Файл: Методы и средства проектирования информационных систем и технологий. Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 2. Многообразие "проекций" организации

Например, одна и та же организация может быть представлена как:

- сеть процессов, с помощью которых она выполняет свою миссию;

- совокупность источников и потоков информации и типов данных;

- организационная структура;

- инфраструктура (территории, здания, сооружения, коммуникации и т.д).

При создании моделей деятельности сначала описывают миссию (фундаментальные цели предприятия), затем дают характеристики основным стратегиям, которые позволяют этих целей достигнуть.[7]

Моделирование объекта начинают именно с описания процессов, определяющих миссию. Затем поэлементно описывают другие процессы, существующие на предприятии. Это дает возможность выявить и устранить очевидные ошибки в структуре управления. Процесс продолжают до достижения необходимой степени "прозрачности", достаточной для корректного анализа выработки эффективных управленческих решений.

После поэлементного описания процессов проводят их анализ и ранжирование по важности и эффективности. Решение принимается по следующему принципу: кто больше всех выигрывает от эффективной организации процесса и кто больше всех проигрывает от сбоев во время его выполнения. При этом за каждым процессом закрепляется сотрудник, на которого ложится основная ответственность за улучшение этого процесса. [1][8]

В соответствии с идеологией стандартов ISO семейства 9000 создание системы менеджмента качества в конкретных ситуациях является доказательством того, что организация потенциально способна стабильно поставлять продукцию, отвечающую обязательным требованиям и требованиям потребителей, а также неуклонно повышать удовлетворенность потребителей. Требование стандартов о представлении системы менеджмента качества в виде сети процессов является необходимым и достаточным условием ("проекцией") обеспечения ее "прозрачности" для оценки первой, второй и третьей сторонами, доказательством потенциальных возможностей обеспечения результативности.

Применение в организации в качестве основы управления системы (сети) процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться "процессным подходом" (рис. 3).

Функциональная модель строится для:

- формирования иерархии процессов, определяющих качество продукции;

- определения входов, выходов и взаимосвязей между процессами;


- идентификации процессов, включающей определение диапазонов ответственности, ресурсов, требуемой документации (организационно-распорядительных документов, нормативов и т. д.) и показателей качества процессов.

Рисунок 3. Идеология процессного подхода в соответствии с ISO семейства 9000 версии 2000т.

Статистическая модель служит для ответа на вопросы:

- Какие параметры процесса определяют качество продукции?

- Как проранжировать эти параметры по степени важности?

- Как улучшить процесс за счет внутренних резервов?

- Как прогнозировать состояние качества продукции и процессов?

- Какие корректирующие и предупреждающие меры можно прини- мать?

Эффективный менеджмент качества через призму процессного подхода можно представить условно как совокупность двух элементов:

- хорошо структурированной (описанной) сети процессов, определяющей деловой процесс (процессы) организации;[9]

- постоянно реализуемых процедур планирования, обеспечения, управления, улучшения качества в рамках каждого процесса сети процессов.


Адекватное описание процессов возможно с помощью процедуры, называемой моделированием. Под этим термином следует понимать процесс создания точного, достаточного, лаконичного, удобного для восприятия и анализа описания системы, как совокупности взаимодействующих компонентов и взаимосвязей, между ними.

С точки зрения человека, такие системы, как деятельность организации или производственный процесс, описать достаточно трудно, потому что они обладают сложной внутренней структурой и сложным характером взаимодействий между элементами этой структуры. Очень часто невозможность обычными средствами дать простое описание, а, следовательно, и обеспечить понимание таких систем делает их проектирование, разработку и поддержание в рабочем состоянии трудоемким и дорогостоящим процессом и повышает степень их ненадежности.

Моделирование предполагает наличие в обязательном порядке установленного набора изобразительных (выразительных) средств и правил - языка описания объекта. Среди наиболее распространенных языков описания и соответствующих им моделей можно выделить следующие.

Вербальная модель - описание на естественном языке. Например, для стандартизации это наиболее характерная и привычная форма описания объекта. Следует отметить, что этот язык не всегда обеспечивает необходимую "прозрачность" описываемого объекта.

Математическая модель - описание с помощью средств и правил определенного раздела (разделов) математики. Например, статистическая модель для анализа и прогнозирования технологического процесса, составленная на базе таких разделов математики, как теория вероятностей, математическая и прикладная статистика. [6][10]

Графическая модель - описание объекта с помощью средств и правил графического изображения. Например, ЕСКД (единая система ПодъемСервисский документации) - набор средств и правил получения графического описания объекта, называемого чертежом.

Следует отметить, что нет четких границ между приведенными типами языков описания и соответствующими им моделями. Как правило, каждая модель в той или иной мере использует средства и правила других моделей. Например, математическая модель может содержать как элементы вербальной модели (словесное сопровождение), так и элементы графической модели (поясняющие схемы, рисунки и т.п.).

Большинство экспертов по системам менеджмента качества (СМК) сходятся на том, что наиболее приемлемым способом описания процессов является их графическое представление. В различных документах, посвященных толкованию процессного подхода, изложенного в новой версии стандарта, предлагаются различные варианты графического представления процессов.[11]


Таким образом, описание системы процессов организации должно отражать не только отдельные процессы, но также взаимосвязи и взаимодействия между процессами. Процессы вместе с взаимосвязями и взаимодействиями представляют собой сеть процессов организации. Описание сети процессов, составляющих деятельность организации, - это сложная организационно-техническая задача, для решения которой требуются специальные средства описания и анализа.

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ООО «ПодъемСервис»

2.1. Общая организационно-экономическая характеристика организации ооо «ПодъемСервис»

Объектом исследования в работе выступает производственно-торговое предприятие ООО «ПодъемСервис».

Предприятие занимается изготовлением и поставкой запасных частей на крановую грузоподъемную технику. Основной вид деятельности - производство подъемно-транспортного оборудования.

Юридический адрес: 644052, г.Омск, ул.24-я Северная, д.204, к.1

Дата регистрации: 14.02.2006 г.

Общество «ПодъемСервис» создано с целью организации и осуществления деятельности по проектированию запасных частей на крановую грузоподъемную технику, производство и торговлю подъемно-транспортного оборудования, а так же извлечение прибыли в интересах участников.

Потребителями продукции и услуг являются многие предприятия Челябинской области и целого ряда регионов России.

Основными слагаемыми успеха ООО «ПодъемСервис» является высокое качество работ и используемых материалов, профессионализм персонала, прогрессивные технологии, продуманная до мелочей организация производства работ и служба маркетинга.

На сегодняшний день производственные мощности компании состоят из 30 чел. персонала и более 400 ед. вычислительной техники.

Организационная структура ООО «ПодъемСервис» по своему типу – линейно-функциональная (рис.4).


Рисунок 4. Организационная структура ООО «ПодъемСервис»

Анализ информационных сведений о финансовых результатах ООО

«ПодъемСервис» за 2017 – 2018 гг. представлен в таблице 1.

Таблица 1

Состав и динамика показателей финансовых результатов деятельности предприятия ООО «ПодъемСервис» за 2017 – 2018 гг., в тыс.руб.

Показатели

2017 год

2018 год

Абс. изм.

Темп роста, в

%

Выручка (нетто)

11 656

10 893

-763

93,45

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

9 615

9 075

-540

94,38

Валовая прибыль

2 041

1 818

-223

89,07

Коммерческие расходы

0

0

0

-

Управленческие расходы

931

1 021

90

109,66

Прибыль (убыток) от продаж

1 110

797

-313

71,82

Прочие доходы

16

176

160

1 100,00

Прибыль (убыток) до налогообложения

1 126

973

-153

86,42

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

901

779

-122

86,42

Как видно из таблицы 1 снижение выручки от продаж продукции и услуг за исследуемый период произошел на 6,55% или на 763 тыс.руб. в отчетном 2018 году в сравнении с уровнем 2017 года. Падала не только выручка, но и затраты на производство и реализацию продукции и услуг компании. В 2018 году по сравнению с уровнем 2017 года себестоимость производства снизилась на 5,62% или на 540 тыс.руб. Как следствие опережающих темпов снижения себестоимости над темпами снижения выручки от реализации произошло снижение валовой прибыли на 10,93%.

Отметим, еще одну отрицательную тенденцию на предприятии кроме как падения продаж наблюдается рост управленческих расходов на 90

тыс.руб. или на 9,66% (это связано с небольшим увеличением заработной платы специалистов). Таким образом, прибыль от продаж снизилась на 28,18% в сравнении с уровнем 2017 года.

Благодаря положительному сальдо от прочих видов деятельности налогооблагаемая прибыль снизилась на 153 тыс.руб. и в результате снижение чистой прибыли произошло на 122 тыс.руб. или на 13,58%.

Рассмотрим оценку рентабельности хозяйственной деятельности ООО «ПодъемСервис» за 2017 – 2018 гг., представленную в таблице 2.