорная.
Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.
Управленческая деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти функций государства в сферах развития, экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.
Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны.
Контрольно-надзорная деятельность – это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью.
Каждая из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства. Научное и практическое значение данной классификации состоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций.
Более широкое распространение получила классификация по второму критерию, сообразно которой в работе всех звеньев механизма государства различается деятельность правовая и организационная.
Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. К ним относят деятельность:
1. Правотворческую – т.е. государственную деятельность по разработке и принятию правовых норм. Результатом правотворчества государственных органов могут быть федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов местного самоуправления.
2. Правоисполнительную – государственную деятельность, выражающуюся в создании условий, обеспечивающих реализацию правовых норм. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления, возглавляемых Правительством страны. В частности, в Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, возглавляемые Правительством РФ, реализацию государственных функций выполняют на основании административного регламента.
3. Правоохранительную – деятельность государства по контролю и надзору за соблюдением и исполнением правовых норм, а также применению принудительных мер к их нарушителям. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.д.). Немаловажную роль в осуществлении этой деятельности играет Кодекс об административных правонарушениях.
Под организационными формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам деятельность государства, не влекущая за собой юридических последствий. В то же время формы организационной деятельности так или иначе реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности. Выделяются следующие организационные формы:
1. Организационно-регламентирующая – это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма (например, подготовка проектов документов, организация выборов).
2. Организационно-хозяйственная – это текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению реализации государственных функций (например, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения).
3. Организационно-идеологическая – это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению реализации государственных функций (например, формирование общественного мнения, разъяснение издаваемых нормативных актов, работа средств массовой информации).
Каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах. Например, чтобы реализовать функцию охраны правопорядка, необходимо издать соответствующие законодательные акты (правотворческая форма деятельности государства), обеспечить их исполнение (правоисполнительная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, например, в процессе принятия закона, необходима определенная организационная работа (составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе голосования по законопроекту и т. д.).
Методы осуществления функций государства – это способы и приёмы, посредством которых государственные органы реализуют функции государства.
Различают четыре метода: убеждение, принуждение, поощрение, рекомендование.
1. Убеждение – ориентирование субъектов права на определенную деятельность без применения силового воздействия, давления.
2. Принуждение – обязывание субъектов права совершать либо не совершать определенные действия посредством применения или угрозы применения государственно-принудительного воздействия.
3. Поощрение – побуждение субъектов права к социально полезной деятельности посредством применения вознаграждения.
4. Рекомендование – ориентирование субъектов права на наиболее желательный, предпочтительный вариант поведения с точки зрения государства и обществa.
Можно рассмотреть и другие классификации методов осуществления функций государства:
1. Централизованный метод означает, что государство устанавливает единые правила на всей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства. Этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности.
2. Децентрализованный метод представляет собой осуществление власти на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов.
3. Рекомендательный метод. Основная мысль данного метода – всякую деятельность должны выполнять профессионалы; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе. Поэтому в полномочия государства входит разработка рекомендаций, выполнение которых позволит добиться целей, значимых для общества. Например, в полномочия государства входит разработка примерного плана развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее реализовать поставленную задачу. Особенность данного метода - он не обязателен для исполнения, но обязателен для ознакомления субъектами, которым они адресованы.
4.Поощрительный метод. Его особенность в том, что государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Одним из ярчайших примеров является то, что в целях выполнения социальной функции государство устанавливает льготы при уплате налогов для предприятий, которые берут на работу людей с ограниченными возможностями.
ГЛАВА 2. ВИДЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
2.1. Классификация и виды функций государства.
Разделение функций по объектам воздействия на внутренние и внешние считается общепринятым. Внутренние функции связаны с реализацией задач внутри государства. Внешние функции связаны с реализацией задач на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений.
Так, В.В. Лазарев к внутренним функциям относит: установление и охрану правового порядка, охрану прав собственности, иных прав и свобод граждан, экономическую, культурную, социальную, экологическую; к внешним автор относит: поддержание мира и мирного сосуществования, обеспечение делового партнерства и сотрудничества, защиту государственного суверенитета от внешних посягательств.[17]
Т.Г. Шестаев к внутренним функциям относит: охранительную, экономическую, социальных услуг, обеспечение и защиты граждан, культурно-воспитательную, природоохранную, к внешним функциям автор относит: защиту государства от вооруженных нападений других государств, поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей, борьбы с международными преступлениями, участие в международной охране окружающей среды.[18]