Файл: Управление конфликтными ситуациями в государственных организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обычно правила поведения государственного служащего при возникновении конфликта интересов прописываются в этичных кодексах. Но невозможность существования инструкций относительно решения всех достоверных конфликтных ситуаций побуждает до того, чтобы в служебной деятельности в большей мере руководствоваться профессионально-этичными принципами, которые играют в государственно-

управленческой деятельности ориентирующую и мотивирующую роль. С целью содействия укреплению добропорядочности при выполнении служебных обязанностей в «Наставлении Организация Экономического Сотрудничества и Развития относительно разрешения конфликта интересов на государственной службе», например, выделяются такие ключевые принципы как:

  • служение общественным интересам;
  • обеспечения прозрачности и контроля;
  • повышение индивидуальной ответственности и личный пример;
  • формирование нетерпимой к конфликту интересов организационной культуры[8, с. 59-67].

Систематическое проведение мероприятий профессиональной социализации индивида, профессионально-этичная учеба, демонстрация лучших примеров профессионального поведения могут активизировать моральные факторы управления конфликтами интересов.

Конфликт интересов у государственного служащего может провоцировать конфликты между ним и: организацией, обществом, профессиональной группой, работниками организации.

Выявление разных «субъектов реагирования» на конфликт интересов позволяет отыскивать разные пути и этичные факторы его решение и задействовать каждого из этих субъектов (индивидуальных или коллективных) для его предупреждения[12, с. 81].

В государственном управлении наиболее разработанными являются алгоритмы выхода из внутренне-организационного конфликта. Они зафиксированы в нормативных документах в виде предписаний для индивида (правила сообщения о конфликте интересов, избежания, предотвращения и разрешения конфликта интересов) и для организации (предписания относительно предупреждения, проявления, контроля и санкционирования конфликта).

Конфликт интересов государственного служащего может стать катализатором конфликта между обществом (гражданами) и настроенным на реализацию частного интереса индивидом- чиновником. Выходом из данной коллизии могут быть широко задействованные механизмы общественного присмотра. В этом случае общественность, общественные организации могут осуществлять контроль и инициировать предупреждение конфликтов интересов и санкционирования злоупотреблений чиновников служебным положением (через обращение к органам исполнительной власти с жалобами, судебные позывы, выступления в СМИ и тому подобное).


Конфликт интересов провоцирует противоречие между частными интересами государственного служащего и интересами профессиональной группы (что направлены на выполнение ее социального назначения), при этом оказываются новые механизмы влияния на работника. Репутационный контроль за поведением чиновника со стороны профессионального сообщества становится весомой контрмерой использованию служебного положения.

Конфликт интересов может порождать конфликт с межличностным ракурсом измерения - между работником, который злоупотребляет или может злоупотребить служебным положением, и работником, для которого подобные действия или бездеятельность коллеги являются неприемлемыми. В этой ситуации как средство выявления конфликта интересов могут использоваться служебные разоблачения[27, с. 99].

Когда конфликт интересов появляется как внутренне-личностный конфликт, он приобретает действительно моральной окраски. При существовании противоречий между одинаково значимыми для субъекта ценностями моральный конфликт протекает достаточно остро для личности. В этой ситуации служащий стоит перед моральным выбором и только сам является актером конфликтного «взаимодействия».

Иногда индивид вынужден делать выбор между несколькими обязанностями. Для государственного служащего собственная материальная обеспеченность, благосостояние его семьи, дружественные чувства и тому подобное могут быть серьезными мотивами для нарушения профессионально-этичных наставлений. В качестве в таких обстоятельствах управляющего начала выступает иерархия моральных ценностей человека.

Безусловно, и общественная мораль, и профессиональная этика устанавливают ограничение эгоистичной настройкой человека. Однако то, насколько эти ограничения усваиваются индивидом, и служащий внутренне будет соглашаться с общественными и профессионально-этичными требованиями, зависит от личностных принципов и добродетелей работника.

4. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

Конфликт интересов на государственной службе является достаточно частым явлением. Так или иначе, любой государственный служащий попадает в ситуации, которые связаны с конфликтом интересов. Этих ситуаций не возможно избежать, потому что служащий во время принятия решения не всегда может действовать беспристрастно, без учета своих личностных интересов или интересов разных групп, а именно: социальных, политических, в сфере бизнеса и тому подобное, в успешной деятельности которых он может быть заинтересован[8, с. 59-67].


Следовательно, если это явление невозможно искоренить полностью, то возникает потребность в необходимости возвести негативное влияние от него к минимуму. Вполне вероятно, что соответствующие эффективные механизмы предотвращения возникновения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе уже существуют в управленческой практике других стран, в таком случае целесообразно выучить этот опыт и рассмотреть перспективы его внедрения в РФ.

Серьезное научное изучение проблемы конфликта интересов началось в конце ХХ века. На ее урегулирование направлен целый ряд национальных и международных правовых документов.

Так, проблема конфликта интересов рассматривается в Международном кодексе поведения государственных должностных лиц (Раздел 2 «Коллизии интересов и отказ от права»), Европейском кодексе поведения для местных и региональных выборных представителей (Статья 10 «Конфликт интересов»), Модельном кодекс поведения государственных служащих (Статья 13 «Столкновения интересов»), Наставлению Организации Экономического Сотрудничества и Развития относительно разрешения конфликта интересов на государственной службе (в 2003 г.), этичных и антикоррупционных кодексах поведения государственных служб многих стран (Австралии, Ирландии, Канады, Словакии, США, ФРГ и тому подобное)[18, с. 1188-1194].

В России конфликт интересов регулируется такими законодательными актами, такими как Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»»[6] и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[4], Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[2].

Как следует из ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей. При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

Личная заинтересованность - это возможность получить доход (неосновательное обогащение) в денежной либо натуральной форме, в виде материальной выгоды непосредственно для госслужащего, членов его семьи, иных субъектов. К последним можно отнести друзей, знакомых, иных родственников служащего.


Аналогичные понятия содержатся и в ст. 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе». Этим законом на служащего возложена обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения служащий обязан в письменной форме уведомить непосредственного руководителя, а также представителя нанимателя.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также может состоять в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов[9, с. 54].

Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Под указанные определения конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным.

Тем не менее, можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным. Среди них:

- выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и (или) лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

- выполнение иной оплачиваемой работы;

- владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

- получение подарков и услуг;

- имущественные обязательства и судебные разбирательства;

- взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;

- явное нарушение установленных запретов[19, с. 47-49].

Непринятие служащим, а также руководителем, которому стало известно о наличии у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по его предотвращению и (или) урегулированию является правонарушением, влекущим увольнение в связи с утратой доверия.

Государство прямо или опосредованно способна влиять на достойный выход из этой ситуации. Активное проведение мероприятий профессиональной социализации, профессиональной учебы способное через механизм убеждение действовать на осознание и усвоение индивидом миссии профессии.


Конфликт интересов рассматривался как конфликт между общественно-правовыми и частными интересами должностного лица. Но целесообразно было бы обозначить и расхождение интересов служащего как представителя профессиональной группы, ведомства, государственной институции и интересами общественно-правовыми. В данном случае неправомерным образом повлиять на выполнение должностным лицом официальных обязанностей или функций способны групповые интересы индивида. Обсуждение этого ракурса проблемы касается выработка мероприятий предотвращения негативных последствий корпоративности (профессиональной, ведомственной, организационной).

Следовательно, выделение разных срезов конфликта интересов позволяет задействовать разные этичные сценарии управления им. В целом влияние на активизацию профессионально-этичных и моральных регуляторов является недостаточно востребованным в российских реалиях средством разрешения конфликта интересов[28, с. 11-15]. Неурегулированность вопроса конфликта интересов свидетельствует о существенных проблемах в этике государственного служащего: недостаточное культивирование и поддержку добродетелей бюрократии, слабую выразительность чувства профессиональной чести и профессионального достоинства и тому подобное.

Для предотвращения и регулирования конфликта интересов, кроме влияния на активизацию моральных регуляторов поведения, необходимо задействовать институциональные средства управления этим конфликтом, создать благоприятные условия для деятельности государственных служащих.

Российской исполнительной власти необходимо воплотить в практику собственную стратегию управления конфликтами интересов. В профессионально-этичной плоскости - это требует четкой фиксации принципов и норм поведения государственных служащих в этичном кодексе, учеба чиновников сценариям надлежащего поведения в таких конфликтных ситуациях, возложение ответственности за осуществление профессионально-этичных программ и управление конфликтами интересов на определенные структуры, наличие советников (омбудсменов), которые бы расследовали жалобы, предоставляли служащим совета относительно предупреждения и выхода из конфликтов интересов[30, с. 50-54].

Формирование эффективного административно-правового механизма регулирования конфликта частных и публичных интересов, возникающих у государственных служащих при осуществлении ими служебных обязанностей, обусловлено необходимостью совершенствования системы государственного управления Российской Федерации, одним из основных недостатков которой в настоящее время, по нашему мнению, является высокая степень коррумпированности всех элементов этой системы.