Файл: Налоговая система Российской Федерации (Понятие налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Одним из методов экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на экономику, одно из важнейших мест занимают налоги. Налоговая политика широко используется как регулятор воздействия на негативные явления рынка. Налоги, так же, как и налоговая система — это мощный инструмент управления экономикой в условиях рынка. Эффективность народного хозяйства зависит от того, насколько правильно построена система налогообложения.

Налоговая система — это то, с чем любой человек рано или поздно столкнется. Это касается и выплатой налогов, и подачей налоговой декларации, для получения от государства налоговых вычетов. А если человек собирается заниматься частным предпринимательством, то налоги – постоянно будут сопровождать его на всем пути развития его фирмы.

Проблема налогов является одной из наиболее сложной в практике осуществления проводимой в любой стране экономической реформы.

Российская налоговая система развивается, опираясь на огромный практический и теоретический опыт Запада. Однако его использование серьезно затруднено, поскольку экономические, социальные и политические условия развития России значительно отличаются от условий развития стран Запада.

Целью данной работы является раскрытие действующей налоговой системы РФ, выявление основных её противоречий и путей их решения.

I ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Налоговая система России – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в соответствии с законодательством РФ. Понятие налоговой системы часто включает в себя не только налоги, а рассматривается как совокупность отношений по поводу установления и взимания налогов и сборов.

Таблица 1

1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.


Такое определение налога приведено в статье 8 Налогового кодекса РФ.

Функции налогов:

  1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
  2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
  3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
  4. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства

1.2. Классификация и функции налогов

В соответствии со статьей 12 Налогового кодекса РФ налоги бывают:

1. Федеральные, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

2. Региональные, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

3. Местные, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Эти налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Налоги делятся на:

- прямые налоги – это налоги на доходы физических и юридических лиц (НДФЛ, налог на прибыль), налоги на имущество физических и юридических лиц физических и юридических лиц (налог на землю, транспортный налог, налог на имущество);

- косвенные налоги - налоги на товары и услуги с оборота – НДС; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.


Таблица 2

​​​​​​​1.3. Специальные налоговые режимы

Налоговым кодексом РФ установлены специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, определяют порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

К специальным налоговым режимам относятся:

- система налогообложения для сельскохозяйственных производителей - данный режим также известен под названием Единый сельскохозяйственный налог. Налогоплательщиками при данном налоговом режиме являются сельскохозяйственные товаропроизводители (организации и индивидуальные предприниматели), добровольно перешедшие на этот режим;

- упрощенная система налогообложения - особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса и облегчение ведения налогового учёта;

- единый налог на вмененный доход - налог, вводимый законами субъектов Российской Федерации и заменяющий собой уплату ряда налогов и сборов, существенно сокращает и упрощает контакты с фискальными службами (отменен с 2021 года);

- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции - данный налоговый режим применяется при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»;

- патентная система налогообложения – применяют в своей деятельности только индивидуальные предприниматели.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований дано право устанавливать по специальным налоговым режимам:

- виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

- ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

- налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;


- особенности определения налоговой базы;

- налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.

1.4. Методы осуществления налоговой политики и управление налогообложением

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства.

Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения.

Следовательно, налоговая политика – это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

Налоговую политику РФ осуществляет Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией.

Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории РФ является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление – Федеральная налоговая служба (ФНС).

ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.


Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также Положением о Федеральной налоговой службе.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Для осуществления управления налогообложением в структуре центрального аппарата Федеральной налоговой службы России созданы: департамент налоговой политики и совершенствования налогового законодательства, административно-контрольный департамент, департамент методологии налогообложения прибыли и бухгалтерского учета для целей налогообложения, департамент методологии косвенных налогов, налогов с оборота и налога с продаж, департамент по работе с крупными налогоплательщиками, реструктуризации задолженности и принудительному взысканию недоимки, департамент контроля налоговых органов и другие структурные подразделения.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Минфин России разрабатывает совместно с Федеральной налоговой службой России и другими федеральными органами исполнительной власти предложения о налоговой политике развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы в РФ.

1.5. Правовое значение объекта налогообложения

Налоги являются обязательными платежами в пользу государственной или муниципальной казны. Обязательный их характер определяется тем, что взимание их осуществляются независимо от желания субъекта платежа (налогоплательщика – физического или юридического лица).