Файл: Налоговая система Российской Федерации (Понятие налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако, каждый налогоплательщик уплачивает не все установленные государственные и местные налоги, а только те, что непосредственно имеют к нему отношение - ибо последние взимаются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Основным условием, порождающим для конкретного лица обязанность платить тот или иной предусмотренный законом налог, является наличие объекта налогообложения. И это основное условие – является главным юридическим фактом, порождающим налоговую обязанность физического или юридического лица.

Основное правовое значение объекта налогообложения заключается в том, что он порождает налоговые правоотношения и налоговую обязанность, что является фактическим основанием для взимания налога.

Поэтому налоги чаще всего получают свое наименование от объекта налогообложения:

- НДФЛ – налог на доходы физических лиц:

- налог на имущество – возникает, когда физическое или юридическое лицо имеет имущество (квартиру, дом, дачу, гараж, здание, сооружение и т.д.);

- налог на замелю (при наличии во владении земли);

- транспортный налог (при наличии в собственности транспортного средства).

Для целей налогообложения любой объект подлежит измерению.

Для расчета налога применяются разные единицы изменения, которые приведены в Таблице 3.

Таблица 3

Единицы изменения объектов налогообложения

Наименование объекта налогообложения

Единица измерения

Выручка для расчета НДС, налога на прибыль

рубли

НДФЛ

рубли

Транспортный налог

Лошадиные силы (при учете мощности двигателя)

Налог на имущество

Кадастровая стоимость объекта

НДПИ

Полезные ископаемые, добытые из недр в тоннах

II. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2.1. Принципы построения налоговой системы

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.


В истории человечества ни одно государство не обошлось без взимания налогов. Исторический налоговый опыт человечества указывает на то, как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие всех государственных расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Для того чтобы глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения.

Еще Адам Смит в своих работах сформулировал классические принципы, которые должны применятся в любой системе налогообложения. К ним относятся:

  • Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.
  • Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.
  • Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.
  • Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Вышеперечисленные принципы понятны и ясны, и поэтому они стали «аксиомами» любой налоговой политики.

В настоящее время они расширены и дополнены. Поэтому к современным принципам налогообложения относятся:

  1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (но это не всегда применяется на практике).
  2. Налогообложение доходов должно носяить однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Однако это не всегда применимо. В частности, в России сначала начисляется акциз, а потом на сумму с акцизом начисляется НДС.
  3. Обязательность уплаты налогов – у налогоплательщика не должно быть сомнений в неизбежности платежа.
  4. Система и процедура расчета и уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков.
  5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
  6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

2.2. Налоговая система Российской Федерации

Современная налоговая система России представлена в таблице 4.

Таблица 4

В соответствии с НК РФ налоги делятся на:

Таблица 5

СТР.ВЗН

Основные функции налогов:

  1. Фискальная функция - наиболее важная, благодаря ей формируется бюджет государства.
  2. Социальная - перераспределение доходов в пользу социально незащищенных слоев.
  3. Регулирующая - решение с помощью налоговой политики определенных задач государственного уровня. Имеет стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции.
  4. Контрольная - отслеживание государством своевременности и полноты финансового трафика в казну.

Принципы построения налоговой структуры, сформированные в НК РФ:

  1. Обязанность каждого лица уплачивать справедливо установленные налоговые сборы.
  2. Налогообложение в РФ характеризует всеобщность и равенство.
  3. Налоги не имеют права быть дискриминационными - по национальному, религиозному, расовому и иному критерию.
  4. Налоговые ставки не зависят от гражданства лица, формы его собственности, источников капитала.
  5. Налоги не могут быть произвольными.
  6. Налоги не должны создавать препятствия для свободной экономической деятельности, осуществляемой в рамках закона.
  7. Никто не обязан уплачивать налоги в ином размере или порядке, чем то определено НК государства.
  8. Законодательные акты о налогообложении должны быть написаны понятным и доступным для граждан языком. Все неясности, туманные определения налогового законодательства толкуются в пользу плательщика налогов.

2.3. Недостатки налоговой системы России

Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

В России изначально было взято направление налогового системы - фискальный ориентир. В большей степени налоговая система имеет конфискационный характер.


Если анализировать цифры статистики, то у предприятий изымается 85-90% прибыли. Современная российская налоговая система лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при реализации всех функций налогообложения - фискальной, распределительной и регулирующей.

Основной недостаток налоговой системы России состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий. Нет увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью предприятий экономики. В результате чего, отсутствие такой взаимосвязи привело к тому, что налоговая система развивается сама по себе – путем введения новых налогов, повышение ставок (пример повышение ставки НДС с 18% до 20%), а предприятия, вопреки всему развиваются сами по себе.

Особенно в последний 2020 год, многие просто выживают, и предприятия поставлены на грань убыточности и банкротства. Основная цель предприятий заинтересованы в получении минимальной прибыли, или оптимизация расходов, для того, чтобы избежать высокого налогообложения.

Так как последнее время налоговая политика построена на принципе - “чем больше ставка, тем лучше для государства и построения рыночной экономики”. В итоге - недобор налогов (пример, повышение страховых взносов с заработной платы привели к тому, что часть зарплаты выплачивается в «конвертах», а это снижение поступления в региональные бюджеты НДФЛ, в федеральный бюджет - страховых взносов).

Наша налоговая система построена так, что налоговые платежи возрастают по мере роста цен (пример – акцизы, НДС). С точки зрения пополнения бюджета это хорошо, но совершенно неприемлемо с позиций обоснованности налогообложения. Создается иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле все это обусловлено инфляционным фактором - идет процесс “накачивания” налоговой массы, но в то же время увеличивается дефицитность бюджета, так как инфляционный фактор еще в большей степени влияет на его расходы.

Все еще актуальной остается задача обеспечить формирования такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту. Наряду с фискальной ролью налоговая система в условиях становления рынка должна выполнять активную стимулирующую функцию.


2.4. Аналитические данные по собираемости налогов в 2020 году

Согласно проекту плана деятельности МФ России на 2020-2025 годы, поставлена задача по повышению собираемости налогов в России. Причем к 2024 году эксперты МФ собираются добиться показателя в 99%. Тем не менее, расти собираемость налогов будет постепенно.

Так, согласно плану МФ, в 2020 году показатель составит 98,72%, в 2021 году собираемость налогов увеличится до 98,79%, в 2022 году - до 98,86%, а в 2023 году ведомство планирует собираемость налогов на уровне 98,93%.

В настоящее время подведены некоторые промежуточные итоги по 2020 году. Так за восемь месяцев 2020 года поступления администрируемых службой доходов в консолидированный бюджет составили:

  • налог на прибыль - 2,7 трлн рублей,
  • НДС - 2,6 трлн рублей,
  • НДФЛ - 2,5 трлн рублей,
  • НДПИ - 2,6 трлн рублей.

При этом поступления по нефтегазовым доходам за этот период снизились на 2,6%. По НДС они сохраняются почти на уровне прошлого 2019 года - поступило 2,6 трлн рублей, что на 1,4% меньше.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, страховые взносы демонстрируют положительную динамику - поступило 4,56 трлн рублей - на 2% больше, чем в прошлом году, а по НДФЛ - 2,5 трлн рублей с 2,6% роста. При этом поступления НДФЛ отражают постепенное восстановление уровня доходов граждан. Так, в апреле и мае они снизились на 19% и 14%. С июня же фиксируется рост поступлений: в июне - на 2,8%, в июле - на 6,1%, в августе - на 14,5%.

С учетом моратория на проведение проверок во II квартале 2020 года за I полугодие 2020 года их количество снизилось на 65%: с 4,9 до 1,7 тыс.

Сумма поступлений по контрольно-аналитической работе снизилась на 15% - до 135 млрд рублей. При этом поступления по аналитической работе выросли на 4,5% - до 64 млрд рублей. 48% от них были уплачены вне рамок налоговых проверок - плательщики уточнились добровольно.

В связи с пандемией было приостановлено взыскание задолженности, что сказалось на росте долга на сумму более 300 млрд рублей. Показатель DTI незначительно вырос, по сравнению с 6,1% на 1 января 2020 года, составив 7,5% на 1 августа.

По данным налоговой службы 2,2 млн компаний с 7,5 млн работников получили субсидии на сохранение численности работающего персонала - 90,9 млрд рублей. 293 тыс. компаний с 1 млн сотрудников получили 11,6 млрд рублей субсидий на дезинфекцию и профилактику. 2 млн субъектов МСП из пострадавших отраслей и социально ориентированных некоммерческих организаций были освобождены от уплаты налогов и взносов за II квартал 2020 года - на 75 млрд рублей по уже поданным декларациям. Компаниям были предоставлены отсрочки на 30 млрд рублей, а рассрочки - на сумму более 25 млрд рублей.