Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации ( Анализ внешней среды ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Любая организация расположена и работает во внешней и внутренней среде. Они предопределяют успех компании, накладывают определенные ограничения на операционную деятельность и в некоторой степени каждое действие компании возможно только в том случае, если среда позволяет его реализовать.

Каждая организация находится и работает в окружающей среде. Любое действие всех без исключения организаций возможно, если среда позволяет его реализовать. Чтобы определить стратегию поведения организации и применить эту стратегию на практике, руководство должно иметь глубокое понимание как внутренней среды, ее потенциала и тенденций развития, так и внешней среды - такова актуальность данной темы. ,

Внешняя среда является источником, который снабжает организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, что обеспечивает возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И они востребованы многими другими организациями, которые находятся в той же среде. Поэтому всегда существует вероятность того, что организация не сможет получить необходимые ресурсы из внешней среды. Это может ослабить его потенциал и привести ко многим негативным последствиям для организации. Задача стратегического управления состоит в том, чтобы обеспечить взаимодействие организации со средой, которая позволила бы ей поддерживать свой потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и, таким образом, позволила бы ей выжить в долгосрочной перспективе.

Изучение внутренней среды компании дает руководству возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Выявив сильные и слабые стороны компании, руководство имеет возможность расширить и усилить конкурентные преимущества и, соответственно, предотвратить возникновение возможных проблем. Как и в случае внешней среды, задача стратегического управления компанией заключается в поддержке и улучшении сторон, которые увеличивают конкурентное преимущество компании в долгосрочной перспективе.

Целью данной курсовой работы является анализ внутренней и внешней среды организации.

Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Изучить теоретический аспект по данной теме;
  2. Изучить краткую экономическую характеристику предприятия;
  3. Исследовать внутреннюю и внешнюю среду организации;
  4. Дать рекомендации по улучшению деятельности предприятия.

Предметом данной курсовой работы является анализ внутренней и внешней среды предприятия.

Объектом исследования является компания OOO «ELERON-KA»

Методы, используемые в курсовой работе: сравнительный, аналитический, нормативно-правовой, монографический.

При написании данной работы были использованы различные учебники, данные бухгалтерской отчетности предприятия. Теоретической основой настоящей работы являются труды отечественных и зарубежных авторов по стратегическому менеджменту, теории организации, менеджменту предприятия, маркетингу таких как Баронин С.А., Бланк И.А., Веснин В.Р, Володько В. Ф., Воропаев С. Н., Глухов В. В., Гончаров В. И. Дафт, Ричард Л. и т.д.

Глава 1. Теоретические основы внутренней и внешней среды

1.1 Анализ внешней среды

Любое предприятие находится в постоянном обмене с окружающей средой. Организационная среда - это элементы и факторы, которые окружают любую организацию и влияют на процессы, которые в ней происходят. Это источник, который предоставляет организации ресурсы, необходимые для поддержания ее внутреннего потенциала на требуемом уровне.

В теории управления принято подразделять среду организации. В этом случае деление осуществляется, как правило, на две структурные части. Это внутренняя среда организации и внешняя среда. Прямое и отдаленное окружение представляют собой внешнюю среду организации [2, с. 29].

Задача стратегического управления заключается в обеспечении взаимодействия предприятия с окружающей средой, что позволило бы ему поддерживать свой потенциал на уровне, необходимом для достижения целей, и, следовательно, позволило бы ему существовать в долгосрочной перспективе.

Чтобы определить стратегию поведения компании и ее реализацию, руководство компании должно иметь широкое понимание внутренней среды организации, ее потенциала и тенденций развития, а также внешней среды, тенденций ее развития и места, которое компания занимает в ней.

Внешняя среда, или, как ее часто называют, бизнес-среда, находится за пределами организации. Внешняя бизнес-среда формируется в процессе работы компании, которая постоянно испытывает влияние множества различных факторов и меняется со временем. Определенное количество потребителей товаров и услуг компании определяется сферой ее деятельности, особенностями товаров и услуг, рынками сбыта, масштабами производства, ценами на товары и услуги и другими факторами. Эта среда очень разнообразна и оказывает существенное влияние на деятельность всех организаций [4, с. 76].


Таким образом, финансовый кризис, начавшийся в России в 2014 году, серьезно сказался на экономике страны, что изменило работу многих предприятий на территории Российской Федерации. И это влияние было как положительным, так и отрицательным.

Например, введение продовольственного эмбарго в России негативно сказалось на деятельности розничных сетей, особенно крупных, им пришлось искать новые каналы поставок, новые продукты внутри страны. В то же время для отечественных производителей это является положительным фактом, поскольку они могут продавать свою продукцию в большей степени, не испытывая конкуренции с зарубежными производителями, в первую очередь европейскими.

Уровень и степень влияния также различны. Если конкурент предложил новый тип продукта, то организация может ответить таким же образом. Но если произошел экономический кризис, то противостоять нечему, адаптировать его будет утомительно.

Схематично внешнюю среду можно представить следующим образом (рис. 1).

Рассматривая влияние внешней среды на предприятие, необходимо понимать, что к взаимосвязанности, сложности, мобильности и неопределенности относятся факторы не только прямого, но и косвенного воздействия [6].

Среда прямого влияния - это факторы в непосредственной близости от организации, которые влияют на нее напрямую, но организация также влияет на такие факторы. Мы получаем взаимное влияние фактора на организацию и организацию на фактор..

Рисунок 1. Структура внешней среды предприятия

Элементы среды организации прямого воздействия:

1. конкуренты - предлагать похожие продукты, отвлекать потенциальных потребителей, предлагать им более интересные продукты;

2. потребители - те, кто получает основную прибыль, покупает продукты, но они могут покинуть организацию вслед за конкурентами;

3. поставщики - дают возможность работать с организацией, предоставляя необходимые материалы, но они могут не предоставлять, и тогда у организации возникнут трудности, инфраструктурные организации также классифицируются как поставщики;

4. трудовые ресурсы - самый уникальный фактор, присутствующий во внутренней среде и во внешней, в данном случае те, кто могут прийти в организацию, влияют на уровень квалификации или наоборот ее отсутствие, улучшая или ухудшая эффективность компания;

5. Законы и органы государственного регулирования и контроля - устанавливают правила игры для всех организаций, обязывают их соблюдать и наказывают за несоблюдение норм закона [1, с. 46].


Среда косвенного влияния - это макро-факторы, влияющие на деятельность организаций не всегда сразу, но сами организации не могут им что-либо противопоставить. Косвенная среда заставляет организацию играть по правилам окружающей среды. Организация может предсказать и подготовиться или уже адаптироваться к изменениям. Ну, а если нет, то организация ждет уничтожения.Основные элементы среды косвенного воздействия и их влияние на организацию:

1. Экономическая среда - влияние экономических процессов.

2. Политическая среда - влияние политических процессов и преобразований.

3. Научно-техническая среда - влияние новых технологий и инноваций.

4. Социокультурная среда - влияние общества, мода на общество, культурный порядок.

5. Природная среда - влияние различных природных и техногенных факторов.

6. Международная среда - влияние событий, происходящих в жизни мирового сообщества.

Процесс сбора информации об окружающей среде и особенно ее анализа для современного менеджмента чрезвычайно важен, все это обеспечивает поле для дальнейших процедур управления и действий.

При анализе факторов окружающей среды необходимо оценить влияние на предприятие общеэкономических условий, региональных и отраслевых особенностей деятельности. В каждом случае различные факторы могут иметь решающее значение для ухудшения финансового состояния или вмешательства (содействия) платежеспособности. Однако для их определения следует рассмотреть набор показателей [3, с. 91].

Например, анализ денежно-кредитной политики государства позволяет оценить общую экономическую ситуацию в стране. На основе инструментов, используемых для реализации государственной политики (изменения процентных ставок, резервных требований, денежной массы), можно оценить влияние на бизнес в целом и на конкретные сектора, а также на деятельность рассматриваемого предприятия в частности ,

Анализ государственного регулирования вида деятельности, в которой работает компания, динамика отрасли, влияние на деятельность сезонных факторов позволят выявить ключевые проблемы, с которыми может столкнуться организация, оценить упущенные возможности, определить потенциал для рост. Например, ужесточение лицензионных ставок может в одно время создать дополнительные расходы для получения разрешения на осуществление деятельности, увеличить время на поиск более квалифицированного персонала и его стоимость.

Помимо прочих внешних факторов, важно учитывать географическое положение и экономическое состояние региона, в котором компания расширяет свою деятельность, наличие (отсутствие) финансовых стимулов и торговых ограничений. Например, для организаций, занимающихся туристической деятельностью по реализации туристических путевок, или мероприятий по продаже товаров народного потребления, или мероприятий по предоставлению услуг аренды, расположение в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону выгодно и перспективно.


Таким образом, ретроспективная и текущая оценка влияния внешних факторов позволяет определить, может ли негативное влияние на деятельность компании привести к реальному кризису, и есть ли потенциал для успешного развития в будущем при использовании всех существующих возможностей ,

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что внешняя среда организации оказывает серьезное влияние на все процессы, происходящие в жизни любой организации. Современное управление говорит о необходимости постоянно и систематически собирать и анализировать данные о внешней среде..

1.2 Анализ внутренней среды организации

Метод, используемый для диагностики внутренних проблем, называется управленческим опросом.

Опрос руководства представляет собой методическую оценку функциональных областей организации, предназначенную для выявления ее стратегических и слабых сторон [11, с. 123].

Существует множество методов анализа внутренней и организационной среды, рассмотрим некоторые из них: SWOT-анализ

SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его непосредственного окружения (внешней среды). но. Сильные стороны - преимущества организации; б. Слабые стороны - слабые стороны организации; в. Возможности (Opportunities) - факторы окружающей среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке; д. Угрозы - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Рис. 1. Последовательность действий для проведения SWOT-анализа

Для проведения анализа необходимо:

Определите основное направление развития предприятия (его миссия)

Взвесьте силы и оцените ситуацию на рынке, чтобы понять, можно ли двигаться в указанном направлении и как это лучше сделать (SWOT-анализ);

Установить цели для предприятия с учетом его реальных возможностей (определить стратегические цели предприятия) [12, с. 156]

SWOT-анализ сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующих ячейках матрицы необходимо указать сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы. Сильные стороны предприятия - это то, в чем оно преуспело, или некоторая особенность, которая предоставляет дополнительные возможности. Недостатками предприятия являются отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или чего-то, что пока невозможно по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в невыгодное положение.