Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Принципы налогового учёта).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Становление налогового учёта в России
1.1. Этапы становления налогового учёта в РФ
1.2 Сущность и функции налогового учёта
2. Современное состояние налогового учёта в России
3. Перспективы развития налогового учёта в России на современном этапе
3.1 Учётная политика для целей налогового учёта
1. Становление налогового учёта в России
1.1. Этапы становления налогового учёта в РФ
Первый этап развития и становления налогового учёта начался 01.01.1992 г. С этого времени в российском законодательстве появляются первые элементы налогового учёта. Согласно п. 5 ст. 2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (в ред. от 27.12.1991) было впервые предусмотрено, что «для предприятий, осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции, работ и услуг, по ценам ниже себестоимости, под выручкой, для целей налогообложения, понимается сумма сделки, которая определяется исходя из рыночных цен реализации аналогичной продукции». Таким образом, выручка стала определяться не по цене реализации, а по мифической среднерыночной цене, независимо от того, была ли фактическая цена реализации выше или ниже фактической себестоимости.
Второй этап начался с декабря 1994 г. Конфликт между бухгалтерским учётом и учётом для целей налогообложения особенно обострился в 1994 г., когда предпринимательские круги выступили против учёта для целей налогообложения курсовых разниц, возникающих вследствие изменения курса рубля. До конца 1994 г., согласно п. 14 Положения о составе затрат, к налогооблагаемым доходам относились положительные курсовые разницы. В конце 1994 г. был принят Федеральный закон от 03.12.1994 № 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». В результате второго этапа налоговой реформы окончательно разделились понятия бухгалтерского учёта доходов и затрат от их налогового учёта. Изменение бухгалтерского и налогового учётов потребовало корректировки отчётности. В результате были разработаны и приняты соответствующие формы отчётности и порядок их заполнения.[1]
Третий этап формирования и развития налогового учёта начался с 01.07.1995, который ознаменовался принятием Правительством РФ постановления № 661 «О внесении изменений и дополнений в положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». В соответствии с указанным постановлением было установлено, что все затраты организации, связанные с производством продукции, в полном объеме формируют фактическую себестоимость, тогда как для целей налогообложения затраты корректируются с учётом утвержденных лимитов, норм и нормативов.
С этого момента государство отказалось от функции контроля за формированием фактической себестоимости и сосредоточилось на максимальном взимании налогов. То есть фактическая себестоимость и себестоимость для целей налогообложения окончательно стали самостоятельными понятиями, отличными друг от друга. Согласно данному положению, не все фактические затраты можно отнести к затратам в целях налогообложения. Список налоговых затрат был четко ограничен Положением о составе затрат и не подлежал расширенному толкованию. При этом были определены виды затрат, которые должны были корректироваться:
- затраты на содержание автотранспорта;
- компенсации за использование личного транспорта в служебных целях;
- командировочные расходы;
- представительские расходы;
- затраты на обучение;
- расходы на рекламу;
- уплаченные банку проценты за кредиты.
На практике это привело к тому, что бухгалтерский учёт на предприятии стал выполнять две самостоятельные функции: с одной стороны, он обеспечивал достоверные данные о полной себестоимости, с другой стороны, он обеспечивал учёт расходов в целях налогообложения.
Четвёртый этап становления налогового учёта начался 19.10.1995, когда Министерством финансов РФ был издан приказ № 115 «О годовой бухгалтерской отчётности организаций за 1995 г.» и для целей налогообложения определяющим фактором стала учётная политика. В учётной политике стали определять дату возникновения налогового обязательства либо на дату отгрузки, либо на дату платежа. Налоговый учёт на дату платежа, который предпочтительнее для предприятия, дополнительно усложнил работу главного бухгалтера. Появились приложения к декларации по налогу на прибыль.
Пятый этап становления налогового учёта начался с принятия части первой НК РФ 31 июля 1998 г. На этом этапе было введено единообразное определение обязательств налогоплательщиков, их прав и ответственности, прав налоговых органов, перечень федеральных и местных налогов, порядок их взыскания. Но при этом часть первая НК РФ не описывала налогообложение по конкретным видам налогов. Эти функции впоследствии были возложены на часть вторую НК РФ, вступившую в силу с 01.01.2001. В настоящее время НК РФ дополняется новыми главами, которые описывают конкретный механизм взимания соответствующего налога. В дальнейшем введение в действие последующих глав НК РФ выявило ряд недоработок и потребовало внесения изменений и дополнений к нему, в том числе и по гл. 25 «Налог на прибыль организаций».
Шестой этап становления налогового учёта начался с принятия части второй НК РФ 5 августа 2000 г. Таким образом, в 2001 г. со вступлением в силу гл. 21 «Налог на добавочную стоимость» Кодекса в налоговом законодательстве появилось понятие «учётная политика для целей налогообложения». Значение этого понятия в НК РФ не раскрыто, но анализ положений п. 12 ст. 167 НК РФ дает возможность определить основные положения, регламентирующие применение учётной политики в целях налогообложения.
Седьмой этап становления налогового учёта начался в 2002 г. и продолжается в настоящее время. С 1 января 2002 г. ст. 313 НК РФ вводится понятие налогового учёта на законодательном уровне.
1.2 Сущность и функции налогового учёта
Понятие «Налоговый учёт» подразумевает сбор информации, а также ее обобщение с целью вычисления налоговой базы. Процесс основывается на анализе первичной документации, которая собрана и предоставлена согласно требованиям НК РФ – ст. 313.
Рис.1. Сущность налогового учёта согласно НК РФ
Как самостоятельный вид учёта с соответствующими правилами группировки, оценки, признания доходов и расходов, необходимыми для целей налогообложения прибыли, налоговый учёт появился с вступлением в действие главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций".
Развитие налогового учёта продолжается по настоящее время, что подтверждают многочисленные поправки, вносимые в названную главу. Для правильной организации налогового учёта бухгалтеру компании необходимо понимать базовые принципы его построения.[2]
Саму систему налогообложения предприниматели, юридические или физические лица разрабатывают самостоятельно.
Налоговый учёт имеет ряд определенных целей и задач.
Цель сбора и обобщения информации определяется, прежде всего, интересами тех, кто этой информацией пользуется.
Заинтересованных принято подразделять на две категории:
- внешние пользователи информацией;
- внутренние пользователи.
Первая категория – это непосредственно налоговые службы, консультанты по вопросам, касающимся налогообложения. Внешние пользователи осуществляют контроль над правильностью формирования налоговой базы, расчетов, а также поступлений налогов в бюджет. Консультанты помогают предпринимателям определиться с системой налогообложения, налоговой политикой в целом. Также проводятся консультации в отношении минимизации налоговой нагрузки предприятия.
Вторая категория – это сами бизнесмены, администрация компании. В этом случае налоговый учёт нужен для анализа дел компании в целом. Руководителю может потребоваться анализ непроизводственных расходов, то есть тех, что не подлежат налогообложению. Это позволяет оптимизировать налогооблагаемую прибыль путем сокращения конкретных расходов.
Исходя из интересов тех и других пользователей, можно выделить несколько основных целей налогового учёта: Сбор информации о суммах доходов и расходов предприятий. Собирается достоверная и прозрачная информация, на основании которой определяется налоговая база. Сбор и анализ информации для всех пользователей учёта с целью контроля правильного исчисления налогов, их поступления в бюджет. Сбор информации для администрации компаний с целью оптимизации налогооблагаемой прибыли.[3]
Налоговый учёт – это обобщение собранных данных. Процесс их сбора, регистрации и документирования подлежит бухгалтерскому учёту. Эту разницу нужно чётко понимать.
Налоговый учёт осуществляет определенные функции, которые подразделяются на три основные категории: фискальная функция; контрольная; информационная функция.
С помощью первой решается такая государственная задача как наполнение бюджета страны. Правила, а также принципы расчета поступлений основываются на интересах государства. Расчет сумм всегда отличается от данных, сформированных бухгалтерским учётом. Расходы и доходы, подлежащие налогообложению, отличаются.
С помощью второй функции налоговые органы контролируют выполнение предприятиями своих обязательств в отношении выплаты налогов. Контроль осуществляется посредством специально разработанных учётных документов, форм – декларации, счета-фактуры и другие.
С помощью информационной функции ведется учёт налогооблагаемых показателей. Осуществляется сбор информации о своевременности выплат налогов, а также сроках погашения задолженностей. Информационная и фискальная функции во многом перекликаются, так как, по сути, предоставляют информацию о поступлениях в бюджет.
К элементам метода налогового учёта, по мнению автора, следует отнести:
- первичную учётную документацию;
- оценку объектов налогообложения;
- налоговые регистры;
- расчет налоговой базы;
- налоговую декларацию;
- внутренний контроль правильности исчисления и своевременности уплаты налога.
1.3 Принципы налогового учёта
Налоговое законодательство предполагает, что налогоплательщики самостоятельно строят систему налогового учёта, руководствуясь определенными принципами. Перечислим их.
Таблица 1
Принципы налогового учёта
№ п/п |
Название принципа |
Суть принципа |
Пояснения |
1 |
Принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта |
Имеется в виду, что выбранные налогоплательщиком способы и методы ведения налогового учёта применяются последовательно от одного налогового периода к другому (абз. 5 ст. 313 НК РФ). Вместе с тем законодатель установил случаи внесения изменений в учётную политику. Это изменение законодательства о налогах и сборах или изменение применяемых методов учёта, а также появление новых видов деятельности |
Решение о внесении изменений в учётную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учёта принимается с начала нового налогового периода, при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее, чем с момента вступления в силу изменений законодательных норм (абз. 8, 9 ст. 313 НК РФ). Поскольку законодательно не установлено, когда принимается решение о внесении изменений в учётную политику для целей налогообложения в случае появления новых видов деятельности, логично предположить, что таким моментом является начало осуществления этих видов деятельности |
2 |
Принцип непрерывности деятельности налогоплательщика |
Так, в абз. 3 ст. 314 НК РФ сказано, что формирование данных налогового учёта предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учёта для целей налогообложения |
Сказанное относится и к операциям, результаты которых учитываются в нескольких отчётных периодах либо переносятся на ряд лет |
3 |
Принцип денежного измерения объектов налогового учёта |
При определении доходов и расходов налогоплательщика законодатель исходит из того, что они должны быть выражены в денежной форме |
Основание - п. 1 ст. 41, п. 2 ст. 249, абз. 3 п. 1 ст. 252 НК РФ |
4 |
Принцип имущественной обособленности организации |
Имеется в виду, что имущество организации учитывается отдельно от имущества ее собственников и работников этой организации. Этот принцип вытекает из определения юридического лица, данного в п. 1 ст. 48 ГК РФ |
Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ) |
5 |
Принцип признания доходов и расходов исходя из выбранного налогоплательщиком метода |
В условиях метода начисления доходы и расходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от момента оплаты (денежными средствами, имуществом, имущественными правами) (ст. 271, 272 НК РФ). В бухгалтерском учёте это - принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности. В условиях кассового метода, наоборот, решающей при определении доходов и расходов для целей налогообложения является дата фактического поступления (выплаты) денежных средств (имущества, имущественных прав) (ст. 273 НК РФ) |
Применение кассового метода весьма ограничено, поэтому многие авторы, определяя принципы налогового учёта, в основном исходят из принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принципа начисления) |
6 |
Принцип равномерности признания доходов и расходов |
Применяется в отношении доходов и расходов, относящихся к нескольким отчётным (налоговым) периодам |
Основание - п. 2 ст. 271 НК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ |