Файл: Управление человеческими ресурсами ( Сущность и формирование организационной культуры ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 9
В последнее время наблюдается значительный прогресс в управлении человеческими ресурсами в отечественных компаниях – это и применение различных инструментов управления, и разработка новых технологий в этой области, адаптированных к необычным условиям нашей страны, с учетом ее культурных особенностей. Примером данного прогресса может послужить современная российская телекоммуникационная компания ПАО «МТС».
Основным ядром управления персоналом организации служит кадровая политика, именно в ней прописаны основные направления работы с персоналом. Но не маловажную роль в формировании концепции управления человеческими ресурсами в компании играют корпоративная культура, установленные правила и нормы поведения сотрудников, лояльность сотрудников к компании и другие факторы, определяющие общие положения и принципы управления в организации.
Для анализа концепции управления персоналом ПАО «МТС» были выбраны следующие критерии: корпоративная культура, стимулирование повышения производительности труда, обучение и развитие работников, внутренние показатели эффективности работы персонала, вовлечение работников в процесс реализации стратегии, внешний эффект работы персонала.
Корпоративная культура ПАО «МТС». В ПАО «МТС» существует уникальная корпоративная культура, характеризуемая следующими ценностями, выраженными в формуле ПРОСТО: партнерство, результативность, ответственность, смелость, творчество, открытость. Внутреннюю политику компании выражает «Кодекс этических норм и делового поведения сотрудников», который обязателен для исполнения всеми сотрудниками. Важно отметить в ПАО «МТС» наличие фирменного стиля, выраженного в красном и белом цветах и собственном логотипе, который проявляется в стиле оформления офисов, интернет-сайтах, точек продаж, в стиле одежды сотрудников, офисных материалах и коммуникациях (бумажная и электронная документация, корпоративная почта). В ПАО «МТС» существует корпоративная социальная сеть, корпоративный электронный журнал «Запросто». Для адаптации к корпоративной культуре компании нового сотрудника используются брошюра «Азбука корпоративной культуры МТС» и тренинги «Введение в МТС».[10] Так же в компании проводятся различные праздничные мероприятия – государственные праздники и праздники компании.
Стимулирование повышения производительности труда. В ПАО «МТС» осуществляются следующие виды стимулирования повышения производительности труда: материальное стимулирование, стимулирование трудового поведения и стимулирование потребностей.
Материальное стимулирование работников компании осуществляется преимущественно в переменной части заработной платы, выраженной в премиях за следующие достижения: выполнение планов продаж, доля от продаж продукции по акции, положительный результат при проверке качества обслуживания клиентов. Так же стоит отметить, что заработная плата зависит не только от премий, но и от должностного разряда – грейда.
Стимулирование трудового поведения заключается в карьерном развитии сотрудников компании, в основанном на принципах поощрения ротации и приоритете внутренних кандидатов.
Стимулирование потребностей сотрудников ПАО «МТС» - это ДМС, льготные условия тарифов мобильной связи, страхование, различные скидки в бассейн и фитнес-центры, участие в неформальной жизни всего коллектива.
Обучение и развитие работников. В ПАО «МТС» действует системная модель обучения, в основу которой положены стратегические цели компании и цели в области управления персоналом. В компании действует Корпоративный университет, в задачи которого входят разработка стандартов обучения, координация процессов в области обучения и развития персонала, а также выстраивание систем обучения для разных функциональных подразделений компании.
Обучение и повышение квалификации персонала производится посредством следующих форм и методов: интеграционное обучение, профессиональное обучение, развитие управленческих компетенций менеджеров, обучение кадрового резерва и преемников на управленческие позиции, посттренинговое сопровождение, дистанционное обучение, обучение на рабочем месте, мастер-классы от топ-менеджеров компании, самообучение.
В Корпоративном университете получили развитие следующие функциональные академии: «Академия клиентского обслуживания» для сотрудников в сфере обслуживания клиентов, «Академия бизнес- продаж PRO» для сотрудников в сфере обслуживания корпоративных клиентов, «Академия тренерского мастерства» для развития тренеров, «Академия лидерства» для высокопотенциальных сотрудников, «Академия HR» для сотрудников блока по управлению персоналом, «IMBA» для сотрудников удаленных регионов.[11]
Критериями направления сотрудников на профессиональное обучение являются утвержденные планы профессионального обучения, сформированные функциональными руководителями с использованием результатов ежегодной оценки.
Показатели эффективности работы персонала. Основными показателями эффективности работы персонала являются выполнение установленных планов, количество клиентских обращений и их удовлетворение, успешное про- хождение аттестации персонала по профессиональным знаниям и компетенциям. Для оценки качества обслуживания компания использует следующие инструменты как тайный покупатель и тайное прослушивание звонков call-центров.
Вовлечение персонала в деятельность организации. Управление участием сотрудников ПАО «МТС» в процессе реализации стратегии осуществляется с помощью программы «Фабрика идей». Целью данной программы, соответственно, является сбор новых идей со всех уровней иерархии организации, лучшие из которых в дальнейшем непременно получают свою реализацию. Для авторов лучших идей предусмотрены следующие виды стимулирования как денежное вознаграждение, премии, признание в коллективе и более быстрый карьерный рост.
Внешний эффект работы персонала. В современном веке высоких информационных технологий работу персонала можно оценить не только со стороны показателей внутреннего развития компании, но и с внешней точки зрения – с помощью анализа отзывов пользователей услуг и покупателей. Ведь потребительская лояльность формируется в большинстве своем в результате качественного предоставления услуг по продаже и обслуживанию. В свою очередь, эффективная работа персонала зависит от лояльности сотрудников к компании, то есть желание соблюдать установленные правила поведения в организации, ценности и нормы.
Таким образом, проведя анализ концепции управления человеческими ресурсами в ПАО «МТС», можно сделать следующие выводы. Данная концепция уникальна, что характерно для инновационной компании. Основными ее компонентами являются: высокая корпоративная культура, использование различных методов стимулирования производительности труда, удовлетворение не только материальных, но и других потребностей сотрудников, полное раскрытие потенциала каждого сотрудника и создание для этого всех благоприятных условий, отсутствие преград между обычным сотрудником и руководством высшего звена компании, а также вовлеченность сотрудников в деятельность организации и развитие бизнеса, что в большинстве позволяет совершенствовать систему управления персоналом.
Однако в результате проведения анализа были выявлены следующие проблемы в управлении человеческими ресурсами в ПАО «МТС»:
• отсутствие в корпоративной культуре таких ценностей как клиентоориентированность и личность каждого сотрудника;
• отсутствие эффективных методов контроля качества обслуживания клиентов;
• недостаточно результативная система материального стимулирования работников.
В заключение можно сделать вывод, что наука управления персоналом не стоит на месте – разрабатываются все новые методы по увеличению эффективности работы персонала, появляются все новые идеи, взгляды решения различных управленческих ситуаций, возникающих в конкретных условиях. Что касается современности, то сегодня концепции человеческих ресурсов ориентированы на повышение роли личности работника в деятельности организации. На примере российской компании ПАО «МТС» можно утверждать, что такая тенденция наблюдаются и в отечественной практике управления персоналом, хотя путь развития данной науки был длиннее, чем у западных стран.
Заключение
Современный менеджмент берет свое начало с технократического менеджмента, вот почему основными категориями управления до сих пор считаются четкая организационная структура, функциональность и формализованные процессы.
Говоря об организационной культуре, следует, прежде всего, задаться вопросом, насколько она обеспечивает достижение миссии, способствует целям и мотивирует персонал. Ответ на данный вопрос будет, безусловно, неоднозначным. Организационная культура, как и любое явление, может иметь отрицательный и положительный эффект.
Восприятие сотрудником организационной культуры как позитивной или негативной будет влиять на выполнение его профессиональных обязанностей, на отношение к принятию на себя ответственности за результаты работы, на взаимоотношения в коллективе.
Организационная культура охватывает весь процесс управления и играет огромную роль в организации общения, обусловливая логику мышления, восприятие и интерпретацию (придание индивидуального смысла наблюдениям и установление связи между ними) вербальной, и особенно невербальной информации. Сильная организационная культура способствует развитию мотивации персонала, созданию позитивного привлекательного имиджа государственной службы и ее первых лиц в глазах различных групп общественности, помогает выстроить отношения с группами влияния, от которых зависит успех дела. Она содействует формированию общественного мнения о деятельности органа, расширению сфер и возможностей влияния, установлению постоянных и доверительных отношений со СМИ и общественностью, обеспечению благоприятных внутренних отношений.
В настоящее время организационная культура понимается как комплексный инструмент, позволяющий серьезно влиять на человеческие ресурсы, повышать эффективность деятельности организации на основе анализа как «положительных», так и «отрицательных» характеристик.
Судя по всему, назрела необходимость своего рода возрождения организационной культуры не только как понятия в рамках социологической и организационной теорий, но и как инструмента для практиков. Этому будут способствовать наличие достаточного количества теоретического материала и уже значительно более взвешенный практический опыт.
Для управленцев-практиков возрождение организационной культуры, уникального комплексного инструмента, может дать многое в борьбе за эффективность. В частности, с помощью формирования имиджа организации и развития системы мотивации, работы над соответствующими артефактами организационной культуры, можно добиться ощутимого синергетического эффекта, получение которого является одной из особенностей такого инструмента, как организационная культура.
Список литературы
Бас В.Н Управление организационным поведением // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2014. № 146.
Бычкова Л.В., Евглевская Т.А., Коварда В.В., Добринова Т.В., Безуглая Е.В. Организационное поведение государственных и муниципальных служащих // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 5.
Грошев И.В., Краснослободцев А.А. Модель системного бренд-менедж-мента организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 3. С. 91-98.
Грошев И.В., Краснослободцев А.А. Организационная культура. М.: Юнити-Дана, 2013. 535 с.
Гулей И.А., Шавырина И.В. Клиентоориентированный подход в развитии организационной культуры // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 8. С. 257–262.
Дьячкова Е.Н., Шутеев В.В. Актуальные аспекты использования командных процессов в системе менеджмента современной организации // в сборнике: Научное мышление молодых ученых: настоящее и будущее. 2015. С. 68–78.
Заикина Ю.Ю., Федоренко Т.М. К вопросу о культуре государственного служащего. В сборнике: Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом материалы (3–7 секции) II (VII) Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет». 2015.
Ким Д.М. Особенности и перспективы исследования организационной культуры государственной службы // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 1.
Кравченко Е.Ю. Организационная культура как фактор эффективности управленческой деятельности: монография. Белгород: БУКЭП. 2015. 173 с.
Кравченко Е.Ю. Организационная культура как элемент социальной ответственности // Вестник Белгородского университета ко- операции, экономики и права. 2015. № 4. С. 125–131.
Крючкова Н.В. Организационное поведение в системе современного управления // Вестник АКСОР. 2014. № 2 (26).
Мозговая Ю.А., Однорал Н.А. Внедрение технологии управления по целям в корпоративную культуру предприятия // Белгородский экономический вестник. 2014. № 3 (75). С. 72–81.
Немыкин Д.Н., Ледовская И.И. Стратегическое управление персоналом как направление развития кадрового менеджмента организации: формирование компетенций специалистов и оценка эффективности. Белгород. 2014.
Покровская Н.Н., Вэй Фэн. Организационная культура в России и Китае: некоторые аспекты сопоставления // Социологические исследования. 2017. № 4.